Умирает знаменитый человек. У его достели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два других человека: газетчик, которого к этому смерт- ному ложу привел долг службы, и художник, который оказался здесь случайно. Супруга, врач, газетчик и ху- дожник присутствуют при одном и том же событии. Однако это одно и то же событие—агония человека— для каждого из этих людей видится со своей точки зрения. И эти точки зрения столь различны, что едва ли у них есть что-нибудь общее. Разница между тем, как воспринимает происходящее убитая горем женщи- на и художник, бесстрастно наблюдающий эту сцену, такова, что, они, можно сказать, присутствуют при двух совершенно различных событиях.
Выходит, стало быть, что одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей. И приходится, задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная? Любое наше суждение будет произвольным. Наше предпочтение той или другой реальности может осно- вываться только на личном вкусе. Все эти реальности равноценны, каждая подлинна с соответствующей точ- ки зрения. Единственное, что мы можем сделать,—это классифицировать точки зрения и выбрать среди них ту, которая покажется нам более достоверной или бо- лее близкой. Так мы придем к пониманию, хотя и не сулящему нам абсолютной истины, но по крайней мере практически удобному, упорядочивающему действи- тельность.
Наиболее верное средство разграничить точки зре- ния четырех лиц, присутствующих при сцене смерти,—
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
это сопоставить их по одному признаку, а именно рассмотреть ту духовную дистанцию, которая отделя- ет каждого из присутствующих от единого для всех события, то есть агонии больного. Для жены умира- ющего этой дистанции почти не существует, она мини- мальна. Печальное событие так терзает сердце, так захватывает все существо, что она сливается с этим событием; образно говоря, жена включается в сцену, становясь частью ее, Чтобы увидеть событие в качест- ве созерцаемого объекта, необходимо отдалиться от него. Нужно, чтобы оно перестало задевать нас за живое. Жена присутствует при этой сцене не как свиде- тель, поскольку находится внутри нее; она не созерцает ее, но живет в ней.
Врач отстоит уже несколько дальше. Для него это—профессиональный случай. Он не переживает си- туацию с той мучительной и ослепляющей скорбью, которая переполняет душу несчастной женщины. Одна- ко профессия обязывает со всей серьезностью отне- стись к тому, что происходит; он несет определенную ответственность, и, быть может, на карту поставлен его престиж.
Поэтому, хотя и менее бескорыстно и интимно, нежели женщина, он тоже принимает участие в проис- ходящем и сцена захватывает его, втягивает в свое драматическое содержание, затрагивая если не сердце, то профессиональную сторону личности. Он тоже пе- реживает это печальное событие, хотя переживания его исходят не из самого сердца, а из периферии чувств, связанных с профессионализмом.
Встав теперь на точку зрения репортера, мы за- мечаем, что весьма удалились от скорбной ситуации. Мы отошли от нее настолько, что наши чувства по- теряли с нею всякий контакт. Газетчик присутствует здесь, как и доктор, по долгу службы, а не в силу непосредственного и человеческого побуждения. Но если профессия врача обязывает вмешиваться в про- исходящее, профессия газетчика совершенно опреде- ленно предписывает не вмешиваться; репортер должен ограничиться наблюдением. Происходящее является для него, собственно говоря, просто сценой, отвле- ченным зрелищем, которое он потом опишет на стра- ницах своей газеты. Его чувства не участвуют в том,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление