Возрождение. Здесь безраздельно господствует бли- жнее видение, ибо каждый предмет воспринимается сам по себе, отдельно от окружения. Рафаэль сохранил эту же точку зрения, но достиг некоторого единства, введя в картину элемент абстракции—композицию или архитектонику. Он продолжает писать обособлен- ные предметы, как и художники кватроченто; его зри- тельный аппарат действует по прежней схеме. Однако вместо того, чтобы наивно копировать видимое, подо-
О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
бно своим предшественникам, Рафаэль подчиняет из- ображение внешней силе—геометрической идее един- ства. Синтетическая форма композиции—не видимая форма предмета, а чистая мыслительная форма — вла- стно накладывается на аналитические формы предме- тов. (Леонардо приходит к тому же в своих треуголь- ных построениях1.)
Картины Рафаэля не создавались и тем более не могут рассматриваться с одной точки зрения. Но в них уже заложена рациональная предпосылка объединения.
Переходный период. Венецианцы, и в особенности Тинторетто и Эль Греко, занимают промежуточное положение на пути от художников кватроченто и Воз- рождения к Веласкесу. В чем это выражено?
Тинторетто и Эль Греко оказались на перепутье двух эпох. Отсюда -тревога и беспокойство, прони- зывающие их творения. Они—последние привержен- цы заполненных объемов—уже предчувствуют гряду- щие проблемы «пустотной» живописи, не решаясь це- ликом предаться поискам нового.
С момента своего зарождения венецианское искус- ство предпочитает дальнее видение. На полотнах Джо- рджоне и Тициана фигуры пытаются освободиться от гнета телесности и парить подобно облакам или шел- ковым покровам, растаять, распасться. Однако худож- никам не хватает смелости отказаться от ближней, аналитической точки зрения. На протяжении века оба принципа яростно оспаривают первенство—и ни один не уступает окончательно. Картины Тинторетто — предельное выражение этой внутренней борьбы, где дальнее видение почти побеждает. На картинах, ныне выставленных в Эскориале2, он созидает огромные пустые пространства. Но для осуществления подобно- го замысла оказались необходимы «костыли» — архи- тектурная перспектива. Без устремленных вдаль вере- ниц колонн и карнизов кисть Тинторетто низверглась бы в бездну пустоты, той самой, которую стремилась создать.
Творчество Эль Греко, скорее, симптом возврата. Его современность и близость к Веласкесу представляется
7 Заказ № 1435 193
мне преувеличением. Для Эль Греко по-прежнему важнее всего объем. Тому доказательство—репутация послед- него великого мастера ракурсов. Он не довольствуется пустым пространством, сохраняя приверженность к ося- заемости, к заполненным объемам. Если Веласкес в «Менинах» и «Пряхах» сосредоточивает людей справа и слева, оставляя более или менее свободным центр картины, словно само пространство и есть истинный герой, то Эль Греко загромождает полотно телесными массами, полностью вытесняющими воздух. Почти все его картины перенасыщены плотью.
Однако такие полотна, как «Воскрешение», «Рас- пятие» (музей Прадо), «Сошествие св. Духа», неожи- данно остро ставят проблему живописной глубины.
Но было бы ошибкой смешивать живопись глу- бины с живописью пустого пространства или вогнутых пустот. Если первая только очередной изощренный способ подчеркнуть объем, вторая представляет собой радикальное изменение самого художественного под- хода.
Истинным нововведением в творчестве Эль Греко стал диктат архитектоники: ее идеальная схема беспо- щадно и всецело завладела изображенными предмета- ми. Отсюда и аналитическое видение (цель которого — отыскать, подчеркнуть объем каждой, непременно вы- деленной фигуры) оказывается опосредованным, буд- то нейтрализуясь в противостоянии синтезу. Схема формального динамизма, господствующая над карти- ной, вносит в ее построение целостность и допускает возможность псевдоединой точки зрения.
Кроме того, у Эль Греко появляется еще одна пред- посылка единства — светотень.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление