Широко известна метафора, которая позволила Стендалю определить свою теорию любви словом «кристаллизация». Если в соляные копи Зальцбурга бросить веточку и вытащить ее на следующий день, то она оказывается преображенной. Скромная частица растительного мира покрывается ослепительными кри- сталлами, вязь которых придает ей дивную красоту. Согласно Стендалю, в душе, наделенной даром любви, происходят сходные процессы. Реальный облик женщи- ны, запав в душу мужчины, мало-помалу преображает- ся вязью наслаиваемых фантазий, которые наделяют бесцветный образ всей полнотой совершенства,
Эта известная теория всегда казалась мне в высшей степени ложной. Пожалуй, единственно продуктивным в ней является вывод (пусть даже скорее угадываемый, чем сформулированный), что любовь в известном смы- сле — это стремление к совершенству, Исходя из этого, Стендаль вынужден допустить, что совершенства — плод нашего воображения. Однако специально он на
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
этом не останавливается, поскольку для него это — самоочевидная вещь, занимающая в его теории весьма скромное место; он ни в коей мере не ощущает, что речь идет о самой значительной, самой глубокой, самой загадочной особенности лю- .бви. Теорию «кристаллизации» волнуют главным образом причины разочарований в любви, утраты иллюзий; то есть почему охладевают, а не почему влюбляются.
Стендаль, как настоящий француз, становится по- верхностным, как только переходит к общим рас- суждениям. Он проходит мимо грандиозного, пер- востепенной важности явления, скользнув по нему взглядом и не удивившись. Между тем способность удивляться тому, что принято считать очевидным и естественным, дана именно философу. Вспомним, как Платон идет напрямик, без колебаний затрагивая болезнетворный нерв любви. «Любовь — это вечная страсть порождать себя в красоте»18. «Какая наив- ность!» — скажут дамы, доктора любовных наук, за коктейлем в отеле «Ритц», в любом уголке мира. Дамы не подозревают, какую радость они доставили философу, с улыбкой про себя отметившему, что его слова вызвали снисхождение в прелестных женских глазках. Им и невдомек, что, когда философ говорит им о любви, он не только не флиртует с ними, но абсолютно к ним безразличен. Как заметил Фихте, философствовать — это не что иное, как не жить, точно, так же как жить — это не что иное, как не философствовать. Сколь сладостен дар выключаться из жизни, исчезать в некое скрытое от глаз измерение! И чем лучше философ владеет этим даром, тем скорее, женщина сочтет его наивным. В теории любви ее, равно как и Стендаля, интересуют психологические тонкости и анекдоты, которые, конечно же, заслу- живают внимания, лишь бы при этом не выпадали из поля зрения коренные проблемы сердечных чувств, и среди них наиважнейшая — та, которую Платон сформулировал двадцать пять веков тому назад.
Отклоняясь от темы, коснемся вкратце этого кар- динального вопроса.
В платоновском словаре под красотой подразуме- вается то, что мы привыкли называть «совершен-
Зб8
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
ством». С известной осторожностью, при этом неукос- нительно оставаясь в кругу рассуждений Платона, можно сказать, что суть его концепции сводится к сле- дующему: любовь непременно включает в себя стре- мление любящего соединиться с другим человеком, которого он считает наделенным каким-то совершен- ством. Другими словами, это — влечение нашей души к чему-то в известном смысле замечательному, пре- восходному, высшему. Сердечные чувства — а точнее, любовная страсть — порождаются не нами, а вызва- вшим наше восхищение объектом. При этом то об- стоятельство, что он может быть совершенным как от природы, так и лишь в нашем представлении, не имеет никакого значения. Пусть читатель пред- ставит себе состояние влюбленности, при которой объект любви лишен для любящего малейшего от- тенка совершенства, и он увидит, что это невозможно. Итак, влюбиться — значит почувствовать себя очаро- ванным чем-то (ниже мы проиллюстрируем, что это означает); в то же время нечто может очаровать, если оно является или кажется совершенным. Я не утверждаю, что любимый должен казаться во всех отношениях совершенным,— ошибка Стендаля именно в этом. Достаточно, чтобы он был совершенным в ка- ком-либо смысле, поскольку совершенство в челове- ческих представлениях — это не абсолютно идеальное, а то, что отличается особенно высокими достоин- ствами, что превосходит окружающее.
Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая заклю- чается в том, что мы начинаем стремиться к близости с человеком, наделенным этими высокими достоинст- вами. Что понимать под словом «близость»? По ис- креннему признайте самых истовых влюбленных, они не испытывали — во всяком случае, как нечто погло- щающее все их помыслы — потребности в физической близости. Это очень деликатная тема, требующая пол- ной определенности. Речь не о том, что любящий не жаждет также и интимной близости с возлюбленной. Однако раз он ее «также» жаждет, было бы неверным сказать, что только этого он и жаждет.
Пора отметить еще одно немаловажное обстоя- тельство. Никем отчетливо не осознавалось — пожа- луй, лишь за исключением Шелера — различие между
«любовной страстью» и «любовным инстинктом», от- чего под первой, как правило, подразумевается второе. Бесспорно, в человеке почти всегда инстинкты пере- плетены с внеинстинктивными проявлениями душе- вного и даже духовного свойства. С инстинктом в чистом виде мы встречаемся в редчайших случаях. Распространенное представление о «плотской люб- ви», на мои взгляд, не вполне обоснованно. Испы- тывать исключительно физическое влечение трудно, и не часто это встречается. Как правило, чувствен- ности сопутствуют и сочетаются с ней проявления эмоционального подъема, восхищение телесной кра- сотой, симпатия и т. д. Тем не менее случаев абсо- лютно чувственного, инстинктивного влечения более чем достаточно, чтобы отличать его от «любовной страсти». Отличие оказывается особенно явственным в двух крайних ситуациях: когда плотское влечение подавляется доводами морали или обстоятельства- ми или когда, наоборот, преизбыток его вырождает- ся-в сладострастие. Ясно, что в обоих случаях, в от- личие от любви, крайняя похоть — точнее, даже бес- крайняя похоть — существует независимо от объекта. Влечение томит до появления человека или ситуации, способных его удовлетворить. В результате ему без- различно, кто именно послужит удовлетворению. Ин- стинкт не знает предпочтений, когда он не более чем инстинкт. Поэтому-то, он и не является порывом к совершенству.
Если любовный инстинкт и гарантирует сохранение рода, то он не обеспечивает его совершенствова- ние. И наоборот, истинная любовная страсть, вос- хищение другим человеком, его душой и телом, в нерасторжимом единстве, испокон веков не могла не быть великой силой, способствующей совершен- ствованию рода человеческого. Вместо того чтобы существовать независимо от объекта, она неизменно получает жизненный импульс от возникающего на на- шем пути человека, отличающегося некими выдающи- мися достоинствами, способными вызвать сердечный порыв.
Стоит только его ощутить, как любящий испыты- вает необъяснимую потребность растворить свою лич- ность в личности другого человека и, наоборот, воб-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление