Къяроскуристы3. Композиция полотен Рафаэля, ди- намическая схема у Эль Греко—все это предпосылки объединения, введенные художником в картину, не бо- лее. Каждая изображенная вещь продолжает отста- ивать свой объем и, следовательно, свою независи- мость, отчужденность. Вот почему перечисленные по- пытки объединения столь же абстрактны, как и геометрическая перспектива в работах старых масте-
О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
ров. Они — порождения чистого разума и не способны пронизать саму материю картины, иными словами, они не являются художественными началами. В каж- дом отдельном фрагменте картины их присутствие неощутимо.
В этом ряду светотень предстает как поистине ра- дикальное и глубокое новшество.
До тех пор пока взгляд художника будет выиски- вать осязаемые формы, сами предметы, заполняющие живописное полотно, не перестанут поодиночке взы- вать об отдельной, исключительной точке зрения. Кар- тина сохранит феодальную структуру, где каждая де- таль требует соблюдения своих незыблемых прав. Но вот в привычный порядок вещей вторгается новый предмет, наделенный магической силой, которая по- зволяет, точнее, вынуждает его стать вездесущим и за- полнить всю картину, ничего не вытесняя. Этот таин- ственный пришелец—свет. Он, и только он, занимает всю композицию. Вот основа единства — не абстракт- ная, а реальная, предмет в ряду предметов, не идея, не схема. Единое освещение или светотень заставляет придерживаться одной точки зрения. Художник до- лжен видеть своё творение целиком, погруженное в бескрайний объект — свет.
Эти художники — Рибера, Караваджо и ранний Be-. ласкес (периода «Поклонения волхвов»). Они, следуя традиции, еще не отказались от телесности изобража- емого. Однако прежний интерес к этому утрачен. Пред- мет сам по себе постепенно впадает в немилость, пре- вращаясь в каркас, в фон для струящегося света. Ху- дожник следит за траекторией светового луча, стараясь запечатлеть его скольжение по поверхности объемов, форм.
Заметно ли при этом смещение точки зрения? Вела- скес в «Поклонении волхвов» переносит акцент с фигу- ры как таковой на ее поверхность, отражающую пре- ломленный свет. Это знак удаления взгляда, который, утратив свойства руки, выпустил свою добычу—окру- глые, заполненные объемы. Теперь зрительный луч замирает на самых выступающих формах, где перели- вы света наиболее ярки; затем он перемещается, вы- искивая на следующем предмете световые пятна той же яркости. Возникает магическое единство и подобие
7* 195
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
всех светлых фрагментов с одной стороны и темных — с другой. Самые несхожие по форме и положению предметы оказываются равноправными. Период ин- дивидуалистического ' господства объектов пришел к концу. Они больше не интересны сами по себе и пре- вращаются из цели в повод.
Веласкес. Благодаря светотени единство картины становится не результатом чисто внешних приемов, а ее внутренним, глубинным свойством. Однако под светом по-прежнему пульсируют осязаемые формы. Живопись заполненных объемов прорывается сквозь сияющий покров освещения.
Для победы над дуализмом был необходим какой- нибудь своенравный гений, готовый презрительно от- казать предметам во внимании, отвергнуть их притя- зания на телесность, сплющить их неуемные объемы. Таким гением презрения стал Веласкес.
Художник кватроченто, влюбленный в любое ре- альное тело, старательно выискивает его своим осяза- ющим взглядом, ощупывает, страстно обнимает его. Кьяроскурист, охладевший к телесным формам, заста- вляет зрительный луч скользить, словно по колее, за световым потоком, перемещающимся от предмета к предмету. Веласкес с поразительной смелостью ре- шается на великий акт презрения, призванный даро- вать начало совершенно новой живописи: он останав- ливает зрачок. Не более. В этом и состоит грандиоз- ный переворот.
До сих пор зрачок художника покорно вращался, как птоломеевы светила, по орбите вокруг предметов. Веласкес деспотично устанавливает неподвижную точ- ку зрения. Отныне картина рождается из единого акта видения, и предметам стоит немалых усилий достичь зрительного луча. Итак, речь идет о коперникианской революции, подобной перевороту в философии, совер- шенному Декартом, Юмом и Кантом4. Зрачок худож- ника водружается в центре пластического космоса, и вокруг него блуждают формы вещей. Неподвижный зрительный аппарат направляет свой луч-видоиска- тель прямо, без отклонений, не отдавая предпочтения
О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
ни одной фигуре. Сталкиваясь с предметом, луч не сосредоточивается на нем, и в результате вместо окру- глого тела возникает лишь поверхность, остановившая взгляд*.
Точка зрения отступила, удалилась от предмета, и мы перешли от ближнего к дальнему видению, при- чем поистине ближним является именно последнее. Между зрачком и телами возникает посредник — пу- стота, воздух. Воспарив, подобно многоцветным газо- вым облакам, трепещущим полотнам, мимолетным отблескам, предметы утратили плотность и четкость очертаний. Художник запрокидывает голову, прищу- ривает глаза — форма предметов распадается, сведен- ная к молекулам света, к простейшим световым ис- крам. Вся же картина, напротив, может быть увидена с одной точки зрения—сразу и целиком.
Ближнее видение разъединяет, анализирует — оно феодально. Дальнее видение синтезирует, сплавляет, смешивает—оно демократично. Точка зрения превра- щается в синопсис, в основу для единственного все- объемлющего взгляда. Живопись заполненных объ- емов окончательно становится живописью пустого пространства.
Импрессионизм. Нет необходимости доказывать, что Веласкес все же не отвергает первоосновы возрож- денческой живописи. Подлинный переворот произой- дет лишь с появлением импрессионистов и неоимпрес- сионистов.
Соображения, выскзанные мною ранее, казалось бы, предрекали конец эволюции с появлением жи- вописи пустого пространства. Точка зрения превра- щается из множественной и ближней в единую и от- даленную—и на первый взгляд все имеющиеся ва- рианты исчерпаны. Ничего подобного. Мы легко убедимся, что возможно еще большее отступление к субъекту. С 1870 года5 и по настоящее время пе- ремещение точки зрения продолжалось, и именно эти
*. Полая сфера извне кажется плотным, цельным объемом. Рассматривая ее же изнутри, мы увидим лишь плоскость, ограничивающую внутреннюю пустоту.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
последние этапы—невероятные и парадоксальные— подтверждают пророческий закон, предугаданный ра- нее. Художник, который сначала исходит из окружа- ющего мира, в итоге укрывается от него в самом себе. Я уже говорил, что взгляд Веласкеса, сталкиваясь с объемным телом, превращает его в плоскость. Но вместе с тем зрительный луч прокладывает себе путь, пронзает воздух, заполняющий пространство между глазной роговицей и удаленными предметами. В «Ме- нинах» и «Пряхах» заметно, с каким удовольствием выписывает художник пустоту как таковую. Взгляд Веласкеса устремлен вдаль, поэтому он наталкивается на необъятное скопление воздуха между глазом и гра- ницей поля зрения. Подобное восприятие чего-либо основным зрительным лучом именуется прямым виде- нием или видением in modo recto6. Но из зрачка наряду с осевым лучом исходит множество наклонных, допол- нительных, функция которых—зрение in modo obliquo7. Впечатление вогнутости создается при виде- нии in modo recto. Если его устранить, хотя бы быстро открыв и зажмурив глаза, остается лишь боковое виде- ние, видение, «краешком глаза»—верх презрения. Пу- стота исчезает, и все зрительное поле стремится стать единой плоскостью.
Именно такое видение избирают сменяющие друг друга импрессионистические школы. Фон веласкесовс- кой пустоты выходит на первый план, причем послед- нее обозначение теряет смысл из-за отсутствия заднего плана. Живопись стремится стать плоской, как само живописное полотно. Любые отголоски былой телес- ности и осязаемости бесследно исчезают. Кроме того, раздробленность предметов при боковом видении та- кова, что от них почти ничего не остается. Фигуры становятся неузнаваемыми. Художник пишет не пред- меты, им видимые, а видение само по себе. Вместо вещи—впечатление, то есть совокупность ощущений. Таким образом, искусство полностью уходит от мира, сосредоточиваясь на деятельности субъекта. Ибо ощу- щения—это отнюдь не вещи, а субъективные состоя- ния, через которые или посредством которых эти вещи нам явлены.
Отразилась ли подобная перемена на точке зрения? Казалось бы, в поисках объекта, наиболее приближен-
О ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
ного к глазу, она достигла предельной близости к субъекту и удаленности от вещей. Ошибка! Точка зрения продолжает свой неумолимый отход. Она не останавливается на роговице, а дерзко преодолевает последнюю преграду и проникает в само зрение, в са- мого видящего субъекта.
Кубизм. Сезанн, следуя традиции импрессионизма, неожиданно открывает для себя объем. На полотнах возникают кубы, цилиндры, конусы. На первый взгляд можно подумать, что живописные странствия завер- шены и начинается новый виток, возвращение к точке зрения Джотто. Снова ошибка! В истории искусства всегда существуют побочные тенденции, тяготеющие к архаике. Но основной поток эволюции минует их и величаво продолжает свое неизменное течение.
Кубизм Сезанна и истинных кубистов, то есть сте- реометристов, лишь очередная попытка углубить Жи- вопись. Ощущения — тема импрессионизма—суть субъективные состояния, а значит, реальности, дейст- вительные модификации субъекта. Глубинное же его содержание составляют идеи. Идеи—тоже реально- сти, но существующие в душе индивида. Их отличие от ощущений в том, что содержание идей ирреально, а иногда и невероятно. Когда я думаю об абстрактном геометрическом цилиндре, мое мышление является дей- ствительным событием, происходящим во мне; сам же цилиндр, о котором я думаю,—предмет ирреальный. Значит, идеи—это субъективные реальности, содержа- щие виртуальные объекты, целый новоявленный мир, отличный от мира зримого, таинственно всплыва- ющий из недр психики.
Итак, объемы, созданные Сезанном, не имеют ни- чего общего с теми, которые обнаружил Джотто: ско- рее, они их антагонисты. Джотто стремился передать действительный объем каждой фигуры, ее истинную осязаемую телесность. До него существовали лишь двумерные византийские лики. Сезанн, напротив, заме- няет телесные формы—геометрией: ирреальными, вы- мышленными образами, связанными с реальностью только метафорически. Начиная с Сезанна художники
изображают идеи—тоже объекты, но только идеаль- ные, имманентные субъекту, иными словами, интрасу- бъективные.
Этим объясняется невообразимая мешанина, име- нуемая кубизмом. Пикассо создает округлые тела с не- померно выступающими объемными формами и одно- временно в своих наиболее типичных и скандальных картинах уничтожает замкнутую форму объекта и в чистых евклидовых плоскостях располагает его разрозненные фрагменты — бровь, усы, нос,—единст- венное назначение которых быть символическим ко- дом идей.
Течение, двусмысленно названное кубизмом, всего лишь особая разновидность современного экспресси- онизма. Господство впечатлений свело к минимуму внешнюю объективность. Новое перемещение точки зрения—скачок за сетчатку, хрупкую грань между внешним и внутренним,— было возможно лишь при полном отказе живописи от своих привычных функ- ций. Теперь она не помещает нас внутрь окружающего мира, а стремится воплотить на полотне само внутрен- нее—вымышленные идеальные объекты. Заметьте, элементарное перемещение точки зрения по прежней, и единственной, траектории привело к абсолютно не- ожиданному, противоположному результату. Вместо того чтобы воспринимать предметы, глаза начали из- лучать внутренние, потаенные образы фауны и ланд- шафтов. Раньше они были воронкой, втягивающей картины реального мира,— теперь превратились в род- ники ирреального.
Возможно, эстетическая ценность современного ис- кусства и вправду невелика; но тот, кто видит в нем лишь причуду, может быть уверен, что ничего не смыс- лит в искусстве, ни в новом, ни в старом. Нынешнее состояние живописи и искусства в целом — плод непре- клонной и неизбежной эволюции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление