Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 47




Нейропсихологический анализ распада речи при акустико-гностической афазии. Центральная задача восстановительного обучения

При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

На раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи,подмена точного восприятия слова догадками: различные слова звучат для такого человека одинаково (например: хвостгвоздькостьтрость).

На раннем этапе после инсульта или травмы речь больного может быть абсолютно непонятной для окружающих, так как она состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний, что получило название «жаргонафазии» или «речевой окрошки».Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслушивании в него и при очередных попытках его повторить человек теряет не только звуковые компоненты слова, но утрачивает и ритмико-мелодическую его основу.На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся в отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе, в незаконченности высказывания, в пропусках слов, заменах существительных личными местоимениями.

Восстановительное обучение

1. При грубых расстройствах

- накопление пассивного словаря

- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи

- подготовка к восстановлению письменной речи

2. при расстройствах средней степени

- восстановление фонематического слуха

- восстановление понимания значения слов

- преодоление расстройств устной речи

- восстановление письменной речи

3. при расстройствах легкой степени

- восстановление понимания развернутой речи

- восстановление смысловой структуры слова

Вопрос 48 Ринолалия

Ринолалия - это расстройство речи, обусловленное анатомическими деформациями органов артикуляции в виде расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба, характеризуется назальным тембром голоса.

Причины: врожденные встречаются чаще, чем приобретенные. Природа до конца не изучена, но точно установлено, что в организме матери во время беременности на 8 неделе отмечается недостаток белка протеина – и эта недостаточность приводит к ринолалии.

Неблагоприятные факторы:

эндогенные (наследственность).

экзогенные (внешнее воздействие – механизм до конца не изучен).

патология развития матки у матери,

различные опухоли, фибромы, сужение тазобедренного отдела,

неудачные аборты,

физические травмы матери в первую половину беременности,

серьезные инфекционные заболевания в начале беременности,

радиоактивное облучение,

химическое воздействие: наркология, наркомания, алкоголизм, чрезмерное поедание таблеток.

Особенности речевого развития у детей с ринолалией.

1.Расщелина нарушает небно-глоточное смыкание, нарушается голос.

2. С рождения нарушается естественное вскармливание ребенка, при этом пища застаивается в ротовой полости, загневает – это ведет к инфекционным заболеваниям, желудочно – кишечным заболеваниям. Ребенок становится ослабленным, что ведет задержке речевого и психического развития.

3. Снижение элементарного слуха на 15, 20.25 дцб. Идет закупорка евстахиевых труб, страдает звукопроводящий аппарат.

4. У детей значительно снижена емкость легких, они могут вдохнуть, а выдохнуть не могут. Потому что выдыхаемая струя воздуха идет через рот и нос (6 лет-1400мл в норме, 300-400мл – при ринолалии)

5. У детей с рождения создается привычка закрывать расщелину корнем языка. В связи с этим формируется патологическое положение языка:

-кончик языка удаляется от нижних резцов находится на уровне 5 зуба;

- корень языка поднимается к твердому небу и закрывает расщелину;

6. С рождения наблюдается слабость мышц речевого аппарата, жевательно – глотательный, корень языка помогает проталкивает пищу. В результате язык развивается неправильно. Он развивается в своей мощности, объеме, он не может проделывать тонкие дифференцированные движения. Кончик языка не принимает участия.

7. В 100 % - деформация зубно-целюстной направленности (прогения, прогматия, иногда на небе растут зубы.

8. Увеличение миндалин, разрастание аденоидов,миндалин.

Т.О. Звуки образуются в задней части артикуляционного аппарата.

В зависимости от характера нарушения функций небно-глоточного смыкания выделяют 3 формы: открытая, закрытая, смешанная.

Закратая ринолалия это изменение тембра голоса в следствии частого или полного отсутствия резонанса носовой полости

Закрытая - функциональная (подражание, снижение слуха, ринит, орз) и органическая (искривление носовых перегородок, отсутствие носовых ходов: полипы, аденоиды).

Открытая ринолалия вызвана отсутствием небно-глоточного смыкания. 2 вида: врожденная открытая ринолалия и приобретенная открытая ринолалия.

Открытая - речь с назальным оттенком, обусловлена анатомическими дефектами в строении твердого неба и мягкого нёба.

Деформация твердого неба – расщелины:

разной формы – вытянутые, овальные, круглые

разного размера - маленькие, большие

месторасположение - левосторонние, правосторонние, центральные, двусторонние, полные и частичные

сквозные и скрытые (субмукозные).

 

Деформации мягкого нёба - полное отсутствие, укороченное, расщепление (из 2 сегментов). Мягкое нёбо необходимо для регуляции речевого резонатора (нёбно-глоточный затвор) – это первичные дефекты. Сопутствующие или вторичные дефекты: губы (расщелины полные, частичные, односторонние, двусторонние, субмукозные и сквозные); расщелины лицевых отделов: носа - уплощение ноздрей или отсутствие, неравномерные ходы, искривление носовых перегородок.

 

Аномалии челюсти: прогнатия, прогения, открытый передний или боковой прикус.

Аномалии зубов.

Большой язык.

Чаще патология идет смешенного характера.

Состояние речевого развития: из-за нарушений губ - страдает лабиализация гласных. Т.к. язык имеет специфическое положение (поднят к больному месту, а кончик опущен вниз) - нарушается противопоставление гласных по признакам высоты и ряда. Гласные имеют назальный оттенок. Согласные - встречаются все типы нарушений (отсутствие, замены, искажения, смешения) – причины нарушение строения зубного ряда, специфическое положение языка и слабая воздушная струя. Шипящие из нижнего положения, смягчение, из-за деформации зубов – межзубный и боковой сигматизм. Аффрикаты расщепляются. Все звуки с назальным оттенком (тоже и свистящие) Заднеязычные грубо нарушены. Соноры: [л] -нет или замена на [В] или [й], т.к. нет сильной воздушной струи – дефектное [Р]. Дефекты звукопроизношения м.б. обусловлены сопутствующим диагнозом - дизартрией.

 

Структура дефекта.

1 группа – дети фонетическим недоразвитием – идет нарушение артикуляции, голоса, но и страдают фонетические компоненты речи: страдают акустические данные звукового процесса (сила,высотаголоса, способность к модуляции). Страдает просодическая организация звукового потока (ритм, речь толчкообразная, темп, плавность речи). Страдают интонационные возможности звукового строя речи (выразительность).

2 группа - к этой группе относятся дети, у которых отмечается назальный тембр речи -ринофония

3 группа – к этой группе относятся дети, у которых имеется назальность, нарушено произношение и фонематические процессы - ринофония + ФФНР (назальность + звукопроизношение + фонематический слух).

4гр – к этой группе относятся дети, у которых назальность, нарушено произношение, фонематические процессы и нарушена лексико-грамматическая сторона речи. Это дети с ОНР (ринофония + ОНР).

Вопрос 49 Логопедическая работа при открытой ринолалии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.