Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Ис- кусство предназначено не для всех людей вообще, а то- лько для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно не похожи на других.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
Прежде всего, есть одна вещь, которую полезно уточнить. Что называет большинство людей эстети- ческим наслаждением? Что происходит в душе челове- ка, когда произведение искусства, например театраль- ная постановка, «нравится» ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать ил- люзию жизненности, достоверности воображаемых ге- роев. В лирике он будет искать человеческую любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В жи- вописи зрителя привлекут только полотна, изобража- ющие мужчин и женщин, с которыми -в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажет- ся ему «милым», если он достаточно привлекателен как место для прогулки.
Это означает, что для большей части людей эсте- тическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседнев- ной жизни. Отличие—только в незначительных, вто- ростепенных деталях: это эстетическое переживание, пожалуй, не так утилитарно, более насыщенно и не влечет за собой каких-либо обременительных после- дствий. Но в конечном счете предмет, объект, на ко- торый направлено искусство, а вместе с тем и прочие его черты, для большинства людей суть те же самые, что и в каждодневном существовании,— люди и людс- кие страсти. И искусством назовут они ту совокуп- ность средств, которыми достигается этот их контакт со всем, что есть интересного в человеческом бытии. Такие зрители смогут допустить чистые художествен- ные формы, ирреальность, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают пре- обладать и публика не узнает привычной для нее ис- тории Хуана и Марии5, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И это понятно: им неведомо иное отношение к пред- метам, нежели практическое, то есть такое, которое
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
вынуждает нас к переживанию и активному вмеша- тельству в мир предметов. Произведение искусства, не побуждающее к такому вмешательству, оставляет их безучастными.
В этом пункте нужна полная ясность. Скажем сра- зу, что радоваться или сострадать человеческим судь- бам, о которых повествует нам произведение искус- ства, есть нечто очень отличное от подлинно художест- венного наслаждения. Более того, в произведении искусства эта озабоченность собственно человеческим принципиально несовместима со строго эстетическим удовольствием.
Речь идет, в сущности, об оптической проблеме. Чтобы видеть предмет, нужно известным образом приспособить наш зрительный аппарат. Если зритель- ная настройка неадекватна предмету, мы не увидим его или увидим расплывчатым. Пусть читатель вооб- разит, что в настоящий момент мы смотрим в сад через оконное стекло. Глаза наши должны приспосо- биться таким образом, чтобы зрительный луч прошел через стекло, не задерживаясь на нем, и остановился на цветах и листьях. Поскольку наш предмет—это сад и зрительный луч устремлен к нему, мы не увидим стекла, пройдя взглядом сквозь него. Чем чище стекло, тем менее оно заметно. Но, сделав усилие, мы сможем отвлечься от сада и перевести взгляд на стекло. Сад исчезнет из поля зрения, и единственное, что остается от него,—это расплывчатые цветные пятна, которые кажутся нанесенными на стекло. Стало быть, видеть сад и видеть оконное стекло—это две несовместимые операции: они исключают друг друга и требуют раз- личной зрительной аккомодации.
Соответственно тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии или Три- стана и Изольды и приспосабливает свое духовное восприятие именно к этому, не увидит художествен- ного произведения как такового. Горе Тристана есть горе только Тристана и, стало быть, может волновать только в той мере, в какой мы принимаем его за реальность. Но все дело в том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в ка- кой оно не реально. Только при одном условии мы можем наслаждаться Тициановым портретом Карла V,
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
изображенного верхом на лошади: мы не должны смо- треть на Карла V как на действительную, живую лич- ность— вместо этого мы должны видеть только пор- трет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изобра- женный на портрете, и сам портрет—вещи совер- шенно разные: или мы интересуемся одним, или дру- гим. В первом случае мы «живем вместе» с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое.
Однако большинство людей не может приспосо- бить свое зрение так, чтобы, имея перед глазами сад, увидеть стекло, то есть ту прозрачность, которая и со- ставляет произведение искусства: вместо этого люди проходят мимо — или сквозь—не задерживаясь, пред- почитая со всей страстью ухватиться за человеческую реальность, которая трепещет в произведении. Если им предложат оставить свою добычу и обратить вни- мание на само произведение искусства, они скажут, что не видят там ничего, поскольку и в самом деле не видят столь привычного им человеческого матери- ала—ведь перед ними чистая художественность, чис- тая потенция.
На протяжении XIX века художники работали слишком нечисто. Они сводили к минимуму строго эстетические элементы и стремились почти целиком основывать свои произведения на изображении челове- ческого бытия. Здесь следует заметить, что в основном искусство прошлого столетия было, так или иначе, реалистическим. Реалистом были Бетховен и Вангер. Шатобриан—такой же реалист, как и Золя. Роман- тизм и натурализм, если посмотреть на них с высоты сегодняшнего дня, сближаются друг с другом, обнару- живая общие реалистические корни.
Творения подобного рода лишь отчасти являются произведениями искусства, художественными предме- тами. Чтобы наслаждаться ими, вовсе не обязательно быть чувствительными к неочевидному и прозрачно- му, что подразумевает художественная восприимчи- вость. Достаточно обладать обычной человеческой вос- приимчивостью и позволить тревогам и радостям бли- жнего найти отклик в твоей душе. Отсюда понятно, почему искусство XIX века было столь популярным: его подавали массе разбавленным в той пропорции,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление