эта наука следует своему истинному назначению—не что иное, как съемка фильма. Для истории недостаточ- но, избирая ту или иную дату, обозревать панораму нравов эпохи,—цель ее иная: заменить статичные, за- мкнутые образы картиной движения. Ранее разрознен- ные «кадры» сливаются, одни возникают из других и непрерывно следуют друг за другом. Реальность, которая только что казалась бесконечным множеством застывших, замерших в кристаллическом оцепенении фактов, тает, растекается в полноводном потоке. Ис- тинная историческая реальность—не факт, не собы- тие, не дата, а эволюция, воссозданная в их сплаве и слиянии. История оживает, из неподвижности рожда- ется устремленность.
В музеях под слоем лака хранится остывший труп эволюции. Там заключен поток художественных иска- ний, веками струящийся из человеческих душ. Картину эволюции сберегли, но ее пришлось разъять, раздро- бить, снова превратить в набор фрагментов и заморо- зить, будто в холодильной камере. Каждое полотно — окаменелый, неповторимый в переливе своих граней кристалл, замкнутый в себе остров.
Но при желании мы с легкостью оживим этот труп. Достаточно расположить картины в определенном по- рядке и охватить их взглядом, а если не взглядом, то мыслью. Сразу станет ясно, что развитие живописи от Джотто до наших дней — единый шаг искусства, подо- шедший к концу этап. Удивительно, что один простей- ший закон предопределил все бесчисленные метамор- фозы западной живописи. Но поражает и насторажива- ет другое: аналогичному закону подчинялись и судьбы европейской философии. Подобный параллелизм в развитии двух наиболее несхожих областей культуры наводит на мысль о существовании общей глубинной основы эволюции европейского духа в целом... Я не стану посягать на сокровенные тайники истории и для начала ограничусь разбором западной живопи- си—единого шага протяженностью в шесть столетий.
Движение предполагает наличие движителя. Каки- ми сдвигами вызвана художественная эволюция? Лю- бая картина—моментальный снимок, где запечатлен остановленный движитель. Так что же это? Не ищите замысловатых объяснений. Это всего лишь точка зре- ния художника—именно она меняется, сдвигается, вы- зывая тем самым разнообразие образов и стилей.
Ничего удивительного. Абстрактная идея вездесу- ща. Равнобедренный треугольник можно вообразить где угодно — он будет неизменен на Земле и на Сири- усе. Напротив, над всяким чувственным образом тяго- теет неотвратимая печать местоположения; короче, об- раз являет нам увиденное с определенной точки зре- ния. Подобная локализация зримого в той или иной
степени неизбежна. Расстояние до шпиля башни, до паруса на горизонте можно установить с известной долей точности. Луна же или голубой купол неба затеряны где-то в неизмеримом далеке, но эта неоп- ределенность особенная. Нельзя сказать, что до них столько-то километров, любая догадка приблизитель- на, но приблизительность здесь не равнозначна неоп- ределимости.
Однако на точку зрения художника решительно влияет не геодезическое количество расстояния, а его оптическое качество. Близость и удаленность — отно- сительные метрические понятия—могут иметь абсо- лютную зрительную ценность. В самом деле, ближнее и дальнее видение (упоминаемые в трудах по физиоло- гии) не столь зависят от метрических факторов, сколь- ко представляют собой два различных типа зрения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление