Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо к немецкому другу 3 страница




 


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

бегства Гете: на Олимп, на Восток. Он не может гово-
рить от лица своего неизбежного «я», от лица своей
Германии. Судьба должна застать его врасплох, чтобы
им овладела новая идея Германии и он создал
«Hermann und Dorothea»33. Но и тогда Гёте пользуется
гекзаметром — ортопедическим аппаратом, помеща-
ющим свой механический остов между замыслом
и произведением. Отсюда неизбежная дистанция, тор-
жественность и однообразие, лишающие «Германа
и Доротею» художественной ценности, зато прида-
ющие им... species aeternitatis34.

Все дело в том, что такой species aeternitatis не
существует. И это не случайно. Действительно — толь-
ко реальное, составляющее судьбу. Но реальное — нико-
гда не species, не видимость, не зрелище, не предмет
наблюдения. Все это как раз ирреальное. Это наша идея,
а не наше бытие. Европа должна избавиться от идеализ-
ма - вот единственный способ преодолеть заодно и лю-
бой материализм, позитивизм, утопизм. Идеи слишком
близки нашему настроению. Они послушны ему и пото-
му легко устранимы. Конечно, мы должны жить
с идеями, но не от имени наших идей, а от имени нашей
неизбежной, грозной судьбы. Именно она должна су-
дить наши идеи, а не наоборот. Первобытный человек
ощущал себя потерянным в материальном мире, в своей
первобытной чаще, а мы потеряны в мире идей, заявля-
ющих нам о своем существовании, как будто они
с изрядным равнодушием были кем-то выставлены на
витрине абсолютно равных возможностей (Ziemlich-
gleichgültigkeiten). Вот что такое наши идеи, иными
словами — наша культура. Современный кризис не про-
сто кризис культуры; скорее, он обусловлен местом,
которое мы ей отводим. Мы помещали культуру до
и сверх жизни, в то время как она должна находиться за
и под ней. Хватит запрягать волов за телегой!

Жизнь — отказ от права распоряжаться. В чистом
праве распоряжаться и состоит отличие юности от
зрелости. Поскольку юноша еще не представляет со-
бой чего-то определенного, неизбежного, он — любая
возможность. Вот его сила и его слабость. Ощущая
потенциальные способности ко всему, он полагает,
что так и есть. Юноше не нужно жить из себя самого:
потенциально он живет всегда чужими жизнями — он

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.