какой бы справедливой ни была критика либерализма, его подспудная правота неодолима, потому что это не теоретическая правота, не научная, не умозритель- ная, но совсем иного и решающего свойства, а именно правота судьбы. Теоретические истины не просто спо- рны, но вся сила и смысл их в этой спорности; они рождены спором, живы, пока оспоримы, и су- ществуют единственно для продолжения спора. Но судьбу — то, чему предстоит или не предстоит стать жизнью,— не оспаривают. Ее принимают или отве- ргают. Приняв, становятся собой; отвергнув, отри- цают и подменяют себя *.
Судьба проступает не в том, что нам хочется,— напротив, ее строгие черты отчетливее, когда мы со- знаем, что должны вопреки хотению.
Итак, «самодовольный недоросль» знает, что должно быть, но, несмотря на это и даже именно поэтому, словом и делом изображает, будто убежден в обратном. Фашист обрушивается на политическую свободу именно потому, что знает: всецело и всерьез ее не может не быть, она неотменима как сущность ев- ропейской жизни и в серьезную минуту, когда нуж- даться в ней будут по-настоящему, она окажется нали- цо. Но так уж настроен массовый человек — на каприз- ный лад. Он ничего не делает раз навсегда, и, что бы ни делал, все у него «понарошку», как выходки маме- нькина сынка. Поспешная готовность его в любом деле вести себя трагически, отчаянно и безоглядно — это лишь декорация. Трагедию он разыгрывает именно потому, что не верит, будто в цивилизованном мире она может разыграться всерьез.
Не принимать же на веру все, что человек изоб- ражает из себя! Если кто-то настаивает, что дважды два, по его святому убеждению, пять, и нет основании считать его помешанным, остается признать, что сам он, как бы ни срывал голос и ни грозился умереть за свои слова, попросту не верит в то, что говорит.
Шквал повального и беспросветного фиглярства
* Оскудеть, опуститься, пасть — это и значит отказаться от себя, от того, в ком ты должен был осуществиться. Подлинное существование при этом не исчезает, а становится укоризненной тенью, призраком, который вечно напо- минает, как низка эта участь и какой непохожей она должна была стать. Такая жизнь лишь неудачное самоубийство.
катится по европейской земле. Любая позиция утверж- дается из позерства и внутренне лжива. Все усилия направлены единственно на то, чтобы не встретиться со своей судьбой, отвернуться и не слышать ее темного зова, избежать очной ставки с тем, что должно стать жизнью. Живут в шутку и тем шуточнее, чем трагичнее надетая маска. Шутовство неминуемо, если любой шаг необязателен и не вбирает в себя личность целиком и бесповоротно. Массовый человек боится встать на твердый, скальный грунт предназначения; куда свойст- веннее ему прозябать, существовать нереально, пови- сая в воздухе. И никогда еще не носилось по ветру столько жизней, невесомых и беспочвенных — выдер- нутых из своей судьбы — и так легко увлекаемых лю- бым, самым жалким течением. Поистине эпоха «увле- чений» и «течений». Мало кто противится тем поверх- ностным завихрениям, которые лихорадят искусство, мысль, политику, общество. И потому риторика цве- тет как никогда. Сюрреалист отважно ставит (избавлю себя от необходимости приводить это слово) там, где раньше стояли «жасмины, лебеди и фавны», и полага- ет, что превзошел мировую литературу. А всего-то заменил одну риторику другой, прежде пылившейся на заборах.
Понять современность, при всей ее неповторимо- сти, помогает то, что роднит ее с прошлым. Едва средиземноморская цивилизация достигла своей пол- ноты, как на сцену выходит циник. Грязными сан- далиями Диоген топчет ковры Аристиппа. B III веке до Рождества Христова циники кишат — они на всех углах и на любых постах. И единственное, что де- лают,— саботируют цивилизацию. Циник был ниги- листом эллинизма. Он никогда не создавал и даже не пытался. Его работой было разрушение, верней, старание разрушить, поскольку он и в этом не пре- успел. Циник, паразит цивилизации, живет ее отри- цанием именно потому, что уверен в ней. Чего стоил бы он и что, спрашивается, делал бы среди дикарей, где каждый безотчетно и всерьез действует так, как сам он действовал напоказ и нарочно, видя в том личную заслугу? Чего стоит фашист, если он не опо- лчается на свободу? И сюрреалист, если он не ше- льмует искусство?
ВОССТАНИЕ МАСС
Иначе и не могло бы вести себя это существо, рожденное в чересчур хорошо устроенном мире, где привыкло видеть одни блага, а не опасности. Его из- баловало окружение, домашнее тепло цивилизации — и маменькина сынка вовсе не тянет покидать родное гнездо своих прихотей, слушаться старших и уж тем более — входить в неумолимое русло своей судьбы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление