Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура дефекта и особенности логопедической работы




Акустико-фонематическая дислалия,

Вопрос 5

( первичное нарушение фонематического слуха, страдают операции узнавания фонем, различение по акустическим признакам.)

Акустические признаки:

-звонкость-глухость

-санорность звуков р и л, м и н («лыба» — рыба, «рапа» — лапа).

-мягкость-твердость(м-м мягкое)

-носовой-ротовой (м, н и их мягкие аналоги)

При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу.

обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»).

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Или вариант 2

Акустико-фонематическая дислалия, структура дефекта и особенности логопедической работы .
К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков, и принятие решения о фонеме.
Механизм – задержка формирования фонематического слуха } - не формируется вовремя акустические образы фонем (тв. – мг., зв. – гл.) } нарушается отбор фонем по акустическим признакам (в памяти записываются неправильные акустические образы (П-Б, Т-Д) } Какие дефекты? --- Характер нарушения звукопроизношения:
- отсутствие звука
- замена одного другим (зв. на глух.глухой не озвонч.)
- смешение звуков (бабушка-папушка)
У этих детей будет страдать фонематическое восприятие сама операция выделения конкретной фонемы (В слове БОЧКА какой первый звук? Ребенок говорит П)
По структуре речевого дефекта дети подразделяются на группы:
- ФФН
- фонематическое недоразвитие речи
Особенности: дефекты звонких и глухих, твердых и мягких звуков оказываются очень стойкими, исправляются длительное время, т.к.
- Каждая фонема отличается от другой либо одним смысло-различительным признаком, либо несколькими (П-Б – одна опора гл. – зв; Ш – С – много опор).
В том случае когда фонема отличается несколькими смысло-различительными признаками говорят о звуках далеких, не сходных между собой например: К и Ж отличаются по нескольким признакам:
- по способу образования (К – смычный, Ж – щелевой)
- по работе голосовых складок (К –гл, Ж – зв.)
- по месту образования (К – заднеязычный, Ж- переднеязычный)
В тех случаях, когда фонема отличается друг от друга одним смысла-различительным признаком, то говорят о звуках близких оппозиционных (С-З или Ш-Ж - одинаковы по способу образования)
Чаще всего смешиваются оппозиционные фонемы по артикуляционным и акустическим признакам.
Ребенок, воспринимая звук может опираться только на один признак - П-Б – одна опора гл. – зв; Ш – С – много опор: положение языка, губ, качество и темпер. струи.
Дети данной группы не будут готовы к обучению грамоте, если будет нарушено все пары то в цепь развития включаются звуки близкие по артикуляционным признакам, но больше будет страдать твердость и мягкость звуков.
- у этих детей звук ставиться быстро, но длительно не входит в - необходимо включать в занятия больше упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия;
- значительно нарушена память;
- эти дети расторможенные, возбудимые, постоянно переспрашивают, не перенося шума, часто жалуются, что учитель говорит громко и быстро.

Вопрос 6 Методика исследования звукопроизношения

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случая «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама-ама);

б) искажение звуков (с- межзубный);

в) замена звуков (ж -заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть);

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы).

На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования звукопроизношения и сделаны выводы.

 

ВЫВОДЫ:

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ;

МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ,

ПОЛИМОРФНОЕ,

АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ВИД ИСКАЖЕНИЯ);

ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.