позже— уволенные, в ожидании найма. Faire greve теперь уже означало «остаться без места», а сегодня подразумевает добровольный отказ от работы. Всю эту историю воскресили филологи, но ее не существует для рабочего, просто пользующегося данным словом. Это примеры неметафорического переноса. Слово в таких случаях начинает вместо одного значить дру- гое, отказываясь от первого смысла.
Когда говорят о глубинах души, слово «глубины» не относят к явлениям духовным: они вне пространст- ва, вне -материи и не обладают соответственно ни поверхностью, ни глубиной. Называя некую часть ду- ши «глубинами», мы ясно сознаем, что пользуемся словом не по прямому назначению, хотя и через посре- дство его обиходного смысла. Произнося слово «крас- ный», мы прямо и непосредственно отсылаем к назван- ному цвету. Напротив, говоря о «глубинах» души, мы сначала имеем в виду глубины тоннеля или чего-то подобного, а затем, разрушив этот первичный смысл, стерев в нем всякий след физического пространства, переносим его на область психического. Метафора жи- вет сознанием этой двойственности. Употребляя слово в несобственном смысле, мы помним, что он—несоб- ственный.
Тогда зачем же мы его употребляем? Почему не пользуемся прямым и непосредственным обозначени- eм? Если так называемые «душевные глубины» встают перед нами столь же отчетливо, как красный цвет, отчего не найти для них точное, неповторимое слово? Дело в том, что нам трудно не только назвать, но даже помыслить их. Реальность ускользает, прячась от ум- ственного усилия. Тогда-то перед нами и начинает брезжить вторая, куда более глубокая и насущная роль метафоры в познании. Мы нуждаемся в ней не просто для того, чтобы, найдя имя, довести наши мысли до сведения других,—нет, она нужна нам для нас самих: без нее невозможно мыслить о некоторых особых, трудных для ума предметах. Она не только средство выражения, но и одно из основных орудий познания. Рассмотрим же почему.
Джон Стюарт Милль полагал: будь все влажное холодным, а все холодное влажным и одно непред- ставимым без другого, мы бы не поверили, что имеем
ДВЕ ГЛАВНЫЕ МЕТАФОРЫ
дело с разными свойствами. Точно так же, если бы мир состоял целиком из синих предметов и всякий раз являлся перед нами синим, нам было бы труднее всего ясно и отчетливо сознавать синеву как таковую. Для собаки предмет особенно ощутим, когда движется, источая при этом облачко запаха. Но и наше воспри- ятие и мышление схватывает изменчивое лучше, чем постоянное. Живя рядом с водопадом, к его грохоту привыкаешь: напротив, случись потоку застыть, мы почувствовали бы самое невероятное—тишину.
Поэтому чувство, по Аристотелю, есть способность воспринимать различия. Оно схватывает разнообраз- ное и переменчивое, но притупляется и слепнет перед устойчивым и неизменным. Потому и Гете парадок- сально и по-кантовски считает предметы различиями, которые мы между ними проводим. Сама по себе ничто, тишина реальна для нас лишь на фоне иного — шума.Стоит шуму вокруг внезапно стихнуть, и об- ступившая тишина захлестывает нас, цепеня, словно кто-то, суровый и важный, склонился над нами, при- гвождая взглядом.
Поэтому отнюдь не всё в равной мере поддается мысли, оставляя по себе отчетливый образ, резкий и ясный профиль. Разум склонен опираться на легкое и доступное, чтобы достигнуть более трудного и не- уловимого.
Подытожим: метафора—это действие ума, с чьей помощью мы постигаем то, что не под силу понятиям. Посредством близкого и подручного мы можем мыс- ленно коснуться отдаленного и недосягаемого. Мета- фора удлиняет радиус действия мысли, представляя собой в области логики нечто вроде удочки или ружья.
Я не хочу сказать, будто благодаря ей преодолева- ются границы мышления. Она всего лишь обеспечива- ет практический доступ к тому, что брезжит на пределе достижимого. Без нее на горизонте сознания остава- лась бы невозделанная область, в принципе входящая в юрисдикцию разума, но на самом деле безвестная и неприрученная.
Метафора в науке носит вспомогательный харак- тер. Яснее всего это в сравнении с поэзией, где она и есть самая суть. Однако эстетика видит в метафоре лишь завораживающий отсвет прекрасного. А потому
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление