Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XV. Переходя к сути дела




Суть такова: Европа утратила нравственность.
Прежнюю массовый человек отверг не ради новой,
а ради того, чтобы, согласно своему жизненному скла-
ду, не придерживаться никакой. Что бы ни твердила
молодежь о «новой морали», не верьте ни единому
слову. Утверждаю, что на всем континенте ни у кого из
знатоков нового ethos нет и подобия морали. И если
кто-то заговорил о «новой», значит, замыслил новую
пакость и ищет контрабандных путей *.

Так что наивно укорять современного человека
в безнравственности. Это не только не заденет, но
даже польстит. Безнравственность нынче стала шир-
потребом, и кто только не щеголяет ею.

Если отвлечься, как мы и делали, от пережитков
прошлого — христиан, идеалистов, старых либералов
и т. д.,— то среди современных альянсов не найдется ни
одного, который не исходил бы из убеждения, что за ним
числятся все права и ни единой обязанности. Не важно,
рядятся ли при этом в реакционеров или революционе-
ров: под любой личиной и при любом удобном случае
решительно отбрасывают обязанности и притязают,
сами не ведая почему, на неограниченные права.

Что бы ни одушевляло, все сводится к одному
и становится предлогом не считаться ни с кем и ни
с чем. Если кто-то играет в реакционера, то наверняка
для того, чтобы под видом спасения отечества и госу-
дарства сравнять с землей все остальное и с полным
правом топтать ближнего, особенно если тот чего-то
стоит. Но и в революционеров играют с той же целью:
наружная одержимость судьбой угнетенных и социаль-
ной справедливостью служит маской, освобождающей
от досадной обязанности быть правдивым, терпимым
и, главное, уважать человеческие достоинства. Я знаю

 

* Не знаю, найдется ли сейчас десяток людей, рассеянных по миру,
которые видят воочию ростки того, что со временем действительно может
стать новой моралью. И, уж конечно, не эти люди делают погоду.


ВОССТАНИЕ МАСС

немало людей, которые вступили в ту или иную рабочую
партию лишь затем, чтобы обрести внутреннее право-
презирать интеллигенцию и не смотреть на нее снизу
вверх. Что ж до диктатур, то мы уже налюбовались, как
там льстят толпе и топчут все, что выше ее уровня.

Отвращением к долгу отчасти объясняется и полу-
смешной-полупостыдный феномен нашего времени —
культ молодежи как таковой. Все от мала до велика
подались в «молодые», прослышав, что у молодых
больше прав, чем обязанностей, поскольку последние
можно отложить в долгий ящик и приберечь для зре-
лости. Молодость как таковую всегда освобождали от
тяжести свершений. Она жила в долг. По-человечески
так и должно быть. Это мнимое право ей снисходите-
льно и ласково дарят старшие. И надо же было насто-
лько одурманить ее, что она и впрямь сочла это своим
заслуженным правом, за которым должны последо-
вать и все прочие заслуженные права.

Как ни дико, но молодостью стали шантажировать.
Вообще мы живем в эпоху всеобщего шантажа, у кото-
рого два облика с дополняющими друг друга гримаса-
ми — угрозой насилия и угрозой глумления. Обе служат
одной цели и равно пригодны для того, чтобы людская
пошлость могла не считаться ни с кем и ни с чем.

Поэтому не стоит облагораживать нынешний кри-
зис, видя в нем борьбу двух моралей, или цивилиза-
ций,— обреченной и новорожденной. Массовый чело-
век попросту лишен морали, поскольку суть ее — всегда
в подчинении чему-то, в сознании служения и долга. Но
слово «попросту», пожалуй, не годится. Все гораздо
сложнее. Попросту взять и избавиться от морали не-
возможно. То, что грамматически обозначено как чис-
тое отсутствие,— безнравственность — не существует
в природе. Если вы не расположены подчиняться нрав-
ственным устоям, будьте любезны подчиниться иной
необходимости и velis nolis 17 жить наперекор им, а это
уже не безнравственность, но противонравственностъ.
Не просто отрицание, но антимораль, негатив, полый
оттиск морали, сохранивший ее форму.

Как же умудрились уверовать в антиморальность
жизни? Несомненно, к этому и вела вся современная
культура и цивилизация. Европа пожинает горькие
плоды своих духовных шатаний. Она стремительно

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.