Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенностей закрепления НЕТ




Вопрос 9. Звук [с, з]

[с] Согл., ротовой, щелевой, передне-языч., глухой, твердый.

N арт. звука: Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние зубы. Средняя часть спинки языка несколько приподнята, по середине образуется желобок, по к-му идет выдых. струя. воздуха. Корень языка несколько опущен. Боковые края языка приподняты к боковым коренным з. и смыкаются с ними. Небная занавеска поднимается и образует плотное небное смыкание. Голосовые складки разомкнуты, не вибируют. Выдыхаемая струя узкая холодная, идет косо.

Сигматизм: 1.шипящий сигматизм. (близко к [ш]) кончик яз. Оттянут, а корень и спинка резко выгибаются по направлению к небу. 2.Межзубный (выгляд. яз. м/у зубами) 3.губно-зубной (как сф смазанный) 4.Боковой (щечное произношение) хлюпающий звук х/л/ или л/х/.

Парасигматизм: с на т; ф; д; в; г (редко)

Воспитание звука. Артикул. гимн. 1.отработать широкое положение языка. 2. На ощущение подъема и опускание кончика языка (широко открыть рот, кончик языка у нижних резцов – поднимать и опускать яз при широко открытом рте) 3.Мостик 4.горка 5. Большое внимание развитию движения губ на гласные, особенно «улыбка» 6. Упр. на переключение с одного движения на другое. 7. Работа над выдохом.

Постановка звука. 1.По подражанию (посмотри и послушай) 2. Через межзубное положение. отраб.широкое положение языка. Побужаем положить широкий язык на нижн. Губу сделать хороший выдох. А логопед в это вр четко произносит [с], отработав эти движения убираем язык к нижним зубам. 3.Через опорный [э] побуждаем произносить «э»-широко улыбнуться и выдохнуть на кончик языка. Здесь же дается образец логопеда. 4.При сохранном [ц] с использованием тактильно-вибрационного контроля и слухового (на руке) А) побуждать произносить звук «ц» и ощутить толчкообразную струю воздух на тыльной стороне руки, можно помогать с помощью отбивания рукой, ногой, мяч о пол. Б) затем побуждаем ребенка потянуть звук подольше обычного и ощутить плавную струю. 5.от опорного [ф] побуждаем произносить «ф» и высовывать язык м/у зубами на фоне произнесения «ф» подключаем слуховой контроль (логопед демонстр. межзубное «с») побуждаем положить кончик языка к нижним зубам. 6. С помощью зонда.

Закрепление звука. 1.Показать смыслоразличительную роль 2.диффиринциаци

[з] Согл., ротовой, щелевой, передне-языч., звонкий, твердый.

N арт. звука: Тоже что и [с] исключения 1.спинка язка поднимается несколько выше 2.голосовые связки сомкнуты и вибрируют 3. Выдыхаемая струя слабее

Сигматизм: 1.шипящий сигматизм. (близко к [ж]) спинка языка излишне выгарбливается. 2.Межзубный (выгляд. яз. м/у зубами «сз» с оглушением) 3.губно-зубной (как «вз» смазанный) 4.Боковой (щечное произношение) хлюпающий звук х/л/ или л/х/. 5.носоввой – акустически восприним. Как «х» с носовых оттенком.

Парасигматизм: з оглушается замен. На с; д; т; ш; в; ф; заменяется на д.

Воспитание звука. Артикул. гимн. Как при С + чашечка. Работа на гласные звуки и на дыхание.

Постановка звука. 1.По подражанию 2. От опорного [с] + тактильно-вибрационный контроль и слуховой контроль. А) даем послушать тактильно есть или нет голос (можно на примере гласных а, о и на с) Б) на фоне произносимого [с] побуждаем определить есть звоночек или нет. А затем произносим [з] и ребенок чувствует этот голос. 3.По аналогии с гласными. Последний гласный д.б. близок к внешней артикуляции [з] а-шопотом, а-громко; о-шопотом, о-громко; и-шопотом, и-громко; с-шопотом, з-громко.

Закрепление звука. 1.закреплять в позициях м/у гласными а-за, о-зо, о-зу. 2.т.к. [з]щелевой, закрепляем признак фрикативности а-з____а, о-з_____о 3.Для сохранения признаков звонкости надо сочетать с сонорами м____за, л____за, н____за. 4.Открытый слог з____а; з____о; з____у.

 

Вопрос 10. Звук [ж ]

согл, ротовой, щлевой, передненебный, звонкий, твердый

N арт. звука: губы несколько округлены; расстояние м/у зубами несколько мм; кончик языка подним. к верхним резцам, язык широкий, средняя спинка языка опущена, корень несколько приподнят; воздушная струя проходит через 2 сужения (у верхних резцов и у корня языка); язык широкий как лопата, боковые края языка поднимаются к верхним коренным зубам и смыкаются с ними; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сигматизм: 1.носовой [ж] как [х] с носовым оттенком 2.боковой (щечное произношение) хлюпающий звук х/л/ или л/х/ 3. губно-зубной (как вз смазанный) 4. Межзубный (выгляд. яз. м/у зубами) з/.

Парасигматизм: ж на з, оглушает до ш, заменяет на с, д, т, в, оглуш. на ф. (м.б. замены и смешения) – будут затруднятся обучению письму.

Воспитание звука: Артикул. гимн. 1.отработать широкое положение языка. (лопата+выдох; лопата+широко улыбнуться)2. Вкусное варенье 3. Чашечка 4. На ощущение подъема и опускание кончика языка (широко открыть рот, кончик языка у нижних резцов – поднимать и опускать яз при широко открытом рте) 5. Большое внимание развитию движения губ на гласные а, о, у, и, э. (для ш больше о и э) Организовывать диалог 6. Работа над выдохом.

Постановка звука: 1. По подражанию 2.от опорного «з» с присоединением тактильно-вибрационного и слухового контроля. На фоне произносимого «з» побуждаем округлить губы и поднимать кончик языка вверх и прожужжать. (можно помочь руками, нажав на щеки) показать образец. 3. Опорный «ш» присоединением тактильно-вибрационного и слухового контроля. На фоне произносимого «ш» побуждаем ребенка прослушать есть ли нет звонок, а затем дается сопоставление с образцом логопеда через руку. 4. По аналогии с гласными а-шопотом а-громко, о-шопотом, о-громко, э- э-. ш-ж-. 5. Механическим приемом на фоне «з» шпателем поднимаем язычек вверх.

Закрепление звука 1. В позиции м/у гласными а__жа, а___жу.(для закрепления признака звонкости) 2. В сочетании с сонорами м__жа, н__жа, л, р. 3 закрепление щелевого признака ж__а. ж__у, ж__у. (открытый слог) 4. Визуализируем виде звукоподражании 5. Отработка звука в разных фонетических позициях; отрабатываются сочетания слогов жа-жа (снач. 2 слога, после 3,4) 6. Отрабатывать ударения на 1, 2, 3, 4. слоге жа-жа-жа-жа. 7. Развитие фонематического слуха и восприятия. Хотя бы одно слово анализировать (на восприятие) проговорить слово – послушай сколько слогов – назови количество – найди слог с изучаемым звуком – выдели этот звук и произнеси – вспоминаем артикуляционный уклад звука

Автоматизация звука: 1. Закрепить правильный артикул. уклад в диалоге, маленьком высказывании, небольшом тексте 2. Формируем фонем. слух и восприятие на этом же материале. 3. Сформировать артикуляционно-акустический образ звука 4. Связываем звук с буквой. 5. Дифференциация звука показываем смыслоразличительную роль фонемы в зависимости какие звуки смешиваются у ребенка.

 

Вопрос 11 Методика исследования фонематического восприятия

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной. Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов и т.д.

Содержание заданий может быть следующим;

1. Определить количество зву­ков в словах

2. Выделить последовательно каждый звук в словах

3. Назвать пер­вый ударный гласный звук

4. Определить последний со­гласный звук в словах

5. Выделить со­гласный звук из начала слова

6. Назвать ударный гласный звук в конце слова

7. Определить третий звук в слове и приду­мать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце

8. Придумать слова, состоя­щие из 3 - 4 – 5 звуков

9. Назвать сло­ва с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами

10. Определить количество гласных и согласных в названных словах

11. Назвать вто­рой, третий, пя­тый звуки в этих словах

12. Сравнить слова по звуко­вому составу. Отобрать кар­тинки, назва­ния которых отличаются лишь по 1 звуку

13. Сказать, в чем отличие этих слов

14. Переста­вить, заменить, добавить звуки или слоги, что­бы получилось новое слово

15. Закончить слова

16. Объяснить смысл предло­жений

 

В выводах указываются навыки звукового анализа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.