...Пусть донна Берта или сэр Мартино не судят... Божественная комедия, Рай, XIII1.
Среди многих гениальных,
хотя и не получивших должного развития идей велико- го француза Гюйо следует отметить его попытку из- учать искусство с социологической точки зрения. Сна- чала может показаться, что подобная затея бесплодна. Рассматривать искусство со стороны социального эф- фекта—это как бы разговор не по существу дела, что-то вроде попытки изучать человека по его тени. Социальная сторона искусства на первый взгляд вещь настолько внешняя, случайная, столь далекая от эсте- тического существа, что неясно, как, начав с нее, мож- но проникнуть внутрь стиля. Гюйо, конечно, не извлек из своей гениальной попытки «лучшего сока». Крат- кость жизни и трагическая скоропостижная смерть помешали его вдохновению отстояться, чтобы, осво- бодившись от всего тривиального и поверхностного, оно могло бы дерзать в сфере глубинного и существен-
ного. Можно сказать, что из его книги «Искусство с социологической точки зрения» осуществилось толь- ко название, все остальное еще должно быть написано.
Живая сила социологии искусства открылась мне неожиданно, когда несколько лет назад довелось пи- сать о новой музыкальной эпохе, начавшейся с Дебюс- си. Я стремился определить с возможно большей точ- ностью разницу в стиле новой и традиционной музы- ки. Проблема моя была чисто эстетическая, и тем не менее я нашел, что наиболее короткий путь к ее раз- решению—это изучение феномена сугубо социологи- ческого, а именно непопулярности новой музыки. Се- годня я хотел бы высказаться в общем, предваритель- ном плане, имея в виду все искусства, которые сохраняют ещё в Европе какую-то жизненность: наря- ду с новой музыкой—новую живопись, новую поэзию, новый театр. Воистину поразительно и таинственно то тесное внутреннее единство, которое каждая истори- ческая эпоха сохраняет во всех своих проявлениях. Единое вдохновение, один и тот же жизненный стиль пульсируют в искусствах, столь несходных между со- бою. Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт и драматург—его современники. И эта общность ху- дожественного чувства поневоле должна привести к одинаковым социологическим последствиям. В са- мом деле, непопулярности новой музыки соответству- ет такая же непопулярность и остальных муз. Все молодое искусство непопулярно—и не случайно, но в силу его внутренней судьбы.
Мне могут возразить, что всякий только что появи- вшийся стиль переживает «период карантина», и напо- мнить баталию вокруг «Эрнани»2, а также и другие распри, начавшиеся на заре романтизма. И все-таки непопулярность нового искусства—явление совершен- но иной природы. Полезно видеть разницу между тем, что непопулярно, и тем, что не народно.
Стиль, который вводит нечто новое, в течение ка- кого-то времени просто не успевает стать народным; он непопулярен, но также и не не народен. Вторжение романтизма, на которое можно сослаться в качестве примера, как социологический феномен совершенно
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
противоположно тому, что являет искусство сегодня. Романтизму весьма скоро удалось завоевать «народ», никогда не воспринимавший старое классическое ис- кусство как свое. Враг, с которым романтизму при- шлось сражаться, представлял собой как раз избран- ное меньшинство, закостеневшее в архаических «старо- режимных» формах поэзии. С тех пор как изобрели книгопечатание, романтические произведения стали первыми, получившими большие тиражи. Романтизм был народным стилем par excellence3.
Первенец демократии, он был баловнем толпы.
Напротив, новое искусство встречает массу, на- строенную к нему враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно не народно по самому своему суще- ству; более того, оно антинародно. Любая вещь, рож- денная им, автоматически вызывает в публике курьез- ный социологический эффект. Публика разделяется на две части; одна часть, меньшая, состоит из людей, настроенных благосклонно; другая, гораздо большая, бесчисленная, держится враждебно. (Оставим в сторо- не капризную породу «снобов».) Значит, произведения искусства действуют подобно социальной силе, кото- рая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей.
По какому же признаку различаются эти две касты? Каждое произведение искусства вызывает расхожде- ния: одним нравится, другим—нет; одним нравится меньше, другим—больше. У такого разделения неор- ганический характер, оно непринципиально. Слепая прихоть нашего индивидуального вкуса может поме- стить нас и среди тех и среди других. Но в случае нового искусства размежевание это происходит на уро- вне более глубоком, чем прихоти нашего индивидуаль- ного вкуса. Дело здесь не в том, что большинству публики не нравится новая вещь, а меньшинству— нравится. Дело в том, что большинство, масса, просто не понимает ее. Старые хрычи, которые присутствова- ли на представлении «Эрнани», весьма хорошо пони- мали драму Виктора Гюго, и именно потому что пони- мали, драма не нравилась им. Верные определенному типу эстетического восприятия, они испытывали от- вращение к новым художественным ценностям, кото- рые предлагал им романтик.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
«С социологической точки зрения» для нового ис- кусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Как будто существуют две разновидности рода челове- ческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтическое: новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству. Отсюда—раздра- жение в массе. Когда кому-то не нравится произведе- ние искусства именно поскольку оно понятно, этот человек чувствует свое «превосходство» над ним, и то- гда раздражению нет места. Но когда вещь не нравит- ся потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несо- стоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущенным, яростным самоутвер- ждением перед лицом произведения. Едва появившись на свет, молодое искусство заставляет доброго буржуа чувствовать себя именно таким образом: добрый бур- жуа, существо, неспособное к восприятию тайн искусства, слеп и глух к любой бескорыстный красоте. И это не может пройти без последствии после сотни лет всеобщего заискивания перед массой и возвеличи- вания «народа». Привыкшая во всем господствовать, теперь масса почувствовала себя оскорбленной этим новым искусством в своих человеческих «правах», ибо это искусство привилегированных, искусство утончен- ной нервной организации, искусство аристократичес- кого инстинкта. Повсюду, где появляются юные музы, масса преследует их.
В течение полутора веков «народ», масса претен- довали на то, чтобы представлять «все общество». Музыка Стравинского или драма Пиранделло произ- водят социологический эффект, заставляющий заду- маться над этим и постараться понять, что же такое «народ», не является ли он просто одним из элементов социальной структуры, косной материей историческо- го процесса, второстепенным компонентом бытия. Со своей стороны новое искусство содействует тому, что- бы «лучшие» познавали самих себя, узнавали друг друга среди серой толпы и учились понимать свое
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с бо- льшинством.
Близится время, когда общество, от политики и до искусства, вновь начнет складываться, как должно, в два ордена, или ранга—орден людей выдающихся и орден людей заурядных. Все недуги Европы будут исцелены и устранены благодаря этому новому спаси- тельному разделению. Неопределенная общность, бес- форменное, хаотическое, лишенное внутреннего строя объединение без какого-либо направляющего нача- ла—то, что существовало на протяжении последних полутораста лет,—не может существовать далее. Под поверхностью всей современной жизни кроется глубо- чайшая и возмутительнейшая неправда—ложный по- стулат реального равенства людей. В общении с людь- ми на каждом шагу убеждаешься в противоположном, ибо каждый этот шаг оказывается прискорбным про- махом.
Когда вопрос о неравенстве людей поднимается в политике, то при виде разгоревшихся страстей при- ходит в голову, что вряд ли уже наступил благоприят- ный момент для его постановки. К счастью, единство духа времени, о котором я говорил выше, позволяет спокойно, со всей ясностью констатировать в зарожда- ющемся искусстве нашей эпохи те же самые симптомы . и те же предвестия моральной реформы, которые в по- литике омрачены низменными страстями.
Евангелист пишет: «Nolite fieri sicut aquus et mulus quibus non est intellectus»—«He будьте как конь, как лошак несмысленный»4. Масса брыкается и не разуме- ет. Попробуем поступать наоборот. Извлечем из мо- лодого искусства его сущностный принцип и посмот- рим, в каком глубинном смысле оно непопулярно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление