Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 29 Логопедическая работа по коррекции заикания




у дошкольников (патофизиологический подход)

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет, часто приобретает необратимый характер, осложненный вторичными психологическими наслоениями, часто приводит к социальной дезадаптации.

Механизм заикания рассматривают с 3-х точек зрения:

1. Физиология и патофизиология – патофизиологический подход;

2. Клиническая картина заикания – патогенетический подход;

3. Психология и психолингвистика – психологический подход.

Патофизиологический подход рассматривает как функциональное расстройство речи, так и как нарушение темпа и плавности устной речи – обуславливает судорожные состояния мышц речевого аппарата.

Логопедическая работа с дошкольниками:

1. Если заикание только что возникло, не прошло более 2-х мес. – инициальное заикание.

- ребенка изолируют на какое-то время

- создают постельный режим на 3-4 дня- по рекомендациям невропатолога и психиатра назначается усиленное питание, медикаментозное лечение, обтирание теплой водой и хвойные ванны, сонная терапия

Устраняется психотравмирующая ситуация в семье, ограничивается общение с тем членом семьи который провоцирует заикание, сменяется обстановка, отменяется посещение зрелищных мест, не ходить в гости, не приглашать, отменяется просмотр программ, создать обстановку занятости; разговаривать и отвечать ребенку спокойно, тихим голосом.

2. Если прошло более 2-х мес. – рекомендуется логопедическое воздействие. Заниматься в группах по 3-4 чел., длительность 1,5 часа через неделю.

Центральная задача – формирование темпа динамической организации речи – обучаем воспринимать и оценивать ритмические действия, воспринимать хлопки, ритмическую ходьбу и т.д.; во время муз занятий сочетать пение и движения руками, ходьбу, маршировку. Важно отрабатывать рецепроктную координацию на переключение (кулак-ладонь). Все действия выполняются сначала сопряженно с логопедом, потом отраженно (логопед показал-ребенок сделал), потом самостоятельно.

3. Важно дать правило как он должен говорить, чтоб не было запинок.

- говорить слова несколько протягивая ударные гласные

- все слова в предложении говорить слитно, а в последнем слове ударный гласный немного протяжен

- работа над паузами в предложении

4. Большую роль в преодолении заикания играют различные виды речи: сопряженная, полусопряженная, отраженная, вопрос на ответную, самостоятельную.

В зависимости от сложности речи делят на 3 этапа:

- упражнения в сопряженной, полусопряженной и отраженной речи – является психотерапевтическим средством- используются предметные картинки хорошо известные детям

- использование сюжетных картинок (вначале планируются фразы состоящие из 2 слов, затем 3-4 слова – отрабатываются в полусопряженной и отраженной речи)

- широко использовать упражнения на координацию движений – подбирать стишки; проговаривание текста под прошагивание; освобождение от напряжения, формируется правильное дыхание, создается эмоциональный фон, настроение. Используются задания на индивидуальное, хоровое проговаривание стихов.

В первом периоде обучения логопед отрабатывает навык говорить не спеша, плавно, ритмично, говорить громко, уверенно, выразительно.

Во втором периоде широко используется отраженная форма речи и добавляется вопросно-ответная форма, в конце добавляется самостоятельная речь. Используются предметные картинки; сюжетные картинки; серии сюжетных картин; перессказы небольших текстов. Закрепляются все правила речи, хорошо поработать над интонацией.

В третьем периоде закрепление навыков плавного, слитного произношения в самостоятельной речи, используются игры в форме диалога, ролевые игры, инсценировки, самостоятельный рассказ на предложенную тему и т.д.

Структура занятия 1-го периода:

1. Мотивация

2. Артикуляционные и голосовые упражнения

3. Упражнения на координацию слова с движением

4. Воспитание плавного слитного темпа на материале сопряженной, полусопряженной и отраженной речи

5. Момент психотерапии (похвалить)

6. Д/з в виде игры

Структура занятия 2-го периода:

1. Мотивация

2. Упражнения в виде логопедической зарядки включают артикуляционно- дыхательные упражнения, голосовые упражнения

3. Отработка ритма общих движений, отработка общего состава слова, отработка словесных предложений через рецепроктную координацию

4. Задание на координацию словосближением. Воспитание спокойного, слитного произношения на материале вопросно-ответной речи

5. Момент психотерапии

6. д/з

Структура занятия 3-го периода:

1. Мотивация

2. Упражнения на координацию словосближением

3. Воспитание интонационной выразительности на материале гласных звуков, слов, предложений

4. Закрепление спокойного, слитного темпа в самостоятельной речи

5. Психотерапия

6. д/з

Если у ребенка есть опять запинки, нужно ограничить общение.

Вопрос 30 Патофизиологический подход к проблеме заикания,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.