ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА (ЭСТЕТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА)
ЛЕТНЯЯ СОНАТА
Перевод Н /7. Снетковой 49
АДАМ В РАЮ
Перевод В. В. Симонова 59
три картины о вине
Перевод О. В. Журавлева
ЭССЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ФОРМЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
Перевод Я. А. Тертерян 93
РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ДОН КИХОТЕ»
Перевод А. Б. Матвеева
ВОЛЯ К БАРОККО
Перевод Я. Я. Снетковой 151
ЭСТЕТИКА В ТРАМВАЕ
Перевод Г. Г. Орла 155
MUSICALIA
Перевод В. В. Симонова 163
ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ ПРУСТА Перевод В. Г. Резник
176 О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
Перевод Т. И. Пигаревой 186
ДВЕ ГЛАВНЫЕ МЕТАФОРЫ
Перевод Б. В. Дубина 203
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
Перевод С. Л. Воробьева 218
МЫСЛИ О РОМАНЕ
Перевод А. Б. Матвеева 260
ИСКУССТВО В НАСТОЯЩЕМ И ПРОШЛОМ
Перевод О. В. Журавлева 296
ВОССТАНИЕ МАСС
Перевод А. М. Гелескула 309
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
Перевод В. Е. Багно 350
В ПОИСКАХ ГЕТЕ
Перевод А. Б. Матвеева
ИДЕИ И ВЕРОВАНИЯ
Перевод В. Г. Резник 462
ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ
Перевод Е. М. Лысенко 492
ГОЙЯ И НАРОДНОЕ
Перевод А. Ю. Миролюбовой 514
КОММЕНТАРИИ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО
ФИЛОСОФА (ЭСТЕТИКА ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА)
В период Ренессанса, Барокко и
Просвещения Испания создала не только свое классическое искус- ство—искусство Сервантеса и Лone де Веги, Тирсо де Молины, Кальдерона, Кеведо, Гонгоры, Эль Греко, Рибейры, Сурбарана, Велас- кеса и других великих писателей и живописцев,— но и свою эстети- ческую традицию: блестящие рассуждения по поэтике Энрике де Вильены и Энсины, эстетические трактаты Хауреги-и-Агилара и Ар- теаги, посвященные вопросам искусства слова, остроумные размыш- ления Грасиана и театральные заметки Ховельяноса *.
Однако, несмотря на бурные события испанской истории качала XIX века в эпоху борьбы Испании с Наполеоном; на расцвет живо- писи Ф. Гойи в конце XVIII —начале XIX века; выступление круп- нейшего поэта эпохи войны за независимость X. Кинтаны и вслед за этим X. де Эспронседы и других поэтов-романтиков, а во второй половине ХIХ века — развитие в Испании реалистической и истори- ческой прозы,— испанская эстетическая мысль не достигла в XIX веке того уровня, которым ознаменовался расцвет эстетики романтизма и реализма в Англии, Германии, Франции или России. Сочинения таких выдающихся деятелей испанской литературы XIX века, выступавших также в области эстетики и литературно-крити- ческой мысли, как поэт А. Алькала Галиано (1789—1865), критик, сатирик и публицист X. де Ларра (1809—1837), писательница-рома- нистка Э. Пардо-Басан (1852—1921) и другие, сыграли свою роль в истории испанской литературы и общественной мысли, но не стали началом нового крупного этапа развития философско-эстетической мысли Испании своего времени.
Наиболее влиятельным течением философской мысли в Испании XIX века было «краузианство» (crausismo) мистико-пантеистичес- кая доктрина немецкого философа-эклектика Карла Кристиана
* См.: Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977; см, также: Marcelino Menendez у Pelayo. Historia de las Ideas esteticas en Espana. Т 1—3. Madrid, 1986.
Г. ФРИДЛЕНДЕР
Краузе (1781—1832), получившая здесь широкое распространение. Другим популярным течением философской мысли Испании второй половины XIX века был позитивизм. Лишь после глубокого нацио- нального кризиса, вызванного поражением Испании в испано-аме- риканской войне и окончательной потерей ею своего былого ко- лониального могущества, здесь выступило новое выдающееся по- коление писателей, мыслителей и публицистов, так называемое поколение 1898 года, выдвинувшее задачу социально-политического и культурного возрождения страны,—поколение, к которому при- надлежали П. Асорин (Х.-М. де Руис), Р. дель Валье-Инклан, А. Ма- чадо, М. де Унамуно и другие блестящие представители испанской культуры конца XIX—начала XX века. Своеобразная «дружба- вражда» соединяла Ортегу, младшего по возрасту в этом поколении, с другими названными деятелями испанской литературы. Разделяя общую цель—освободить испанскую философскую и общественную мысль от печати провинциализма, поднять ее на новую высоту,— Ортега, в отличие от идейного вдохновителя «поколения 1898 года» Унамуно (1864—1936), путь к этому видел не в возвращении к прошлым, традиционным историческим корням и заветам ис- панской культуры, а в широком творческом усвоении ею об- щеевропейских культурных традиций. Испанское «почвенничество» Унамуно и либерально-гуманистическое «западничество» Ортеги явились двумя полюсами того нового, могучего и плодотворного культурного движения, которое не только помогло испанской куль- туре, литературе, живописи, театру XX века подняться на более высокую ступень исторического развития, но и вновь обрести мировое значение.
Хосе Ортега-и-Гассет (фамилия Гассет—девичья фамилия мате- ри философа) родился в Мадриде 9 мая 1883 года. Его отец был известным журналистом, депутатом кортесов, а мать принадлежала к семье, из которой вышел ряд известных мадридских издателей. Детство будущего философа прошло в доме, где господствовали либеральные традиции, существовал живой интерес к языкам, к воп- росам текущей журналистики и к политическим судьбам страны. Все это способствовало формированию у Ортеги литературно-эстетичес- ких и философских интересов.
Вслед за своими двумя старшими братьями Ортега был отдан отцом в 1891 году в иезуитскую коллегию Мирафлорес дель Пало близ Малаги, где его необычные, блестящие способности почти сразу же привлекли внимание товарищей и наставников. По свидете- льству сверстника Ортеги, поэта Хуана Рамона Хименеса, во время пребывания в иезуитской школе Ортега (как и сам Хименес) пережил религиозный кризис, вызванный разочарованием в господствовав-
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА
шей там зубрежке и школьной схоластике. Кризис этот привел его к увлечению Ренаном, а затем—Ницше.
В 1898 году в Саламанке произошло знакомство пятнадцатилет- него Ортеги с тридцатичетырехлетним Мигелем де Унамуно. Между ними завязалась переписка, возникли общие интересы. В 1802 году Ортега почти одновременно сдает экзамены на звание лиценциата Мадридского университета (куда он поступил в 1898 году) и вступа- - ет на литературное поприще в мадридских газетах и журналах в качестве фельетониста и критика.
Защитив в Мадриде в декабре 1904 года диссертацию «Ужасы тысячного года» (о хилиастических настроениях во Франции эпохи раннего средневековья и породившей их исторической обстановке), Ортега продолжает свое философское образование в Германии—в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В Марбурге его руководителем в области философии становится неокантианец Г. Коген. Одним из сверстников, с которыми Ортега здесь сходится и охотно ведет дружеские дискуссии, был будущий известный фило- соф и эстетик Николай Гартман.
После возвращения в Испанию Ортега с июня 1908 года стано- вится в Мадриде профессором Высшей педагогической школы. Сле- дующие годы—годы его высокой журнальной и политической ак- тивности. Критикуя жизнь и культуру современной Испании, он в своих выступлениях не щадит не только испанское государство и консервативную монархическую партию, но и испанских либера- лов, принимая нередко участие в социалистических митингах и под- держивая требования испанских социалистов.
С ноября 1910 года Ортега возглавляет кафедру метафизики факультета философии и языка Мадридского университета, которой руководит в" течение 25 лет. Научную и преподавательскую работу он совмещает с журналистской и издательской деятельностью. На- чав печататься в журналах «Эль Импарсьяль», «Фаро», «Эспанья», «Эль Соль», Ортега основывает в 1923 году свой наиболее извест- ный печатный орган, «Ревиста де Оксиденте», и журнал, где единст- венным автором (как в «Дневнике писателя» Достоевского) является он сам,—«Эль Эспектадор» («Наблюдатель»). Одно за другим Ор- тега осуществляет ряд серийных изданий переводов новейших ино- странных книг по философии, психологии, социологии, биологии, народному хозяйству и т. д. Оживленная литературная и лекционная работа философа имеет большой успех и постепенно в 20—30-е годы завоевывает ему все более широкую известность не только на роди- не, но и за ее пределами (в особенности в Германии, где одним из первых феномену Ортеги посвящает одну за другой две статьи известный филолог-романист Эрнст Роберт Курциус).
Г. ФРИДЛЕНДЕР
В 1930 году Ортега вместе с Грегорио Мараньоном и Пересом де Аялой основывает «Союз защиты республики», а в 1931 году уча- ствует в свержении монархии Альфонса XIII. С началом гражданс- кой войны в Испании он в 1936 году уезжает в Париж и Нидерланды. С 1936—1937 годов Ортега выступает против фашизма. Вторая мировая война вынуждает его эмигрировать в Аргентину, откуда он возвращается в Мадрид в 1945 году. Однако получить вновь универ- ситетскую кафедру ему не разрешают и большую часть последних лет жизни философ проводит в Португалии.
В 1948 году вместе со своим учеником, Хулианом Мариасом, Ортега основывает в Мадриде Институт гуманитарных наук. Офи- циальной концепции испанского «единства» («hispanidad») Ортега противопоставляет в годы франкизма свою теорию «радикального одиночества». Умер философ в Мадриде 18 октября 1955 года.
Ортега не был философом-систематиком. Его увлекал скорее сам процесс философствования, чем создание цельной и законченной философской системы. Труды его можно рассматривать как звенья своеобразного «сократического» диалога с аудиторией. Недаром всю жизнь его влекло к журналистике, к живой и непринужденной философской беседе, к непосредственному общению со студентами и слушателями.
При этом в ходе духовного развития Ортеги существенно изме- нялся и обогащался круг его любимых философских тем. В работе «Что такое философия?» Ортега предупреждает слушателей, что лекции его будут представлять ряд своего рода концентрических кругов: двигаясь постепенно по спирали вокруг основной темы, он будет в ходе этого движения все ближе и ближе подводить их к ответу на центральный вопрос—о предмете и задачах философс- кой мысли. С известным правом сам ход его философского развития можно сопоставить с таким, наиболее близким ему методом изложе- ния: основные работы Ортеги являются как бы рядом расширя- ющихся концентрических кругов, причем на каждом этапе развития углублялся ответ на те вопросы, которые находились в центре его внимания как философа, культуролога и эстетика.
В ходе подобного постоянного развития и обогащения фило- софской мысли идеи Ортеги постоянно взаимодействовали с идеями его современников. В молодые годы, как мы уже знаем, он, с одной стороны, испытал влияние Э. Ренана, который дал первый толчок рождению его излюбленной формы свободного философствования, а с другой стороны- неокантианца Г Когена, привившего своему
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА
ученику вкус к тонкому расчленению философских понятий и катего- рий и способствовавшего возникновению у него особого внимания к 'активной, субъективной стороне человеческого восприятия и мыш- ления. В дальнейшем Ортега прошел через школу «философии жиз- ни» (Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Бергсон, М. Шелер), а также иде- алистического феноменологизма Г. Гуссерля. Наконец, в середине 20-х годов он усиленно изучает труды В. Дильтея, а в тридцатые и сороковые—исторические труды А. Тойнби, работы Й. Хёйзинги, сочинения М. Хайдегтера и других философов-экзистенциалистов. Однако думается, что все эти влияния были глубоко «переварены» Ортегой и не причинили ущерба самостоятельности и оригиналь- ности основного ядра его философствования.
Философии Ортеги-и-Гассета, основным этапам ее развития как у нас, так и на Западе посвящена обширная литература*. Поэтому в настоящей статье мы коснемся общих очертаний философского учения Ортеги лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания его эстетики и философии культуры.
Свою философию Ортега называл рациовитализмом или фило- софией «жизненного разума», противопоставляя се как рационализ- му, так и интуитивизму. Ее основной идеей является представление о том, что со времен Платона и Аристотеля (в античную эпоху) мир отвлеченных идей, а позднее, начиная с эпохи Галилея и Декарта (в новое время), разум противопоставил себя жизни, априорно отож- дествил свои законы с законами бытия. Между тем разум (наука) является всего лишь аппаратом, с помощью которого человек соз- дал свою условную, субъективную картину мира. Пытаться поэтому изменять (или перестраивать) жизнь, руководствуясь законами от- влеченного, «чистого» разума,—значит нарушать спонтанную логи- ку ее развития. Истинной реальностью является не кантовский «чис- тый» разум, а жизнь, которая всегда представляет единство субъекта и объекта, идеи и реальности, человека и «его обстоятельств». Она обладает своим имманентно присущим ей «жизненным разумом», который и должен служить как основой философского знания, так и основой жизненной позиции отдельного человека.
Ибо «жизнь» в ее полноте, динамике, многообразии, постоянной смене явлений отнюдь не есть всего лишь хаотическое, неупорядоченное
* См. о философии Ортеги на русском языке: Гайденко П. П. Философс- кая энциклопедия. Т. 4. М., 1967; Журавлев О. В. Философия «жизненного разума» X. Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. Л., 1972. (ЛГУ Филос. фак.); Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии Ортеги-и-Гассета. М., 1978 (во всех трех приведенных источниках есть сводки основных трудов об Ортеге на русском и иностранных языках); Гайденко П. П. Хосс Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс».--«Вопр. филос.», 1989. № 4, с. 155—169
Г. ФРИДЛЕНДЕР
мелькание последних. А потому релятивизм в философии столь же ошибочен и бесплоден, сколь и абстрактный рационализм, исходящий из веры в то, что его законы зеркально совпадают с законами жизни и могут быть без всякого противодействия и сопротивления навязаны ей. Жизнь—это энергия космоса, сконцентрированная в определенных вещах, имеющих в каждом конкретном случае свой, потенциально заключенный в них идеальный «проект». Стремление к осуществлению этого «проекта» составляет процесс жизни, причем в одних случаях заложенный в вещах (или в человеке) «проект» осуществляется, а в других случаях на пути его осуществления возникают субъективные и объективные трудности.
Таким образом, вселенная, в понимании Ортеги, в известной мере напоминает мир монад Лейбница, то есть мир, состоящий из бесчисленных заряженных энергией «малых миров». Каждый из подобных «малых миров» имеет свой «проект», заложенную в нем идеальную цель само осуществления; этот «проект» образует его «идеальное» начало. Реальный же облик каждой вещи определяется тем, насколько ей удается (или не удается) приблизиться к своему «идеальному» началу. Это всецело относится и к человеческой лич- ности.
Еще в 1914 году Ортега выразил свое понимание жизни в форму- ле: «Я есмь Я и мои обстоятельства» («Размышления о «Дон Кихо- те»). При этом Ортега неизменно подчеркивал не только неразрыв- ную связь субъекта и объекта, личности и окружающих ее вещей (предстающих для нее в виде обстоятельств, но на деле не независи- мых от нее и ее жизненной драмы). Другая важная черта идей Ортеги—динамизм, свойственный его пониманию жизни. «Жизнь,—утверждал он,—не статична. Она не есть нечто постоян- ное. Она есть сама себя пожирающая деятельность» *.
Во второй период развития, в 20—30-е годы, Ортега дополняет идею «проекта», присущего каждому человеку и каждой вещи, идеей исторической «перспективы», в которую человек независимо от своей воли помещен силою общеисторической и национально-куль- турной традиции и другими обстоятельствами. Концентрируя те- перь свое внимание в первую очередь на исторических проблемах, Ортега утверждает, что всякая вещь и всякий человек имеют свое особое историческое место и время. История человечества представ- ляет собой непрерывный ряд, в который включены любая эпоха и любой человек. Это историческое место и время, действуя с силой, неподвластной нам, определяет перспективу человеческого мировос- приятия и отношения к миру (поэтому эту вторую стадию развития своей философии Ортега сам называл философией «исторического
* Ortega у Gasset. Obras completas. Vol. 3. Madrid, 1946.
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО ФИЛОСОФА
разума», а многие историки философии присвоили ей имя «перспек- тивизма»). Появляясь на свет, человек не может быть абсолютно свободен, ибо он рождается в определенных обстоятельствах, на той или иной стадии культуры. Эта историческая почва закладывает в нем свою историческую оптику, систему определенных верований и представлений. Подобная система верований, взглядов и представ- лений сохраняется примерно в течение тридцати лет—времени на- иболее активного периода жизни каждого поколения. И именно она в первую очередь управляет волей и сознанием человека. Разум же его, индивидуальные идеи и творческие наклонности, хотя и могут от нее отклоняться, являются по отношению к ней вторичными. Развернутое обоснование этой стороны учения испанского философа читатель найдет во включенной в настоящий сборник статье «Идеи и верования» (1934).
Таковы основные, центральные положения философии Ортеги, положения, в которые жизнь на каждом этане развития испанского мыслителя вносила дополнения и поправки. Дополнения и поправки эти обусловлены были не одной лишь эволюцией чисто умозритель- ных, теоретико-познавательных, онтологических и антропологичес- ких идей Ортеги. В значительной мере они определялись меняющи- мися условиями его жизни и деятельности, и прежде всего изменени- ем культурно-исторической и социально-политической обстановки, в которой он жил и творил. Если добавить к этой общей характери- стике основных положений философии Ортеги его гуманизм и поли- тический либерализм (выраженный в высокой оценке политический демократии, парламентаризма и либерализма как наиболее важных, непреходящих ценностей, выработанных XIX веком), идеалистичес- ки-утопическую веру в то, что основной движущей силой истории являются не массы, а «избранное меншинство» (благородно настро- енные, передовые умы, способные верно решать основные истори- ческие вопросы во имя общего дела нации), и не менее твердую убежденность в идее особого пути исторического развития Испании (при ее открытости общеевропейской культуре), то сказанного, ду- мается, будет достаточно для целей предварительного введения к эстетическим и философско-историческим работам Ортеги.
Одна из первых принципиально важных эстетических работ Ор- теги—эссе «Адам в раю» (1910). В этой ранней работе тюрьме поставлены проблемы, над которыми философ продолжал размыш- лять всю жизнь, и частично уже намечены характерные для него пути решения этих проблем.
Г. ФРИДЛЕНДЕР
Прежде всего, здесь выражено убеждение Ортеги в том, что искусство и наука взаимонезаменимы. Во вселенной все взаимосвя- зано, а потому и искусство тесно связано с другими формами сознания и деятельности человека. Но вместе с тем и сфера искусства в целом и каждый вид и жанр его ничем не заменимы,—они столь же важны для человека, как другие сферы жизни, познания и твор- чества: «...искусство не игрушка; им нельзя распоряжаться по своему усмотрению. Каждое искусство обусловлено необходимостью выра- зить то, что человечество не смогло и никогда не сможет выразить другим способом» (с. 63) *.
Итак, сфера искусства одновременно и связана со всеми другими формами жизнедеятельности человека и автономна. Она имеет свои внутренние законы, которые никто, даже сам художник, не волен нарушать.
Другое фундаментальное положение, которое Ортега обосно- вывает в том же эссе,—наличие в каждом произведении искусства (и, в частности, в живописи) двух слоев, или планов: первый— составляет изображенный художником «вещный мир». «Этот, пе- рвый план картины еще не творчество, это копирование. Но за ним брезжит внутренняя жизнь картины: над цветовой поверх- ностью как бы зыблется целый мир идеальных смыслов, про- питьюающих каждый отдельный мазок; это скрытая энергия ка- ртины не приносится извне, она зарождается в картине, только в ней живет; она и есть картина» (с. 61).
Вещь—это часть вселенной, в которой нет ничего обособлен- ного, застывшего, не имеющего подобий. Она включена в бесконеч- ную сеть динамических связей и отношений с другими вещами и с миром в целом. Чтобы изобразить ее на картине, надо пред- варительно вывести формулу ее отношения к другим вещам, то есть установить ее значительность, ценность.
Для крестьянина и астронома земля включена не в одну, но в две разные системы отношений. И эта специфическая для каждого из них точка зрения определяет ракурс их отношения к действительности: «Есть повседневная действительность, осно- ванная на расплывчатых, условных, приблизительных отношениях, удовлетворяющих обыденные нужды. Есть действительность на- учная, точность отношений внутри которой обусловлена требо- ванием точности. Видеть, осязать вещи—значит в конечном счете мыслить их. <...> Организующее картину единство должно иметь не философскую, математическую, мистическую либо историческую, а чисто живописную природу» (с. 62—63).
* Все цитаты из сочинений Ортеги, кроме особо оговоренных случаев, приводятся по данному изданию. Здесь и далее в скобках указаны страницы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление