Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение речевой (двигательной) моторики




- Нарушается сама двигательная функция речевого аппарата (языка, губ, челюсти). Выражается в нарушении снижении объема амплитуды движения языка, губ, челюсти. Наблюдаются органические симптомы: повышенная истощаемость артикуляционных движений (вначале все делают, но быстро утомляются), наблюдается повышение тонуса мышц в органах артикуляции- гипертония (проявляется в движениях языка, губ, челюсти). А повышенный тонус может привести к неправильному положению языка, он всегда находится в приподнятом состоянии, кончик языка удаляется от нижних резцов, а средняя часть языка выгарбливается. Повышение мышечного тонуса может наблюдаться в круговой мышце губ, следовательно- неполное смыкание губ. Повышенный мышечный тонус может наблюдаться в мышцах шей, Следовательно- пагубное влияние на мышцы артикуляционного аппарата. У некоторых детей пониженный тонус-гипотония. Понижены тонус ограничивает движения артикуляционного аппарата. Нередко наблюдается дистония: тонус то повышается, то понижается.

-При выполнении артикуляционных движений у детей возникают непроизвольные движения, они могут быть 3-х видов: а)гиперкинезы- насильственные непроизвольные движения, они проявляются в общих, мимических и артикуляционных движениях; б)тремор- мелкие подергивания языка, губы, обычно наблюдаются на фоне пониженного тонуса; в)синкинезии- содружественные движения языка и челюсти, языка и углов рта, а иногда и совместные движения глаз.

-Отклонение языка в больную сторону(при исследовании сложной пробы: встать, закрыть глаза, вытянуть руки вперед, положить язык на нижнюю губу). Проба выполняется с 3 лет.

-Слюнотечение (накопление слюны)

2.Нарушение речевой моторики может выражаться в снижении кинестетических ощущений от движений органов речи – языка, губ). Снижена чувствительность того где находится кончик языка, в каком положении губы, челюсть.

3. Значительно снижена кинетическая основа движения. Значительно снижена скорость переключения с одного движения на другое. От скорости переключения зависит внятность речи.

4.Нарушение дыхания. Значительно снижена жизненная емкость легких (норма 6 лет-1400мл, у дизартриков- 700-800мл). значительно снижена кинетическое чувство дыхательных движений. Нарушается центральная регуляция дыхательных движений.

5. Наблюдаются симптомы нарушения общей моторной сферы. –повышен общий тонус мышц (движения напряженные, нарушается координация движения0 Ребенок держит свое тело руками, не может попрыгать на одной ноге, перепрыгнуть через что-либо; - нарушается динамическая организация движения (поднять руки на верх потом вниз) Повышенный тонус определять по плечам небольшие подергивания (синкинезии). Может наблюдаться пониженный тонус; -нарушение мелкой моторики пальцев рук (сложно объединить пальчики в фигуры, но ребенок быстро научиться. Повышается тонус мышц пальцев, следовательно идет снижение кинестетических ощущений о движении пальцев рук, снижение кинетической основы пальцев рук (нарушена скорость переключения от одной позы к другой) Следовательно трудность восприятий и воспроизведении пальчиковых поз;-

Нарушение мимической мускулатуры

А) Сглаженность носогубной складки (опускание одного угла губ) б)Посмотреть верхнею часть лица, глаза детские(играют сверкают) или взрослые В) попросить поднять брови вверх (дизартрик поднимает глаза вверх), кА ты удивляешься Г) повышение тонуса верхней или нижней губы или обеих Д) лицо маска образно, нарушение лицевой мускулатуры ведет к нарушению к голосовой мускулатуры.

Нарушение маторной сферы при псевдобульбарной дизартрии ведет к ряду следствий: 1), Недоразвитие фонетической системы языка. Дефекты звукопроизношения выражаются в отсутствии гласных звуков, не четко произнашении гласных звуков т.к. губы не работают, наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов гласных звуков, а именно не дифференцируют гласные звуки по признаку высоты, ряда и огубленности. Н.р при произнесении звука «И» кончик у нижних резцов, при произнесении звука «Ы» кончик языка удален, они артикулируют звуки «И», «Ы» одинаково; звук «И» «О» т.к. губы не работают, следовательно идет недоразвитие фонематического слуха. При произнесении согласных звуков: - они опускают звуки, - искажают звуки (лошка-вошка), - заменяют один звук на другой. Часто идет тенденция у сближению артикуляционных движений. Одинаково артикулируют: - свистящие и шипящие., - переднеязычние: т,д,и заднеязычные: к,г. Губные звуки смешивают с переднеязычными Л П, Б: П-Т; Б-Д: Л-М. Всезвуки верхнего подъема они произносят на нижней артикуляции Т-К. Следствием дефектов звукопроизношением является недоразвитие фонематического слуха. Ребенок с дизартрией не видит разницу артикуляции звуков, следовательно у него нет опоры для правильного развития фонематического слуха. При развитии фонематического слуха ребенок всегда чувствует разницу в артикуляции это С, а это Ш.

Следовательно они не деференцируют: - шипящие между собой; -шипящие и свистящие;- переднеязычные «Т» «Д» и заднеязычные «к» «г»;- губные и звуки верхнего подъема: «П-Т», «Б_Д», «М-Л». Т.к. нарушен фонематический слух нарушается и фонематическое восприятие, страдает операция выделения конкретной фонемы: Например: Бочка первый звук д, зуб первый звук Д следовательно нарушается и лексическая система языка. Это связано с тем что нарушена двигательная функция и кенестезии.У ребенка снижено восприятие артикуляционного образа звука, а это приведет к тому что нарушается артикуляционный образ всех звуков слова, следовательно нарушается связь между звуковым составом слова и пониманием «значения», следовательно дети часто смешивают слова с близкими звуками по артикуляционным признакам и близкими по акустическим признакам, следовательно дефекты лексической системы приведут к недоразвитию грамматического строя: - нарушаются нормы согласования в роде числе «Яблоко красная»;- Нарушаются нормы управления падежного окончания «книга лежит на столу»; структурный ахроматизм

Девочка играет мячом |______ _______ __________.

*определенное количество слов

*одно слово за другим

Структурный аграмматизм - нарушение количество и последовательности слов в предложении. Часто опускают предлоги, опускают глаголы или ставят их на последнее место устно. А в письме полнозвучные слова пишут вместе.

По структуре дефекта:

1) фонетическое недоразвитие-дефекты звукопроизношения + просодика

2) фонетико-фонематическое недоразвитие

3) ОНР не резко выраженный 3,4 уровня

Особенности психической деятельности: группа детей расторможенных или заторможенных, страдает внимание, снижена работоспособность, нарушается контроль за речевой деятельностью. Очень часто дизартрия сочетается с нарушением анализаторных систем нарушение восприятия различной модальности.

–Группа с псевдобульбарной дизартрией + нарушение зрительного восприятия. Не умеют выделять существенные признаки предметов «нарисуй курицу, петуха, цыпленка» у них не формируются зрительные образы представления о предметах, не умеют выделять существенные признаки предметов. При задании нарисовать собаку они нарисуют собаку с двумя лапами. Следовательно, нарушение формирования понятий «что летает?» самолет летает, недоступно пушинка, шар, Следовательно, не формируется вербально – логическое мышление, не формируется анализ, синтез, обобщение, и как правило нарушается понимание речи. Поэтому необходимо рисовать эти предметы для развития зрительного восприятия.

-Группа п.б. дизартрия + нарушение пространственного восприятия. Дети не ориентируются в схеме собственного тела «Покажи где правая рука, левая нога» нарушение восприятия пространства что сзади, спереди, слева. Следовательно, нарушение понимания грамматических форм слова.

А)Ребенок не понимает отношения падежей родительный творительный и т.д. Не умеют поставить вопрос? К этим падежам. Предложения понимают дискретно. Покажи где девочка, где шапка - покажет. Покажи где Олина шапка не покажет. Это Оля, а это шапка. Хозяин собаки – покажи, где хозяин собаки? Собака хозяина покажи собаку этого хозяина.

Б) Нарушено восприятие предложений с предлогами «под», «над», «через», «из-за» квадрат под столом

В) Не понимает косвенные конструкции предложений: прямая конструкция субъект – объект Петя ударил Колю, косвенная конструкция. объект субъект Колю ударил Петя

Г) предложение с возвратными глаголами

Д) не понимает сравнительные конструкции предложения Коля сильнее Ваня. Оба сильные но Коля сильнее чем Ваня. Оля светлее Сони но темнее Кати

Е) Не понимает временные отношения (Что после перед зимой) не понимают циферблат 2.45 2.15

Куда отправлять детей учиться 1: С ДЦП в спец. Школу с опорно- двигательными нарушениями

2: с тяжелыми дефектами речи- настоящее ОНР, но нет ДЦП –школа с тяжелыми нарушениями речи

3:легкой степенью ПБ дизартрии – массовая школа

4: дизартрия + интеллектуальное нарушение – школа 8- го типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.