Этой материальной доступности и обеспеченности сопутствует житейская—comfort и общественный по- рядок. Жизнь катится по надежным рельсам, и стол- кновение с чем-то враждебным и грозным мало пред- ставимо.
Столь ясная и распахнутая перспектива неминуемо должна в недрах обыденного сознания копить то ощу- щение жизни, что метко выражено нашей старинной поговоркой—«широка Кастилия!»4 А именно, во всех ее основных и решающих моментах жизнь представля- ется новому человеку лишенной преград. Это обсто- ятельство и его важность осознаются сами собой, если вспомнить, что прежде рядовой человек и не подозре- вал о такой жизненной раскрепощенности. Напротив, жизнь была для него тяжкой участью—и материаль- но, и житейски. Он с рождения ощущал ее как скопище преград, которые обречен терпеть, с которыми прину- жден смириться и втиснуться в отведенную ему щель.
Контраст будет еще отчетливее, если от материаль- ного перейти к аспекту гражданскому и моральному. С середины прошлого века средний человек не видит перед собой никаких социальных барьеров. С рожде- ния он и в общественной жизни не встречает рогаток, и ограничений. Никто не принуждает его сужать свою жизнь. И здесь «широка Кастилия». Не существует ни сословий, ни каст. Ни у кого нет гражданских привиле- гий. Средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны.
Никогда за всю историю человек не знал условий, даже отдаленно похожих на современные. Речь дейст- вительно идет о чем-то абсолютно новом, что внес в человеческую судьбу XIX век. Создано новое сцени- ческое пространство для существования человека, но- вое и в материальном и в социальном плане. Три начала сделали возможным этот новый мир: либераль- ная демократия, экспериментальная наука и промыш- ленность. Два последних фактора можно объединить в одно понятие — техника. В этой триаде ничто не рождено XIX веком, но унаследовано от двух преды- дущих столетий. Девятнадцатый век не изобрел, а внедрил, и в том его заслуга. Это прописная истина. Но одной ее мало, и надо вникнуть в ее неумолимые следствия.
Девятнадцатый век был революционным по сути. И суть не в живописности его баррикад—это всего лишь декорация,—а в том, что он поместил огромную массу общества в жизненные условия, прямо противоположные всему, с чем средний человек свыкся ранее. Короче, век перелицевал общественную жизнь. Революция не поку- шение на порядок, но внедрение нового порядка, дискре- дитирующего привычный. И потому можно без особых преувеличений сказать, что человек, порожденный XIX столетием, социально стоит в ряду предшественни- ков особняком. Разумеется, человеческий тип XVIII века отличен от преобладавшего в семнадцатом, а тот—от характерного для XVI века, но все они в конечном счете родственны, схожи и по сути даже одинаковы, если сопоставить их с нашим новоявленным современником. Для «плебея» всех времен «жизнь» означала прежде всего стеснение, повинность, зависимость—короче, угнетение. Еще короче—гнет, если не ограничивать его правовым и сословным, забывая о стихиях. Потому что их напор не слабел никогда, вплоть до прошлого века, с началом которого технический прогресс—материальный и управ- ленческий—становится практически безграничным. Пре- жде даже для богатых и могущественных земля была миром нужды, тягот и риска *.
Тот мир, что окружает нового человека с колыбели, не только не понуждает его к самообузданию, не толь- ко не ставит перед ним никаких запретов и ограниче- ний, но, напротив, непрестанно бередит его аппетиты, которые в принципе могут расти бесконечно. Ибо этот мир XIX и начала XX века не просто демонстрирует свои бесспорные достоинства и масштабы, но и внуша- ет своим обитателям—и это крайне важно—полную уверенность, что завтра, словно упиваясь стихийным и неистовым ростом, мир станет еще богаче, еще шире и совершеннее. И по сей день, несмотря на признаки первых трещин в этой незыблемой вере,—по сей день, повторяю, мало кто сомневается, что автомобили че-
* При любом относительном богатстве сфера благ и удобств,обеспечен- ных им, была крайне сужена всеобщей бедностью мира. Жизнь среднего человека много легче, изобильнее и безопаснее жизни могущественнейшего властителя иных времен. Какая разница, кто кого богаче, если богат мир и не скупится на автострады, магистрали, телеграфы, отели, личную безопасность и аспирин?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление