Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь логопедии с другими науками




Наростання кризових явищ у сучасній культурі

На порозі XXI століття в суспільній свідомості все більше стверджується думка про те, що людство перебуває на крутому переломі. Епохальна революція в культурі — наслідок глобальної кризи, її симптоми навиду. Про це свідчить сфера мистецтва, котре найчутливіше реагує на ледь помітні зміни в житті. Криза спостерігається і в системах істини, в тому числі і в науці, яка досягла такого високого рівня розвитку, що більшість її концептуальних, методологічних та гносеологічних труднощів бачиться в кризі традиційних концепцій та уявлень європейської цивілізації. Одним із виходів з даної ситуації вважається звертання до архаїчних концептуальних кладових, до побудов давньої міфології, до скарбниць давньосхідної мудрості. Тут виявляється діалектика традиції та новації у розвитку науки, адже концепції, структури та моделі давньої мудрості, переплавлені в горнилі наукової творчості, перетворюються на нові оригінальні ідеї. Не випадково, одна 3 тенденцій науки XX ст. виявляється в інтересі вчених. Що займаються фізикою елементарних частин, космологією, біологією, психологією, біогеохімією та ін. Криза вразила і філософію, коли з почуттєвої точки зору відкидається пошук істини світоустрою, коли розвивається релятивізм та мислитель шукає сюжет для побудови Всесвіту, коли філософія перетворюється на міф. Причому мова йде про міф нового тішу — характерного симптому XX ст. Що ж сталося із старою кантівською «добросовісністю» та з «благоговінням» перед «відомого істинністю», які випробували протягом «такої довгої істоиії» (Ф. Ніцше)

 

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.

Предмет логопедии - нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения- человек.

Структура логопедии - дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых.

Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.

В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Задачи науки:

· Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях.

· Определение симптомов и степеней речевых нарушений.

· Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.

· Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.

· Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии.

· Изучений этиологий речевых нарушений.

· Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

· Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

· Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

· Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

· Принцип комплексности - для логопед. заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

· Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

· Онтогенетический принцип - разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

· Принцип обходного пути - используется в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем, т. е. формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

· Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Связь с другими науками:

· Общая педагогика (методические приёмы, принципы);

· Специальная педагогика (расстройства речи связаны с другими расстройствами);

· Тифлопедагогика (слепые и слабовидящие);

· Сурдопедагогика (глухие и слабослышащие);

· Олигофренопедагогика;

· Общая и возрастная психология;

· Анатомия и физиология органов слуха и речи;

· Невропатология (кора, подкорка, мозжечок - что доразвить, чтобы ребенок заговорил);

· Частные методики;

· Лингвистика;

· Психолингвистика;

Значение логопедии: Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности) - все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Вопрос 2 Принципы анализа речевых патологий,

выдвинуты профессором Р.Е. Левиной.

1 Принцип развития - с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.

 

2. Принцип системного подхода.

Речь представляет собой единую систему, которая включает такие компоненты: фонетику, лексику, грамматику. Они тесно м/д собой взаимосвязаны и определяют развитие друг друга. Выделяют по структуре дефекта следующие варианты: ФНР фонетическое недоразвитие речи -страдает только звукопроизношение; ФФНр на фоне дефектного звукопроизношения недоразвит фонематический слух.; Фонематическое недоразвитие речи - умея правильно произносить звуки, смешивают их в произношении (сели дети на шалашки, как блештят у детей глашки): ОНР -страдает звукопроизношение, фонематический слух, бедный словарь, речевые аграмматизмы. Для определения речевого дефекта логопед тщательно изучает все компоненты речи у пациента. Логопед определяет содержание коррекционной работы.

 

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

А) Необходимо установить (Л.С.Выготский: «Смотри на первопричину») является нарушение речи у ребенка первичным, или это следствие другой патологии. От этого зависит выбор образовательного маршрута.
Например: Первопричина у/о – следствие речь,

или Зрительная память, восприятие, наглядно-действенное мышление в норме, недоразвита слуховая память, словесно-логическое мышление, значит первична речь, вторично – ЗПР.

Обучение проходит по первопричине

Б) Логопед должен знать структуру психического развития ребенка, чтобы на логопедических занятиях работать не только над речью, но и доразвивать психические функции ребенка.

В) Необходимо учитывать реакцию пациента на свой дефект.

Адекватная - знает, недоволен, готов много и упорно работать, чтобы справиться с дефектом, как правило волевые, сознательные пациенты. Индеферентная (равнодушная) реакция на дефект - работать неохота, думает, что это очень просто или призывник – знает о дефекте, но сознательно отказывается работать.

Пациенты с гиперпереживаниями - все неприятности, неудачи объясняют своими речевыми дефектами, редко верят в успех лечения, недостаточно критичны к себе, обладают малыми волевыми умениями.

Необходимо использовать приемы психотерапевтического воздействия (разъяснение, убеждение, внушение) логопед должен научиться владеть ими или подключить других специалистов в комплексную работу (психолог, психотерапевт).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.