Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод Е. М. Лысенко, 1991 г




Сегодня нелегко говорить

СЛАВА ВЕЛАСКЕСА

ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ

Общее введение


о произведениях искусства, принадлежащих прошло-
му. Мы живем в эпоху сумерек искусства. Искусство*


ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ

в самом точном смысле этого слова, всегда актуально.
Его актуальность животворит прошлое, открывая
в нем явления родственные и явления противополож-
ные. Благодаря этому прошлое для нас небезразлично
и в известной мере все оно становится актуальным.
И все же искусство прошлого нам, живущим в сумер-
ках искусства, кажется каким-то далеким, холодным.
Оно нас не волнует. Мы не находим в нем ни друзей,
ни врагов.

В случае Веласкеса эта неблагоприятная ситуация
усугубляется по неким особым причинам. Я сказал бы,
что наше время наименее благоприятно для разговора
о Веласкесе, ибо его творчество недавно оказалось
в зоне, не располагающей к благосклонной оценке. Это
неизбежный для всякого художника этап, идущий тот-
час же вслед за порой его величайшей славы. Самая
громкая слава Веласкеса длилась с 1800 до 1920 года].
Можно удивляться, что столь огромная фигура ис-
тории живописи находилась в зените так недолго. Уди-
вление тут вполне естественно, но оно обусловлено
своеобразием этого случая, и впрямь удивительного.

Я имею в виду прежде всего характер славы Вела-
скеса, которая, будучи всегда славой громкой, была
также всегда—кроме упомянутого краткого перио-
да—наделена чертами некой аномалии. Это утвержде-
ние звучало бы как нечто бесспорное и тривиальное,
если бы когда-либо сочли уместным изучить историю
славы художников. У каждого из них она имеет осо-
бый облик. Она не только возрастает и угасает с той
или иной частотой и на периоды той или иной продол-
жительности, но независимо от масштабов художника
абрис ее своеобразен. Сравним, например, славу Вела-
скеса и славу Рафаэля. Рафаэль был еще юнцом, когда
его успех затмил Микеланджело,— можно ли сказать
больше! И так как Италия была страной искусства по
преимуществу, лучи успеха, здесь завоеванного, мол-
ниеносно распространялись по всей Европе. Но самое
необычное в его славе было то, что она сияла без
малейшего облачка до последней трети XIX века.
Лишь тогда она немного утрачивает свой блеск и усту-
пает первенство славе других живописцев. Итак, в слу-
чае Рафаэля мы видим славу скорую, безупречную,
всемирную и продолжительную.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.