в какой оно становилось уже не искусством, а частью жизни. Вспомним, что во все времена, когда суще- ствовали два различных типа искусства, одно для ме- ньшинства, другое для большинства *, последнее все- гда было реалистическим.
Не будем спорить сейчас, возможно ли чистое ис- кусство. Очень вероятно, что и нет; но ход мысли, который приведет нас к подобному отрицанию, будет весьма длинным и сложным. Поэтому лучше оставим эту тему в покое, тем более что, по существу, она не относится к тому, о чем мы сейчас говорим. Даже если чистое искусство и невозможно, нет сомнения в том, что возможна естественная тенденция к его очищению. Тенденция эта приведет к прогрессивному вытеснению элементов «человеческого, слишком человеческого», которые преобладали в романтической и натуралисти- ческой художественной продукции. И в ходе этого процесса наступает такой момент, когда «человечес- кое» содержание произведения станет настолько скуд- ным, что сделается почти незаметным. Тогда перед нами будет предмет, который может быть воспринят только теми, кто обладает особым даром художест- венной восприимчивости. Это будет искусство для ху- дожников, а не для масс; это будет искусство касты, а не демоса.
Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса—тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые худож- никами не являются. Новое искусство—это чисто ху- дожественное искусство.
Я не собираюсь сейчас превозносить эту новую установку и тем более—поносить приемы, которыми пользовался прошлый век. Я ограничусь тем, что от- мечу их особенности, как это делает зоолог с двумя отдаленными друг от друга, видами фауны. Новое искусство—это универсальный фактор. Вот уже два- дцать лет из двух сменяющихся поколений наиболее
* Например, в Средние века. В соответствии с бинарной структурой общества, разделенного на два социальных слоя—знатных и плебеев,— суще- ствовало благородное искусство, которое было «условным», «идеалистичес- ким», то есть художественным, и народное—реалистическое и сатирическое искусство.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
чуткие молодые люди в Париже, в Берлине, в Лондоне, в Нью-Йорке, Риме, Мадриде неожиданно для себя открыли, что традиционное искусство их совсем не интересует, более того, оно с неизбежностью их оттал- кивает С этими молодыми людьми можно сделать одно из двух: расстрелять их или попробовать понять. Я решительным образом предпочел вторую возмож- ность. И вскоре я заметил, что в них зарождается новое восприятие искусства, новое художественное чу- вство, характеризующееся совершенной чистотой, строгостью и рациональностью. Далекое от того, что- бы быть причудой, это чувство являет собой неизбеж- ный и плодотворный результат всего предыдущего художественного развития. Нечто капризное, необос- нованное и в конечном счете бессмысленное заключа- ется, напротив, именно в попытках сопротивляться новому стилю и упорно цепляться за формы уже арха- ические,- бессильные и бесплодные. В искусстве, как и в морали, должное не зависит от нашего произвола; остается подчиниться тому императиву, который дик- тует нам эпоха. В покорности такому велению време- ни— единственная для индивида возможность усто- ять; он потерпит поражение, если будет упрямо изго- товлять еще одну оперу в вагнеровском стиле или натуралистический роман.
В искусстве любое повторение бессмысленно. Каж- дый исторически возникающий стиль может породить определенное число различных форм в пределах одно- го общего типа. Но проходит время, и некогда велико- лепный родник иссякает. Это произошло, например. с романтически-натуралистическим романом и дра- мой. Наивное заблуждение полагать, что бесплодность обоих жанров в наши дни проистекает от отсутствия талантов. Просто наступила такая ситуация, что все возможные комбинации внутри этих жанров исчерпа- ны. Поэтому можно считать удачей, что одновременно с подобным оскудением нарождается новое воспри- ятие, способствующее расцвету новых талантов.
Анализируя новый стиль, можно заметить в нем определенные взаимосвязанные тенденции, а именно: 1) тенденцию к дегуманизации искусства; 2) тенден- цию избегать живых форм; 3) стремление к тому, что- бы произведение искусства было лишь произведением
8* 227
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
искусства; 4) стремление понимать искусство как игру, и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) тенден- цию избегать всякой фальши и в этой связи тщатель- ное исполнительское мастерство, наконец; 7) искус- ство, согласно мнению молодых художников, безус- ловно чуждо какой-либо трансценденции.
Обрисуем кратко каждую из этих черт нового ис- кусства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление