Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 16




Грамматический строй речи.

Методика обследования грамматического строя языка.

Для обследования этого компонента языка ставится цель выяснить:

понимание и употребление в речи предлогов, существительных родительного падежа множественного числа, согласование в роде, числе, падеже прилагательных с существительными, использование глагольных форм.

Обследуется употребление в самостоятельной речи виды предложений: восстановить нарушенный порядок слов в предложении, составить предложения из слов, данных в произвольном порядке. Ребенку предъявляется составление предложений по демонстрации действий, по картине, по серии картин, по опорным словам.

Обследование начинается с уровня сформированности синтаксических навыков ребенка.

Если у ребенка имеются начатки фразовой речи, то исследование грамматических структур проводится в процессе манипуляции с игрушками. Выясняется, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме этого, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции. При этом жестко исключаются подсказывающие жесты, интонация, указывающий взгляд.

Если у ребенка сформирована фразовая речь, то можно начать исследование со сложных предложений, доступных для детей по структуре, постепенно переходя к более простым, пока не определиться тот уровень, которым ребенок владеет уверено.

В ходе обследования лексико-грамматической стороны речи следует вести протокол обследования, куда заносятся данные о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка.

Классификация речевых нарушений

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие.

Разработана Р.Е.Левиной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода. Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития у детей. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.

Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй речи, словарный запас), функциональные компоненты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушение средств общения.

1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия произношения фонем.

2.Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

 

Вторая группа – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Т.о обе классификации отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий – они дополняют другу друга.

Вопрос 17 Звук "Р"

Характеристика звука: согласный, ротовой, дрожащий, язычно-альвиолярный, сонор, твердый.

Правильная артикуляция: 1.похожа на артикуляцию "Ш", "Ж". 2. кончик языка поднимается к альвиолам, соприкасается с ними, но не плотно, здесь идет выдыхаемая струя воздуха, которая приводит в движение (вибрация) кончик языка. 3. средняя часть спинки языка опущена как при звуке «Ш», «Ж» - «чашечка». 4. Корень языка несколько приподнят. 5. Боковые края языка приподнимаются к коренным зубам и смыкаются с ними. 6 Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. 7. мягкое небо поднимается и образует плотное небно-глоточное смыкание. Поэтому выдыхаемая струя воздуха не идет через нос.

Недостатки: ротацизм, параротацизм.

Ротацизм:

1. отсутствует. Ребенок удлиняет произношение следующей гласной.

2. Звук произносится картаво, наблюдается 2 формы картавости:

а) Велярная «Р». Образуется в результате сближения корня языка с мягким небом. В результате образуется щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха и приводит в дрожание тонкий край мягкого неба. Аккустически звук воспринимается как карканье вороны (как «ГХ»).

б) Увулярное «Р» (маленький язычок – увули). Образуется в результате дрожания маленьког язычка – увули. Аккустически воспринимается как «Х».

3. Носовое произношение звука «Р». При данном дефекте излишне поднимается корень языка, смыкается с мягким небом и оттягивается вниз. Аккустически звучит по-разному: а) как «Х», но с носовым оттенком; б) как «НГ».

4. Боковое произношение. Звук аккустически звучит как «РЛ»

5. Одноударное произношение. Звук образуется не вибрацией, а одним ударом языка и звучит как «ДР».

Параротоцизм: Л, В, Д, Г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.