Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе ортега-и-гассет. Эта наука следует своему истинному назначению—не что иное, как съемка фильма




III

II

I

О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

История—если, конечно,

эта наука следует своему истинному назначению—не
что иное, как съемка фильма. Для истории недостаточ-
но, избирая ту или иную дату, обозревать панораму
нравов эпохи,—цель ее иная: заменить статичные, за-
мкнутые образы картиной движения. Ранее разрознен-
ные «кадры» сливаются, одни возникают из других
и непрерывно следуют друг за другом. Реальность,
которая только что казалась бесконечным множеством
застывших, замерших в кристаллическом оцепенении
фактов, тает, растекается в полноводном потоке. Ис-
тинная историческая реальность—не факт, не собы-
тие, не дата, а эволюция, воссозданная в их сплаве
и слиянии. История оживает, из неподвижности рожда-
ется устремленность.

© Перевод Т. И. Пигаревой, 1991 г.


О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

В музеях под слоем лака хранится остывший труп
эволюции. Там заключен поток художественных иска-
ний, веками струящийся из человеческих душ. Картину
эволюции сберегли, но ее пришлось разъять, раздро-
бить, снова превратить в набор фрагментов и заморо-
зить, будто в холодильной камере. Каждое полотно —
окаменелый, неповторимый в переливе своих граней
кристалл, замкнутый в себе остров.

Но при желании мы с легкостью оживим этот труп.
Достаточно расположить картины в определенном по-
рядке и охватить их взглядом, а если не взглядом, то
мыслью. Сразу станет ясно, что развитие живописи от
Джотто до наших дней — единый шаг искусства, подо-
шедший к концу этап. Удивительно, что один простей-
ший закон предопределил все бесчисленные метамор-
фозы западной живописи. Но поражает и насторажива-
ет другое: аналогичному закону подчинялись и судьбы
европейской философии. Подобный параллелизм
в развитии двух наиболее несхожих областей культуры
наводит на мысль о существовании общей глубинной
основы эволюции европейского духа в целом... Я не
стану посягать на сокровенные тайники истории и
для начала ограничусь разбором западной живопи-
си—единого шага протяженностью в шесть столетий.

Движение предполагает наличие движителя. Каки-
ми сдвигами вызвана художественная эволюция? Лю-
бая картина—моментальный снимок, где запечатлен
остановленный движитель. Так что же это? Не ищите
замысловатых объяснений. Это всего лишь точка зре-
ния художника—именно она меняется, сдвигается, вы-
зывая тем самым разнообразие образов и стилей.

Ничего удивительного. Абстрактная идея вездесу-
ща. Равнобедренный треугольник можно вообразить
где угодно — он будет неизменен на Земле и на Сири-
усе. Напротив, над всяким чувственным образом тяго-
теет неотвратимая печать местоположения; короче, об-
раз являет нам увиденное с определенной точки зре-
ния. Подобная локализация зримого в той или иной

 


степени неизбежна. Расстояние до шпиля башни, до
паруса на горизонте можно установить с известной
долей точности. Луна же или голубой купол неба
затеряны где-то в неизмеримом далеке, но эта неоп-
ределенность особенная. Нельзя сказать, что до них
столько-то километров, любая догадка приблизитель-
на, но приблизительность здесь не равнозначна неоп-
ределимости.

Однако на точку зрения художника решительно
влияет не геодезическое количество расстояния, а его
оптическое качество. Близость и удаленность — отно-
сительные метрические понятия—могут иметь абсо-
лютную зрительную ценность. В самом деле, ближнее
и дальнее видение (упоминаемые в трудах по физиоло-
гии) не столь зависят от метрических факторов, сколь-
ко представляют собой два различных типа зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.