Любопытный симптом из- менения в идеях и чувствах, переживаемого европейс- ким сознанием—мы говорим о том, что происходило еще в довоенные годы,— новое направление наших эстетических вкусов.
Нас больше не интересует роман, эта позиция дете- рменизма1, позитивистский литературный жанр. Факт бесспорный! Кто сомневается, пусть возьмет томик Доде или Мопассана, и он изумится, как мало они его трогают и как слабо звучат. С другой стороны, нас давно не удивляет чувство неудовлетворенности, оста- ющееся после чтения современных романов. Высочай- шее мастерство и полное безлюдье. Все, что недвиж- но,—присутствует, все, что в движении,—отсутствует начисто.
Между тем книги Стендаля и Достоевского заво- евывают все большее признание. В Германии зарожда- ется культ Хеббеля. Каково же новое восприятие, на которое указывает этот симптом?
Думаю, что изменение в литературных вкусах соот- носится не только хронологически с возникшим в пла- стических искусствах интересом к барокко. В прошлом
веке пределом восхищения был Микеланджело; вос- хищение словно бы задерживалось на меже, разделя- ющей ухоженный парк и заросли дикой сельвы. Ба- рокко внушало ужас; оно представлялось царством беспорядка и дурного вкуса: Восхищение делало боль- шой крюк и, ловко обогнув сельву, останавливалось по другую ее сторону, там, где в царство искусства вместе с Веласкесом, казалось, возвращалась естественность. Не сомневаюсь, что стиль барокко был вычурным и сложным. В нем отсутствуют прекрасные черты предшествующей эпохи, те черты, которые возвели ее в ранг эпохи классической. Не буду пытаться хоть на мгновение возвратить в полком объеме права художе- ственному периоду барокко. Не стану выяснять его органическую структуру, как и многое другое, потому что и вообще-то толком не известно, что он из себя представляет.
Но, как бы то ни было, интерес к барокко растет с каждым днем. Теперь Буркхардту не понадобилось бы в «Cicerone»2 просить прощения у читателей за свой занятия творениями семнадцатого века3. И хоть нет у нас еще четкого анализа основ барокко, что-то притягивает нас к барочному стилю, дает удовлетворе- ние; то же самое испытываем мы по отношению к До- стоевскому и Стендалю.
Достоевский, который пишет в эпоху, всецело на- строенную на реализм, словно бы предлагает нам не задерживаться на материале, которым он пользуется. Если рассматривать каждую деталь романа в отдель- ности, то она, возможно, покажется вполне реальной, но эту ее реальность Достоевский отнюдь не подчерки- вает. Напротив, мы видим, что в единстве романа детали утрачивают реальность и автор лишь пользует- ся ими как отправными точками для взрыва страстей. Достоевскому важно создать в замкнутом романном пространстве истинный динамизм, систему душераз- дирающих страстей, бурный круговорот человеческих душ. Прочитайте «Идиота». Там появляется некий мо- лодой человек, приехавший из Швейцарии, где он с са- мого детства жил в санатории. Приступ детского сла- боумия начисто изгладил все из его памяти. В стериль- ной атмосфере санатория некий милосердный врач создал на основе нервной системы ребенка, словно на
ВОЛЯ К БАРОККО
проволочном каркасе, как раз такую духовность, кото- рая необходима для постижения высокой нравствен- ности. На самом же деле это чудесное дитя в образе мужчины. Все это не слишком убедительно, но нужно Достоевскому как отправная точка: с психологическим правдоподобием покончено, и в свои права вступает муза великого славянина. Месье Бурже прежде всего, занялся бы подробнейшим описанием слабоумия. До- стоевский совсем об этом не заботится, потому что все это предметы внешнего мира, а для него важен ис- ключительно мир поэтический, создаваемый им внут- ри романа. Слабоумие ему нужно, чтобы среди людей одного приблизительно круга могла разбушеваться буря страстей. Все, что в его произведениях не есть буря, попало туда только как предлог для бури. Как если бы скорбный сокрытый дух сдернул покрывало видимости и мы бы внезапно увидели жизнь состо- ящей из отдельных составных частиц—вихрей и мол- ний—или из ее изначальных течений, которые увлека- ют человеческую личность на круги Дантова ада — пьянства, скупости, излишеств, безволия, слабоумия, сладострастия, извращений, страха.
Даже говорить дальше в таком духе означало бы разрешить реальности слишком глубоко вторгнуться в структуру маленьких поэтических миров. Скупость и слабоумие—это движения, в конечном счете это движения душ реальных, и можно было бы поверить, что в замыслы Достоевского входило описание реаль- ности душевных движений, как для других писате- лей— описание их неподвижности. Вполне понятно, что свои идеалы поэт должен облекать в реальные образы, но стиль Достоевского характерен именно тем, что не дает читателям долго созерцать материал, которым он пользовался, и оставляет их наедине с чис- тым динамизмом. Не слабоумие само по себе, а то, что в нем есть от активного движения, составляет в «Иди- оте» поэтическую объективность. Поэтому самым точ- ным определением романа Достоевского был бы нари- сованный в воздухе одним взмахом руки эллипс.
А разве не таковы некоторые картины Тинторетто? А в особенности весь Эль Греко? Полотна отступи- вшего от правил грека высятся перед нами как вер- тикали скалистых берегов далеких стран. Нет другого
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление