В голове Стендаля рожда- лось много теорий, однако теоретиком он не был ни в коей мере. Этим, как, впрочем, и многим другим, он напоминает нашего Бароху, у которого любая человеческая тема незамедлительно претворяется в си- стему идей. При поверхностном взгляде и того и дру- гого можно принять за философов, по ошибке ставших писателями. Между тем все как раз наоборот. Весьма красноречиво обилие созданных ими обоими теорий.
этюды о любви
У философа не бывает больше одной. И в этом — коренное отличие между истинно теоретическим тем- пераментом и тем, который его лишь отдаленно на- поминает.
Теоретик выстраивает систему, побуждаемый к это- му неодолимым стремлением адекватно передавать реальность. А это обязывает его быть в высшей степе- ни осмотрительным и, среди прочего, поддерживать в строгом и стройном единстве преизбыток своих идей. Поскольку действительность ошеломляюще едина. Какой ужас испытал Парменид, осознав это! Между тем наши мысли и чувства отрывисты, противоречивы и многообразны. У Стендаля и Барохи идеи воплоща- ются в ткани языка, литературном жанре, посредством которого и происходит лирическая эманация. Их те- ории — песни. Они мыслят pro и contra6 (вещь невоз- можная для мыслителя), любят и ненавидят в поняти- ях. Вот почему они столь щедры на теории, разнород- ные и взаимоисключающие, обязанные своим воз- никновением сиюминутному настроению. Теории, бу- дучи песнями, несут правду, но не о сути вещей, а о певце.
Поэтому-то я не склонен их осуждать. В сущности, ни Стендаль, ни Бароха не претендовали на то, чтобы их считали философами; и если я привлек внимание к этой неоднозначной черте их духовного облика, то только из доставляющей радость потребности видеть всех такими, какие они есть. Их принимают за филосо- фов. Tant pis! Но они ими не являются. Tant mieux!7
Если с Барохой в данном случае все более или менее ясно, то со Стендалем дело обстоит несколько сложнее, поскольку есть тема, на которую он философ- ствовал вполне серьезно. По стечению обстоятельств та же, которой отдавал предпочтение Сократ, патрон всех философов. Та erotika — вопросы любви.
Трактат «De l'amour»8 — одна из самых читаемых книг. Представьте, что вы входите в будуар маркизы, актрисы или же просто светской дамы. Осматрива- етесь в ожидании хозяйки. Первыми, конечно, внима- ние привлекают картины (и почему это на стенах не- пременно должны висеть картины?). И почти всегда — ощущение прихотливости, оставляемое живописным полотном. В данном случае картина такова; однако
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
она с успехом могла быть и совсем иной. Нам так не хватает того щемящего волнения, которое охватывает при встрече с чем-то предугаданным. А потом взгляд скользнет по мебели, по книгам, лежащим тут и там. Задержится на обложке — и что же на ней? «De l'amour». Полагая, что им надлежит разбираться в лю- бви, маркиза, актриса и светская дама обзаводились источником просвещения, подобно человеку, который вместе с автомобилем покупает и руководство по дви- гателям внутреннего сгорания.
Книга читается с упоением. Стендаль всегда пове- ствует, даже когда он рассуждает, обосновывает и те- оретизирует. На мой взгляд, он — лучший из всех рас- сказчиков, архирассказчик перед лицом Всевышнего. Однако достоверна ли его теория любви как кристал- лизации? Почему никто не посвятил ей серьезного исследования? О ней судачили, но никто не подверг ее тому анализу, какого она заслуживала.
Неужели она того не стоила? В сущности говоря, любовь, согласно этой теории, не что иное, как порож- дение фантазии. Не в том дело, что в любви свойствен- но ошибаться, а в том, что по природе своей она сама есть заблуждение. Мы влюбляемся, когда наше вооб- ражение наделяет кого-либо не присущими ему досто- инствами, впоследствии дурман рассеивается, а вместе с ним умирает любовь. Это еще определеннее, чем объявить по обыкновению любовь слепой. Для Стен- даля она больше чем слепая—придуманная. Она не только не видит реальности — она ее подменяет.
. Достаточно приглядеться к этой доктрине сегодня, чтобы уяснить время и место ее создания: это типичное порождение европейского XIX столетия. Она отмечена двумя его характернейшими особенностями — песси- мизмом и позитивизмом. Теория «кристаллизации» идеалистична, поскольку во внешнем объекте, на кото- ром сосредоточены наши помыслы, она видит всего лишь проекцию субъекта. Со времен Ренессанса ев- ропеец предрасположен к взгляду на мир как на эмана- цию духа 9. До XIX века этот идеализм был преимуще- ственно радостным. Мир, который проецирует субъ- ект, по-своему реален, доподлинен и значителен. Между тем теория «кристаллизации» пессимистична. Цель ее — доказать, что естественные, по нашему убе-
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
ждению, душевные порывы не что иное, как особые, из ряда вон выходящие явления. Так, Тэн пытается убе- дить нас, что нормальное восприятие всего лишь ос- вященное временем коллективное заблуждение. И это типично для теоретической мысли минувшего столе- тия. Нормальное познается через анормальное, воз- вышенное — через низменное. Достойна удивления по- требность доказать, что Мироздание — абсолютное quid pro quo, самодовлеющая глупость. Моралист пы- тается убедить вас в том, что альтруизм — это затаен- ный эгоизм. Дарвин методично опишет ту деятель- ность по упорядочиванию жизни, которую проводит смерть, и увидит основу жизни в борьбе за существова- ние. Карл Маркс сходным образом представит клас- совую борьбу как движущую силу истории 10.
Между тем истина настолько далека от этого не- преклонного пессимизма, что ей удается подчас уко- рениться и в нем самом, хотя мрачный мыслитель об этом и не подозревает. Пример тому — теория «кристаллизации». Из нее в конечном счете следует, что человек любит только то, что достойно его любви. Однако, не найдя ничего подобного в действитель- ности, он прибегает к своей фантазии. Именно вы- думанные достоинства и порождают любовь. Куда как просто счесть иллюзорным нечто совершенное. Однако тот, кто так поступает, забывает об одном самоочевидном факте. Если нечто. совершенное не существует, откуда мы знаем о его существовании? Если в реальной женщине нет тех качеств, которые способны вызвать у нас пылкую страсть, в каком чудесном ville d'eaux11 мы видели призрачную жен- щину, способную покорить нас?
Заключенная в любви доля обмана очевиднейшим образом преувеличивается. Заметив, что подчас каче- ства любимого человека в действительности совсем иные, нам надо спросить себя, не является ли вымыш- ленной сама любовь. Психология любви должна весь- ма недоверчиво относиться именно к подлинности ис- следуемого чувства. На мой взгляд, самая сильная сторона трактата Стендаля — это предположение, что есть любовные истории, которые таковыми не являют- ся. Что же еще означает известная классификация ро- дов любви: amour-goût, amour-vanité, amour-passion12
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
и т, д. Вполне естественно, что если зарождающееся чувство отнесено к любви по ошибке, то ложным будет все, что с ним связано, и прежде всего объект, который его вызвал.
Истинной, по Стендалю, является только «любовь- страсть». Думается, что и это понятие слишком широ- ко. «Любовь-страсть» также поддается дальнейшей дифференциации. Причина ложной любви не только в тщеславии или в goût. Есть и иной источник подлога, более непосредственный и исконный. Любовь — это эмоциональная деятельность, снискавшая наиболь- шую хвалу. Поэты испокон веков украшали ее и при- хорашивали своими косметическими средствами, наде- ляя при этом странной, беспредметной реальностью, отчего, еще не испытав, мы ее уже знаем, о ней раз- мышляем и готовы ей себя посвятить, как какому-либо виду искусства или ремеслу. Итак, представьте себе мужчину или женщину, для которых любовь in genere13, в некой абстракции,— идеал их жизненного поведения. Они будут постоянно жить под знаком мнимой влюбленности. Им не нужно ожидать, пока заструится ток любви от определенного объекта; они довольствуются первым попавшимся. При этом любят саму любовь, а тот, кого любят, в сущности, всего лишь предлог. Человек, с которым это происходит, если он не чужд размышлений, наинепременнейше при- думает теорию «кристаллизацию».
Стендаль — один из тех, кто любит любить. В своей недавней книге «Интимная жизнь Стендаля» Авель Боннар пишет: «От женщин он требует лишь подтверждения своих иллюзий. Он влюбляется, чтобы не чувствовать одиночества; впрочем, по правде гово- ря, его любовные отношения на три четверти — плод его собственной фантазии».
Есть два типа теорий любви. Один из них составля- ют расхожие представления, общеизвестные истины, не вытекающие из реальности привлекаемого в до- казательство материала. Другой включает более глу- бокие взгляды, основывающиеся на личном опыте. В наших умозаключениях о любви проглядывают кон- туры любовных отношений каждого из нас.
Случай Стендаля абсолютно ясен. Речь идет о чело- веке, который не только никогда по-настоящему не
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
любил, но которого также никогда и не любили. Его жизнь была заполнена псевдолюбовью. Между тем псевдолюбовь оставляет в душе только горький осадок подлога, воспоминание о том, как она испарилась. Если вглядеться в стендалевскую теорию и проанали- зировать ее, то окажется, что все в ней поставлено с ног на голову; кульминационная фаза любви представлена здесь как ее финал. Как объяснить то обстоятельство, что любовь умирает, хотя ее объект остается все тем же? Следовало хотя бы предположить — как это сделал Кант в теории познания,— что не объект наших любов- ных чувств управляет ими, а, как раз наоборот, наша взбудораженная фантазия созидает объект. Любовь умирает, если она родилась по недоразумению.
Эмоциональный опыт Шатобриана привел его к прямо противоположным выводам. Вот человек, не- способный на большое чувство, который был наделен даром вызывать истинную любовь. Немало женщин встретил он на своем пути, и все они сразу и навсегда были охвачены любовью. Сразу и навсегда. Шатобри- ан, пожалуй, был обречен на создание доктрины, со- гласно которой истинная любовь бессмертна и рожда- ется в мгновение ока.
(СРАЗУ И НАВСЕГДА)
Сопоставление любовных историй Шатобриана и Стендаля с психологической точки зрения в высшей степени продуктивно и поучительно для тех, кто легко- весно рассуждает об образе Дон Жуана. Вот два чело- века, наделенные огромной творческой силой. Никто не назовет их волокитами — нелепый образ, к которо- му был сведен тип Дон Жуана в представлениях при- митивных и недалеких людей. И тем не менее оба они щедро тратили душевную энергию на то, чтобы кого- то полюбить. Вполне понятно, что им это не удава- лось. Видимо, самозабвенное упоение любовью не для возвышенных душ. Тем не менее они упорно к этому стремились и почти всегда проникались убеждением в своей влюбленности. Любовные истории значили для них неизмеримо больше, чем творчество. Любопытно, что только творчески бесплодные люди убеждены, что
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
к науке, искусству или политике следует относиться серьезно, а любовные истории презирать, как нечто низменное и пустое. Мне в данном случае все равно: я ограничиваюсь констатацией того факта, что великие умы человечества были, как правило, людьми не слиш- ком серьезными, если исходить из petite-bourgeoise14 точки зрения на эту добродетель.
Однако для осмысления донжуанства немаловажны отличия между Стендалем и Шатобрианом. Именно Стендаль окружал женщину неослабным вниманием. Между тем истинный Дон Жуан — полная его проти- воположность. Дон Жуан не таков; он выше треволне- ний, погружен в меланхолию и, вероятнее всего, ни одну женщину не удостаивал вниманием.
Самое большое заблуждение, в которое можно впасть,— это искать сходства с Дон Жуаном в муж- чинах, которые всю жизнь домогаются женской люб- ви. В лучшем случае так будет определен пошлый и вульгарный тип Дон Жуана, однако куда вероятнее, что эти наблюдения выведут нас на совсем иной чело- веческий тип. Что если, желая дать определение поэту, мы сосредоточим внимание на плохих поэтах? Коль скоро плохой поэт не поэт, ничего, кроме бесплодных потуг, усердия, бешеной, активности и рвения, мы в нем не обнаружим. Плохой поэт компенсирует отсут- ствие вдохновения привлекающей внимание мишу- рой — шевелюрой и экстравагантными галстуками. То- чно так же Дон Жуан — труженик, который ежедневно подвизается на ниве любви, этот Дон Жуан, как две капли воды «похожий» на Дон Жуана, в действитель- ности лишь его отрицание и его оболочка. . Дон Жуан не тот, в ком женщины пробуждают страсть, а тот, кто пробуждает страсть в женщинах, Вот она, одна из бесспорных истин о природе человека, над которой следовало бы поразмыслить писателям, обратившимся в последнее время к столь важной теме донжуанства. Не секрет, что некоторых мужчин жен- щины одаривают особо благосклонным и неослабева-- юйдам вниманием. Вот где богатая пища для размыш- лений. Чем объясняется столь удивительный дар? Ка- кая тайна жизни кроется за этой притягательностью? С другой стороны, наивно, да и непродуктивно крити- ковать тот или иной неясный образ Дон Жуана, плод
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
чьей-то досужей фантазии. У проповедников есть одна давняя слабость — придумывать глупого манихейца, дабы без труда опровергать манихейство как тако- вое.
Стендаль сорок лет посвятил разрушению басти- онов женского пола. Он выпестовал целую стратеги- ческую программу с первопричинами и отдаленными следствиями. Отступая, он снова шел вперед, упор- ствовал и отчаивался, упрямо преследуя цель. А ре- зультат равен нулю. Стендаль не снискал любви ни одной женщины. И это не должно особенно удивлять. Такова участь большинства мужчин. Хотя часто, скра- дывая горечь неудач, сплошь и рядом за большую любовь склонны принимать весьма пресную женскую преданность и покорность, результат многих и многих усилий. Схожее происходит и в области эстетических впечатлений. Мало кто из живших на свете людей знает подлинную радость от встречи с искусством. И потому готовы видеть ее в той дрожи, которая охватывает нас во время вальса, или интересе к инт- риге, возбуждаемом чтивом.
Любовные истории Стендаля были псевдолюбовью подобного рода. Авель Боннар в своей книге «Интим- ная жизнь Стендаля» на этом особенно не настаивает, что побудило меня написать эти строки. Подобные уточнения немаловажны, поскольку они объясняют ко- ренной просчет стендалевской теории любви. В основу этой теории был положен ложный опыт.
Стендаль полагает — в соответствии со своим опы- том,— что любовь «создается» и умирает. И то и дру- гое свойственно псевдолюбви.
Для Шатобриана же, наоборот, любовь — это некая «данность». Ему не приходится прилагать усилий. Стоит женщине познакомиться с ним, как она сразу оказывается во власти некой таинственной электризу- ющей силы. От отдается безоговорочно и всецело. Почему? Вот загадка, которую должны были бы раз- гадать исследователи донжуанства. Шатобриан некра- сив. Невысокий и сутулый. Вечно раздраженный, мни- тельный и замкнутый. Его привязанность к любящей его женщине длилась восемь дней. Между тем жен- щина, испытавшая страсть в двадцать лет, до восьми- десяти хранила любовь к «гению», хотя ей не суждено
было больше его видеть. Тому есть немало дока- зательств.
Один из многих примеров: маркиза де Кюстин15, «самые роскошные волосы» Франции. Она принадле- жала к одной из знатнейших семей и отличалась ред- кой красотой. Во время революции ей, почти ребенку, грозит гильотина. Ее спасает любовь, вспыхнувшая в неком сапожнике, члене Трибунала. Она эмигрирует в Англию. Время возвращения на родину совпадает с публикацией «Аталы» Шатобриана16. Она знакомит- ся с автором, и тотчас ее охватывает безумная любовь. Следуя прихоти Шатобриана, известного своими при- чудами, она должна была купить замок Фервак, ста- рую родовую усадьбу, в которой Генрих IV провел одну ночь. Маркиза, кое-как поправив свои дела, рас- строенные за годы эмиграции, собирает необходимую сумму и покупает замок. Однако Шатобриан не торо- пится ее навещать. В конце концов он проводит там несколько дней — часы, исполненные блаженства для этой охваченной страстью женщины. Шатобриан чита- ет двустишие, нацарапанное Генрихом IV на камине охотничьим ножом:
«La dame de Fervaques mérite de vives attaques» I7.
Счастливые часы проходят быстро и невозвратно: Шатобриан уезжает, чтобы больше, в сущности, и не возвращаться: его влекут новые острова любви. Про- ходят месяцы, годы. Маркиза де Кюстин близка к се- мидесяти. Она показывает замок некому посетителю. Оказавшись в комнате с огромным камином, тот спра- шивает: «Так вот оно, то место, где Шатобриан был у ваших ног?» Она же, вспыхнув, изумившись и даже как будто оскорбившись, в ответ: «Да что вы, сударь, что вы, нет: я — у ног Шатобриана!»
Эта разновидность любви, при которой человек раз и навсегда растворяется в другом человеке, Стендалю была неизвестна. Поэтому он был убежден, что лю- бовь всегда со временем убывает, хотя в действитель- ности все обстоит как раз наоборот. Истинная любовь, рожденная в сокровенных глубинах человека, по-види- мому, не может умереть. Она навсегда остается в чув- ствительной душе. Обстоятельства — к примеру, раз-
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
лука — могут лишить ее питательной среды; и тогда эта любовь будет чахнуть и превратится в трепещу- щую ниточку, в едва ощутимо бьющийся в подсозна- нии ключ сердечной привязанности. И все же она не умрет. Ее эмоциональный состав не изменится; Благо- даря этой неизменной основе человек, который любил, будет и впредь чувствовать себя связанным нерастор- жимыми узами с возлюбленной. Судьба может раз- вести его с любимой, изменив его положение в физи- ческом или социальном пространстве. Что с того — любовь остается в нем. Таков высший, наивернейший признак подлинной любви: как бы находиться рядом с любимым, быть в общении более тесном, близости более сокровенной, чем пространственные. Это значит пребывать в истинно жизненном контакте.
Есть и более точное слово, хотя и несколько специ- альное, научное: быть онтологически вместе с люби- мым, верным его изменчивой судьбе. Женщина, любя- щая преступника, где бы она ни находилась, душою будет с ним в тюрьме.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление