Какому типу испанской женщины отдавало пред- почтение предшествовавшее нам поколение? Какому отданы наши симпатии? На какой падет выбор нового времени? Вопрос это тонкий, непростой, щекотливый, каким и должен быть вопрос, над которым стоит думать. Для чего же еще писать, если не для того, чтобы, склонившись над листом бумаги, встречаться, как в корриде, лицом к лицу с явлениями опасными, стремительными, двурогими? Кроме того, в данном случае речь идет о проблеме чрезвычайной важности, и можно только поражаться тому, что она и некоторые иные, такого же рода, почти не привлекают внимания исследователей. Финансовый закон или правила улич- ного движения обсуждаются весьма бурно, и в то же время не принимается во внимание и не изучается эмоциональная деятельность, в которой как на ладони все бытие наших современников. Между тем от типа женщины, какому оказывается предпочтение, не в по- следнюю очередь зависят политические институты. Было бы наивным не сознавать прямой зависимости, к примеру, между испанским Парламентом 1910 года и женским типом, которому политики той поры вверя- ли свой домашний очаг. Я хотел бы обо всем этом написать, отдавая себе отчет в том, что девять десятых моих умозаключений будут ошибочными. Однако спо- собность жертвовать своим искренним заблуждени- ем — единственная общественная добродетель, кото- рую писатель может предложить своим соотечествен- никам. Все остальное — сотрясание воздуха во время митинга в сквере или за столиком кафе, потуги на героизм, не имеющие никакого отношения к интеллек- ту, в сущности и определяющему значение писатель- ской профессии. (Вот уже десять лет, как многие испан- ские писатели, прикрываясь политикой, отстаивают
свое право быть глупыми.) Однако прежде чем пытать- ся наметить контуры женского типа, которому сегодня в Испании отдается предпочтение, - проблема, заслу- живающая отдельного исследования,— мне хотелось бы довести до логического завершения с далеко иду- щими выводами свои соображения о выборе в любви.
Осуществляемый уже не отдельным индивидом, а поколением в целом, любовный выбор становится отбором, и мы оказываемся в сфере идей Дарвина — теории естественного отбора, могучей силы, способст- вующей появлению новых биологических форм. Эту замечательную теорию не удалось успешно приспосо- бить к изучению человеческой истории: ее место было на скотном дворе, в загонах для скота и лесной чаще. Чтобы она была переосмыслена в качестве историчес- кой концепции, требовалось лишь самое малое. Чело- веческая история — это внутренняя драма: она совер- шается в душах. И было необходимо перенести на эту потаенную сцену идею полового отбора. Теперь для нас не секрет, что в человеке этот отбор оборачивается выбором и что этот выбор диктуют сокровенные иде- алы, поднимающиеся из самых глубин личности.
Таким образом, одного звена теории Дарвина не хватало, в то время как другое звено — утверждение, что в результате полового отбора выбирались и пред- почитались самые приспособленные,— было явно лиш- ним. Эта категоричная мысль о приспособлении и де- лает идею весьма расплывчатой и неясной. Когда ор- ганизму легче всего приспосабливаться? Не получается ли так, что приспособиться могут все, кроме больных? С другой стороны, нельзя ли утверждать, что полно- стью приспособиться не может никто? Я вовсе не оспариваю принцип приспосабливаемости, без которо- го биология немыслима. Надо только признать, что он более сложен и противоречив, чем полагал Дарвин, но прежде всего согласиться с его вспомогательной ро- лью. Ибо ошибочно считать жизнь сплошным приспо- соблением. В какой-то мере оно всегда в жизни присут- ствует; но она же — жизнь — не перестает поражать формами отчаянно смелыми, не поддающимися адап- тации, которые, впрочем, ухитряются примириться со стесненными обстоятельствами и в результате — вы- жить. Таким образом, все живое не только можно, но
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление