Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начинается дегуманизация искусства




С головокружительной быстротой новое искусство
разделилось на множество направлений и разнообраз-
ных устремлений. Нет ничего более легкого, нежели
подмечать различия между отдельными произведения-
ми. Но подобное акцентирование различий и специфи-
ки ни к чему не приведет, если сначала не определить
то общее, которое разнообразно, а порою и противо-
речиво утверждается во всех них. Еще старик Аристо-
тель учил, что вещи различаются между собою в том,
в чем они походят друг на друга, в том, что у них есть
общего8. Поскольку все тела обладают цветом, мы
замечаем, что одни тела отличаются по цвету от дру-
гих. Собственно говоря, виды—это специфика рода,
и мы различаем их только тогда, когда можем увидеть
в многообразии изменчивых форм их общий корень.

Отдельные направления нового искусства меня ин-
тересуют мало, и, за немногими исключениями, еще
меньше меня интересует каждое произведение в от-
дельности. Да, впрочем, и мои оценки новой художест-
венной продукции вовсе не обязательно должны кого-
то интересовать. Авторы, ограничивающие свой пафос
одобрением или неодобрением того или иного творе-
ния, не должны были бы вовсе браться за перо. Они не
годятся для своей трудной профессии. Как говаривал

 


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

Кларин о некоторых незадачливых драматургах, им луч-
ше бы направить усилия на что-нибудь другое, например
завести семью.—Уже есть? Пусть заведут другую.

Вот что важно: в мире существует бесспорный факт
нового эстетического чувства*. При всей множествен-
ности нынешних направлений и индивидуальных тво-
рений это чувство воплощает общее, родовое начало,
будучи их первоисточником. Небезынтересно разо-
браться в этом явлении.

Пытаясь определить общеродовую и наиболее ха-
рактерную черту нового творчества, я обнаруживаю
тенденцию к дегуманизации искусства. Предыдущий
раздел помогает уточнить эту формулу.

При сопоставлении полотна, написанного в новой
манере, с другим, 1860 года, проще всего идти путем
сравнения предметов, изображенных на том и дру-
гом,— скажем, человека, здания или горы. Скоро ста-
нет очевидным, что в 1860 году художник в первую
очередь добивался, чтобы предметы на его картине
сохраняли тот же облик и вид, что и вне картины,
когда они составляют часть «живой», или «человечес-
кой», реальности. Возможно, что художник 1860 года
ставит нас перед лицом многих других эстетических
проблем; но тут важно одно: он начинал с того, что
обеспечивал такое сходство. Человек, дом или гора
узнаются здесь с первого взгляда—это наши старые
знакомые. Напротив, узнать их на современной кар-
тине стоит усилий; зритель думает, что художнику,
вероятно, не удалось добиться сходства. Картина
1860 года тоже может быть плохо написана, то есть
между предметами, изображенными на картине, и те-
ми же самыми предметами вне ее существует большая
разница, заметное расхождение. И все же, сколь ни
была бы велика дистанция между объектом и карти-
ной, дистанция, которая свидетельствует об ошибках
художника-традиционалиста, его промахи на пути
к реальности равноценны той ошибке, из-за которой
Орбанеха у Сервантеса должен был ориентировать

 

* Эта новая восприимчивость присуща пе только творцам искусства, но
также и публике. Если сказано, что новое искусство есть искусство для
Художников и понятное художникам, ясно, что речь идет не только о тех, кто
ею создает, но и о тех, кто способен воспринимать чисто художественные
ценности.


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

своих зрителей словами: «Это петух»9. В новой кар-
тине наблюдается обратное: художник не ошибается
и не случайно отклоняется от «натуры», от жизненно-
человеческого, от сходства с ним,—отклонения указы-
вают, что он избрал путь, противоположный тому,
который приводит к «гуманизированному» объекту.

Далекий от того, чтобы по мере сил приближаться
к реальности, художник решается пойти против нее.
Он ставит целью дерзко деформировать реальность,
. разбить ее человеческий аспект, дегуманизировать ее.
С тем, что изображено на традиционных полотнах, мы
могли бы мысленно сжиться. В Джоконду влюблялись
многие англичане, а вот с вещами, изображенными на
современных полотнах, невозможно ужиться: лишив
их «живой» реальности, художник разрушил мосты
и сжег корабли, которые могли бы перенести нас в наш
обычный мир, вынуждая иметь дело с предметами,
с которыми невозможно обходиться «по-человечески».
Поэтому нам остается поскорее подыскать или сымп-
ровизировать иную форму взаимоотношений с веща-
ми, совершенно отличную от нашей обычной жизни;
мы должны найти, изобрести новый, небывалый тип
поведения, который соответствовал бы столь непри-
вычным изображениям. Эта новая жизнь, эта жизнь
изобретенная предполагает упразднение жизни непо-
средственной, и она-то и есть художественное понима-
ние и художественное наслаждение. Она не лишена
чувств и страстей, но эти чувства и страсти, очевидно,
принадлежат к иной психической флоре, чем та, кото-
рая присуща ландшафтам нашей первозданной «чело-
веческой» жизни. Это вторичные эмоции; ультраобъек-
ты * пробуждают их в живущем внутри нас художнике.
Это специфически эстетические чувства.

Могут сказать, что подобного результата всего
проще достичь, полностью избавившись от «человечес-
ких» форм—от человека, здания, горы—и создав не
похожее ни на что изображение. Но, во-первых, это
нерационально ** Быть может, даже в наиболее абст-
рактной линии орнамента скрыто пульсирует смутное

 

* Ультраизм, пожалуй, одно из наиболее подходящих обозначений для
нового типа восприимчивости10.

** Одна попытка была сделана в этом крайнем духе—некоторые работы
Пикассо, но с поучительным неуспехом.


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

воспоминание об определенных «природных» формах.
Во-вторых, и это самое важное соображение, искус-
ство, о котором мы говорим, «бесчеловечно» не толь-
ко потому, что не заключает в себе «человеческих»
реалий, но и потому, что оно принципиально ориен-
тировано на дегуманизацию. В бегстве от «человечес-
кого» ему не столь важен термин ad quem, сколько
термин a que11, тот человеческий аспект, который оно
разрушает. Дело не в том, чтобы нарисовать что-ни-
будь совсем непохожее на человека—дом или гору,—
но в том, чтобы нарисовать человека, который как
можно менее походил бы на человека; дом, который
сохранил бы лишь безусловно необходимое для того,
чтобы мы могли разгадать его метаморфозу; ко-
нус, который чудесным образом появился бы из то-
го, что прежде было горной вершиной, подобно тому
как змея выползает из старой кожи. Эстетическая ра-
дость для нового художника проистекает из этого
триумфа над человеческим; поэтому надо конкретизи-
ровать победу и в каждом случае предъявлять удушен-
ную жертву.

Толпа полагает, что это легко—оторваться от ре-
альности, тогда как на самом деле это самая трудная
вещь на свете. Легко произнести или нарисовать нечто
начисто лишенное смысла, невразумителъное, никчем-
ное: достаточно пробормотать слова без всякой связи *
или провести наудачу несколько линий. Но создать
нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако,
обладало бы определенным содержанием,—это пред-
полагает дар более высокий.

«Реальность» постоянно караулит художника, дабы
помешать его бегству. Сколько хитрости предполагает
гениальный побег! Нужно быть «Улиссом наоборот» —
Улиссом, который освобождается от своей повседнев-
ной Пенелопы и плывет среди рифов навстречу чарам
Цирцеи. Когда же при случае художнику удается
ускользнуть из-под вечного надзора—да не обидит
нас его гордая поза, скупой жест святого Георгия с по-
верженным у ног драконом!

* Эксперименты дадаистов12. Подобные экстравагантные и неудачные
попытки нового искусства с известной логикой вытекают из самой его приро-
ды. Это доказывает ex abundantia13, что речь на самом деле идет о едином
и созидательном движении.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.