Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По методичке Трубниковой Н.М




Методика исследования фонематического слуха

Вопрос 20

Содержание за­дания

1.Опознание фонем:

а) подними ру­ку, если услы­шишь гласный звук [О] среди других гласных

( а, у, ы, о, у, а, о, ы, и)

б) хлопни в ла­доши, если услышишь согласный звук [К] среди дру­гих согласных

(п, н, м, к, т, р)

2. Различение фонем, близких по способу и ме­сту образования и акустическим признакам:

а) звонких и глухих

(п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф)

б) шипящих и свистящих

(с, з, щ, ш, ж, ч, ц)

в) соноров

(р, л, м, н)

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

а) со звонкими и глухими зву­ками

(ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА)

б) с шипящими и свистящими

(СА-ША-СА, ШО-СУ-СА; СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА; ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-ЖА)

в) с сонорами

(РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА)

4. Выделение исследуемого звука среди сло­гов. Подними руку, если услышишь слог со звуком [С]

(ЛА, КА, ЩА, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ)

5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладо­ши, если услышишь слово со звуком [Ж] (лужа, рука, до­рога, живот, мо­лоток, жук, кровать, ножницы)

6. Придумыва­ние слов со зву­ком [З]

7. Определение наличия звука [Ш] в названии картинок

(колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чай­ник, лыжи, цап­ля, звезда)

8. Называние картинок и определение отличий в названиях

(бочка - почка, коза - коса, дом - дым)

9. Определение места звука [Ч] в словах (нача­ло, середина, конец)

(чайник, ручка,мяч)

10. Раскладыва­ние картинок в 2 ряда: в первый со звуком [C], во второй со звуком [Ш] (сом, шапка, машина, коса, автобус; кошка, пылесос, каран­даш)

Данные задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи.

Необходимо соблюдать условия:

1. Картинки называет взрослый, ребенок молча на них показывает.

2. Картинки называются только одним словом, в именительном падеже.

3. Картинки называются в разной последовательности.

4. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном.

5. Логопед не должен смотреть на называемую картинку.

6. Названия букв и картинок при проверке должны закрываться.

7. Ребенок может начинать повторять звуковой ряд только после того, как логопед произнесет весь ряд до конца.

8. Ребенок должен повторять в заданной последовательности.

Выводы: функции фонематического слуха сформированы; сформированы недостаточно (указать, в чем конкретно это проявляется).

Вопрос 21 Дислалия, определение, формы и их характеристика.

Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата. Редко бывает, когда нарушено все сразу.

1. Слабость нейродинамических процессов:

в коре головного мозга протекают нейродинамические процессы: возбуждение, торможение, концентрация. Их полноценная деятельность необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его. Причина: соматическая ослабленность ребенка;

2. Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических, ни функциональных расстройств.

Речеслуховой анализатор недоразвит. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.

Причины:

· Неблагоприятное речевое окружение (воспитанием ребенка занимаются лица с недостатками произношения, данный недостаток превращается для ребенка в эталон нормы, ребенок овладевает речью с данным недостатком).

· Неправильное речевое воспитание (члены семьи уподобляют свою речь детской речи (сюсюкают).

· Двуязычие в семье.

3. Нарушения анатомического строения речевого аппарата (любые, даже незначительные нарушения языка, губ, зубов и т.д. искажают произношение звука.

Дислалия (функциональная) как клинический диагноз, ставиться с 5 лет, а механическая - в любом возрасте.

Функциональная дислалия наступает в результате соматической ослабленности, неправильного речевого воспитания и окружения; Не связана с органическим поражением центральной нервной системы.

У детей – дислаликов сохранен интеллект, слух, зрение.

Классификация – Б.М. Гриншпун. Основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта.

I. Акустико-фонематическая дислалия – первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам:

Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры [р] [л]

Наблюдаются случаи, которые смешиваются не пара звуков, а вся фонематическая группа, имеющая данный акустический признак. Все шесть пар звонки и глухих: З айка – с айка, К ости – г ости, твердость – мягкость для всех звуков.

В силу этого такие дети в период школьного обучения испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта у таких детей фонематическое недоразвитие речи.

II. Артикуляционно-фонематическая дислалия. Первичным звеном нарушения является недостаточная сформированность артикуляционной базы речи.

1. Из-за трудностей овладения сложными артикуляционными укладами ребенок заменяет звук на более простой по артикуляции. Ребенок часто замечает недостаток своей речи, особенно если этот недостаток моделируется взрослыми, этот недостаток создает благоприятное условие для самокоррекции.

При появлении звука, который раньше заменялся более простым по артикуляции начинается сбой артикуляционных программ, т.е. в речи эти звуки слабо дифференцируются: платье – п[р]атье, [лыба]-[рыба]

Свои речевые ошибки сам не замечает, но если данную ошибку воспроизводит взрослый, ребенок может ее исправить. Дети в этом случае способны к самокоррекции речи.

По структуре речевого дефекта – ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Логопедическая помощь должна оказываться таким детям, сразу после 5лет (не раньше), в противном случае возможна дисграфия, дислексия при обучении в школе.

III. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Дефект речи выражается в искажении звуков, т.е. звук есть, но его звучание ненормированное. Может быть в результате подражания неправильно говорящим из близкого окружения; из-за временных диспропорций в росте частей артикуляционного аппарата; по структуре речевого дефекта это фонетическое недоразвитие речи. Дети свои недостатки не замечают, часто их не замечают и члены семьи, в силу этого самокоррекции не происходит. Логопедическую работу можно начинать раньше 5 лет.

IV. Механическая дислалия - о рганическая (механическая) дислалия. Наступает в результате анатомических дефектов в строении губ, языка и т.д.

Губы могут быть: -Чрезмерно толстыми, Расщепленные, -Рубец на губе (послеоперационный), утолщение, -Укороченная верхняя губа - все это приводит к неотчетливому произношению гласных звуков. Гласные звуки являются основными для разборчивости речи.

Могут затрудняться произношение губно-губных звуков [п] - [б] - становится невозможным плотное смыкание губ. Изменяется качество произношения шипящих звуков.

Зубы – полное отсутствие зубов

- Редкие зубы

- Диастемы (большие расстояния между зубами)

- Мелкие зубы

- Излишне крупные зубы

- Кривые зубы

- Может быть передне открытый или открытый боковой прикус

Челюсти – прогения (нижняя челюсть выступает вперед).

-прогнатия (вперед выступает верхняя челюсть)

- это вызывает недостатки шипящих и свистящих звуков.

Твердое небо – в норме твердое небо в виде полусферы.

Недостатки: 1. высокое (готическое) небо (очень распространенный сегодня недостаток) - может из-за твердых сосок (1вар), из-за питания, экологии (2вариант) – отражается на формировании звука [р].

2. может быть плоское, низкое небо – гласные звуки теряют полётность, становятся «плоскими».

Язык –

· Укороченная подъязычная уздечка (уздечка находится ближе к кончику языка и тогда подъем языка становиться болезненным) Устранение недостатка: растягивание (щадящий путь), подсечка (мини хирургическая операция в стом. хирургии.

· Язык может быть укороченный, толстый, без выраженного кончика языка.

· Может быть длинный, узкий язык.

· Может быть большой, заполняющий всю полость рта -движения неотчетливые, неуклюжие это приводит к неотчетливости артикуляции.

Логопед должен направлять пациента к специалистам, чтобы определить возможность устранить дефект и выполнить коррекцию в строении органов артикуляции.

При невозможности устранения дефекта подбирается звук-алофон, т.е. дефектный звук, но наиболее близкий к норме.

Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.