Восстание масс. То, что задумывал и осуществлял политик, поддержи- вала или лишала его поддержки, но действия ее своди- лись к отклику, сочувственному или наоборот, на твор-
то, что задумывал и осуществлял политик, поддержи- вала или лишала его поддержки, но действия ее своди- лись к отклику, сочувственному или наоборот, на твор- ческую волю другого. Никогда ей не взбредало в голо- ву ни противопоставлять «идеям» политика свои, ни даже судить их, опираясь на некий свод «идей», при- знанных своими. Так же обстояло с искусством и дру- гими областями общественной жизни. Врожденное, со- знание своей узости, неподготовленности к теоретизи- рованию* воздвигало глухую стену. Отсюда само собой следовало, что плебей не решался даже отдален- но участвовать почти ни в какой общественной жизни, по большей части всегда концептуальной.
Сегодня, напротив, у среднего человека самые не- укоснительные представления обо всем, что творится и должно твориться во вселенной. Поэтому он раз- учился слушать. Зачем, если все ответы он наводит в самом себе? Нет никакого смысла выслушивать, и, напротив, куда естественнее судить, решать, изрекать приговор. Не осталось такой общественной проблемы, куда бы он не встревал, повсюду оставаясь глухим и слепым и всюду навязывая свои «взгляды».
Но разве это не достижение? Разве не величайший прогресс то, что массы обзавелись идеями, то есть культурой? Никоим образом. Потому что идеи мас- сового человека таковыми не являются и культурой он не обзавелся. Идея — это шах истине. Кто жаждет идей, должен прежде их домогаться истины и прини- мать те правила игры, которых она требует. Бессмыс- ленно говорить об идеях и взглядах, не признавая системы, в которой они выверяются, свода правил, к которым можно апеллировать в споре. Эти прави- ла — основы культуры. Не важно, какие именно. Важ- но, что культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если нет основ закон- ности, к которым можно прибегнуть. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике **. Культу- ры нет, если экономические связи не руководствуются
* Это не подмена понятий: выносить суждение означает теоретизировать.
** Кто в споре не доискивается правды и не стремится быть правдивым, тот интеллектуально варвар. В сущности, так и обстоит с массовым челове- ком, когда он говорит, вешает или пишет.
11* 323
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
торговым правом, способным их защитить. Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью опра- вдать искусство.
Если всего этого нет, то нет и культуры, а есть в самом прямом и точном смысле слова варварство. Именно его, не будем обманываться, и утверждает в Европе растущее вторжение масс. Путник, попадая в варварский край, знает, что не найдет там законов, к которым мог бы воззвать. Не существует собственно варварских порядков. У варваров их попросту нет и взывать не к чему.
Мерой культуры служит четкость установлений. При малой разработанности они упорядочивают лишь grosso modo6, и чем отделаннее они, тем подробнее выверяют любой вид деятельности *.
Всеми признано, что в Европе с некоторых пор творятся диковинные вещи. В качестве примера назову две — синдикализм 7 и фашизм. И диковинность их отнюдь не в новизне. Страсть к обновлению в европей- цах настолько неистребима, что сделала их историю самой беспокойной в мире. Следовательно, удивляет в упомянутых политических течениях не то, что в них нового, а знак качества этой новизны, доселе невидан- ный. Под маркой синдикализма и фашизма впервые возникает в Европе тип человека, который не желает ни признавать, ни доказывать правоту, а намерен про- сто-напросто навязать свою волю. Вот что внове - право не быть правым, право произвола. Я считаю это самым наглядным проявлением новой жизнедеятель- ности масс, исполненных решимости управлять обще- ством при полной к тому неспособности. Политичес- кая позиция предельно грубо и неприкрыто выявляет новый душевный склад, но коренится она в интеллек- туальном герметизме. Массовый человек обнаружива- ет в себе ряд «представлений», но лишен самой способ- ности «представлять». И даже не подозревает, каков
* Скудость испанской интеллектуальной культуры не в большей или меньшей нехватке знаний, а в той привычной бесшабашности, с какой говорят и пишут, не слишком заботливо сверяясь с истиной. Словом, беда не в боль- шей или меньшей неистинности — истина не в нашей власти — а в большей или меньшей недобросовестности, которая мешает выполнять несложные и необ- ходимые дня истины условия. В нас неискореним тот деревенский попик, что победно громит манихеев, так и не позаботясь уяснить, о чем же они, собственно, толкуют.
ВОССТАНИЕ МАСС
он, тот хрупкий мир, в котором живут идеи. Он хочет высказаться, но отвергает условия и предпосылки лю- бого высказывания. И в итоге его «идеи» — не что иное, как словесные аппетиты, наподобие жестоких романсов.
Выдвигать идею означает верить, что она разумна и справедлива, а тем самым верить в разум и справед- ливость, в мир умопостигаемых истин. Суждение и есть обращение к этой инстанции, признание ее, подчинение ее законам и приговорам, а значит, и убеж- дение, что лучшая форма сосуществования — диалог, где столкновение доводов выверяет правоту наших идей. Но массовый человек, втянутый в обсуждение, теряется, инстинктивно противится этой высшей ин- станции и необходимости уважать то, что выходит за его пределы. Отсюда и последний европейский клич: «Хватит дискуссий!» — и ненависть к любому сосуще- ствованию, по своей природе объективно упорядочен- ному, от разговора до парламента, не говоря о науке. Иными словами, отказ от сосуществования культурно- го, то есть упорядоченного, и откат к варварскому. Душевный герметизм, толкающий массу, как уже гово- рилось, вторгаться во все сферы общественной жизни, неизбежно оставляет ей единственный путь для втор- жения — прямое действие.
Обращаясь к истокам нашего века, когда-нибудь отметят, что первые ноты его сквозной мелодии про- звучали на рубеже столетий среди тех французских синдикалистов и роялистов, что придумали термин «прямое действие» вкупе с его содержанием. Человек постоянно прибегал к насилию. Оставим в стороне просто преступления. Но ведь нередко к насилию при- бегают, исчерпав все средства в надежде образумить, отстоять то, что кажется справедливым. Печально, конечно, что жизнь раз за разом вынуждает человека к такому насилию, но бесспорно также, что оно — дань разуму и справедливости. Ведь и само это насилие не что иное, как ожесточенный разум. И сила действите- льно лишь его последний довод. Есть обыкновение произносить ultima ratio8 иронически — обыкновение довольно глупое, поскольку смысл этого выражения в заведомом подчинении силы разумным нормам. Ци- вилизация и есть опыт обуздания силы, сведение ее
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление