Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Призыв к пониманию




ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

В произведениях искусства, предпочитавшегося
в прошедшем столетии, всегда содержится ядро «жи-
вой» реальности, и как раз она. выступает в качестве
субстанции эстетического предмета. Именно этой ре-
альностью занято искусство, которое свои операции
над нею сводит порой к тому, чтобы отшлифовать это
«человеческое» ядро, придать ему внешний лоск,
блеск—украсить его. Для большинства людей такой
строй произведения искусства представляется наибо-
лее естественным, единственно возможным. Искус-
ство—это отражение жизни, натура, увиденная сквозь
индивидуальную призму, воплощение «человеческого»
и т. д. и т. п. Однако ситуация такова, что молодые
художники с не меньшей убежденностью придержива-
ются противоположного взгляда. Почему старики не-
пременно должны быть сегодня правы, если завтраш-
ний день сделает молодежь более правой, нежели ста-
риков? Прежде всего, не стоит ни возмущаться, ни
кричать. «Dove si srida non e' vera scienza»14,—говорил
Леонардо да Винчи; «Neque lugere, neque indignari, sed
intelligere»I5,—советовал Спиноза. Самые укоренив-
шиеся, самые бесспорные наши убеждения всегда и са-
мые сомнительные. Они ограничивают и сковывают
нас, втискивают в узкие рамки. Ничтожна та жизнь,
в которой не клокочет великая страсть к расширению
своих границ. Жизнь существует постольку, поскольку
существует жажда жить еще и еще. Упрямое стремле-
ние сохранить самих себя в границах привычного,
каждодневного—это -всегда слабость, упадок жиз-
ненных сил. Эти границы, этот горизонт есть биологи-
ческая черта, живая часть нашего бытия; до тех пор
пока мы способны наслаждаться цельностью и полно-
той, горизонт перемещается, плавно расширяется и ко-
леблется почти в такт нашему дыханию. Напротив,
когда горизонт застывает, это значит, что наша жизнь
окостенела и мы начали стареть.

Вовсе не само собой разумеется, что произведение
искусства, как обычно полагают академики, должно
содержать «человеческое» ядро, на которое музы наво-
дят лоск. Это прежде всего значило бы сводить искус-
ство к одной только косметике. Ранее уже было сказа-

 


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

но, что восприятие «живой» реальности и восприятия
художественной формы несовместимы в принципе, так
как требуют различной настройки нашего аппарата
восприятия. Искусство, которое предложило бы нам
подобное двойное видение, заставило бы нас окосеть.
Девятнадцатый век чрезмерно окосел; поэтому его ху-
дожественное творчество, далекое от того, чтобы
представлять нормальный тип искусства, является, по-
жалуй, величайшей аномалией в истории вкуса. Все
великие эпохи искусства стремились избежать того,
чтобы «человеческое» было центром тяжести произ-
ведения. И императив исключительного реализма, ко-
торый управлял восприятием в прошлом веке, являет-
ся беспримерным в истории эстетики безобразием. Но-
вое вдохновение, внешне столь экстравагантное, вновь
нащупывает, по крайней мере в одном пункте, реаль-
ный путь искусства, и путь этот называется «воля
к стилю».

Итак, стилизовать — значит деформировать реаль-
ное, дереализовать. Стилизация предполагает дегума-
низацию. И наоборот, нет иного способа дегуманиза-
ции, чем стилизация. Между тем реализм призывает
художника покорно придерживаться формы вещей
и тем самым не иметь стиля. Поэтому поклонник
Сурбарана, не зная, что сказать, говорит, что у его
полотен есть характер,—точно так же характер, а не
стиль присущ Лукасу или Соролье, Диккенсу или Гэль-
досу. Зато XVIII век, у которого так мало характера,
весь насыщен стилем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.