Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий




19 Легенде о Гайферосе и Мелисенде был посвящен особый цикл
старинных романсов, источником которых является старофранцузская
хроника — роман XIII в., приписанная вымышленному автору —
архиепископу Турпину, одному из действующих лиц «Песни о Роланде».

20 Осмос — физическое явление медленного проникновения жид-
кости через пористую преграду. Эндосмос — биологический процесс
просачивания растворенных веществ из внешней среды внутрь клет-
ки (в противоположность экзосмосу). Ортега противопоставляет
осмос эндосмосу, не совсем точно употребляя термины.

21 Здесь Родос, здесь прыгай (латин.). В значении: покажи, на
что ты способен.

22 Пример, трудный для понимания (латин.).

23 Марсилио де Сансуэнья — герой испанского романсеро.

24 Имеется в виду господство идеи абсолютного детерминизма
в механистической картине мира, ведущей начало от "nuova scienza"
(новой науки) Галилея, а также предвосхищение им деистической
концепции возникновения и законосообразного существования Все-
ленной.

25 «Совозможное» (латин.; см.: Лейбниц Г.-В. Соч., т. 1, с. 234—
235). Действительно, Лейбниц полагал условием осуществления воз-
можного наличие основания в необходимом (в природе или поня-
тий). Вместе с тем он сознавал трудности, которые порождаются из
следования логике абсолютного детерминизма, и считал, что С этой
точкой зрения «совершенно невозможно согласиться» (там же, с.
313), ибо она не дает объяснений существованию того, что не всегда
необходимо, или возможности существования того, что никогда не
существовало; кроме того, делает невозможными красоту универсу-
ма, возможность выбора вещей, а также существование всего друго-
го, «противоположное чему может быть неопровержимо доказано»
(там же, с. 312, 313).

26 В данном случае имеется в виду реализм, изображение дейст-
вительности (исп. verdad — правда; verídico — достоверный). Обычно
этот термин употребляется по отношению к натуралистическому
течению в итальянской литературе конца XIX в.

27 Меня самого (латин.).

28 Ортега иронизирует над вульгарно-материалистическими
представлениями в духе Л. Бюхнера.

29 В греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли
Геи, чудовищное существо с пятьюдесятью головами и сотней рук.

30 Одно из имен Святого Духа.

31 Из ничего (латин.).

32 Литератора, писателя (франц.).

33 «Стойкий принц» — пьеса Кальдерона,

18 Заказ № 1435 545


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

34 Одно вместо другого (латин.), путаница, недоразумение.

35 Комическая сила (латин.).

36 «Галатея» — пасторальный роман Сервантеса (1585).
37 В диалоге говорится, что Сократ «вынудил (собеседников)
признать... что искусный трагический поэт является также и поэтом
комическим» («Пир», 223 в-д.— Платон. Соч., т. 2. М., 1970, с. 156)
в силу его мастерства и умения видеть жизнь с разных сторон.

38 «Я обнаруживаю свои истоки в книге, которую знал наизусть,
прежде чем научился читать,— в «Дон Кихоте».

39 «Я нынче расположен к критике. Роман, который я пишу,
обостряет эту склонность — ведь он произведение прежде всего кри-
тическое или, скорее, анатомическое» (пер. Е. Лысенко).

40 «Ах, не Христос, не Вашингтон, не Сократ и не Вольтер
нужны современному обществу, ему нужен Аристофан» (пер.
Т. Ириновой).

41 Программа «позитивной философии» О. Конта строилась на
идее «объективного метода», или правильного обобщения фактов,
аз которых совершенно исключались так называемые спорные фак-
ты, то есть теологические и метафизические (философские) идеи,
в том числе принцип причинности.

42 «Это произведение — несусветная глупость. Чтобы в этом
убедиться, достаточно прочесть хотя бы введение, где в сжатой
форме содержатся все основные мысли. Тот, кто захотел бы созда-
вать театральные шаржи в духе Аристофана на различные социа-
льные теории, найдет там целые залежи смеха».

43 «Считают, что я влюблен в реальное, а между тем я ненавижу
его: только из ненависти к реализму я взялся за этот роман» (пер.
Т. Ириновой и М. Эйхенгольца).

44 Здесь эволюционное учение Ч. Дарвина истолковывается в ду-
хе механистического детерминизма.

45 Гюстав Флобер, ненавистник буржуа (макароническое сло-
восочетание, составленное из латинских, греческих, французских
корней).

46 Истина (итал.).

47 Кладбище в Париже.

48 Главные герои одноименного романа Г. Флобера — последне-
го произведения писателя.

ВОЛЯ К барокко
(La voluntad del barroco).—- О. С., 1, p. 403—406.

Опубликовано 12 августа 1915 г. в журнале «Эспанья», основан-
ном Ортегой в том же году. Данную работу можно рассматривать
как «пробу пера» в новой для Ортеги. области социологии искусства.


КОММЕНТАРИЙ

1 Называя роман «позицией детерминизма, позитивистским ли-
тературным жанром», Ортега относит эти характеристики, во-пер-
вых, к социальному предназначению романа (и это явно не позити-
вистское свойство); во-вторых, к его социальной функции реалисти-
ческого (натуралистического — для Ортеги) «изучения» действи-
тельности.

2 Гид, путеводитель (итал.).

3 Как раз в эти годы пробуждается интерес исследователей
к искусству барокко, ранее считавшемуся упадочническим, диким,
несоразмерным, вообще недостойным изучения. Если немецкий ис-
кусствовед Я. Буркхардт (1818—1897) в своей книге «Культура Ита-
лии в эпоху Возрождения» (I860) вынужден особо объяснять тот
факт, что он уделяет внимание искусству XVII в., то Г. Вельфлин
(1864—1945) в книгах «Ренессанс и барокко» (188.8), «Основные
понятия истории искусства», (1915), «Италия и немецкое чувство
формы» (1931), оказавших огромное влияние на изучение не только
искусства, но и литературы того периода, полностью реабилитирует
искусство барокко, возводит его на один уровень с предшествующим
ему искусством Возрождения.

4 Вендаваль (исп.) — сильный южный ветер.

5 Сила (греч.).

6 Ужас (итал.).

7 Чудо воплощенного движения (итал.).

ЭСТЕТИКА В ТРАМВАЕ

(Estética en el tranvía).—О. С, 2, p. 33—39.

Написано в 1916 г. Опубликовано в сборнике «Наблюдатель-1».
Необычное по форме и сюжету, это эссе в свое время вызвало
большой интерес, проявившийся в подражательных опусах других
авторов. Ортега умело соединил здесь: платоновскую концепцию
любви к объекту интереса; концепцию интенционального акта, кото-
рый он трактует в духе готовности к исполнению (как стремление
сделать любимое совершенным), а также концепцию возможности
дедукции красоты на основе феноменологического акта визуального
восприятия. По Платону, любовь направляется от страстного жела-
ния завоевать и удерживать то, чем овладеваешь, к выявлению
красоты этого завоеванного, что, таким образом, превращает лю-
бовь в устремленность к благу. Этот процесс рассмотрен в «Федре»
(265 и дальше) и особенно интересно — в диалоге «Пир»: «Кто,
наставленный на путь любви, будет в правильном порядке созерцать
прекрасное,— наставляла Сократа некая Диотима,— тот, достигнув
конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительное, прекрасное по
своей природе», нечто вечное и всегда в самом себе единообразное.

 

18* 547


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

к которому «другие разновидности прекрасного не имеют... отноше-
ния» (Платон. Пир, 210е—211 д.— Соч., т. l).

Концепцию интенционального акта сознания Ортега стремился
интерпретировать в духе «спасающего» размышления, то есть готовно-
сти «я» превратить объект любви в нерасторжимую часть меня самого.
Инструмент реализации своего намерения Ортега видел в новом
направлении западноевропейской мысли — в феноменологии. В 1913 г.
в серии статей под общим заголовком «Гуссерль. О понятии ощуще-
ния» он подробно анализировал труды ученика Гуссерля Г. Гофмана,
направленные на построение феноменологической концепции ощуще-
ния как акта цельного, сложного (в отличие от попыток Г. Эббингауза
и В. Вундта выделить «идеальное», «атомарное» ощущение), содержа-
щего или дающего «чувственную интимность» (das sinnliche Erlebnis)
реального объекта. Ортега приветствовал эту идею Гофмана, посколь-
ку в соответствии с ней овладение сущностными чертами объекта
могло осуществляться уже на стадии так называемых презентативных
актов сознания, то есть в представлении, воображении объекта,
в фантазии: «...мы говорим о необходимости одного реального
(презентативного.— О. Ж.) акта и основанного на нем суждения,
ибо только в одном этом мы открываем закон» (О. С., 1, р.251).
Ортега, таким образом, полагал, что идея «спасающего» размышле-
ния получила со стороны феноменологии экспериментальное под-
тверждение.

1 Человек хорошего общества (франц.).

2 В «Размышлениях о «Дон Кихоте» (Предварительное размыш-
ление, разд. II. Культура — Безопасность) в общем виде представ-
лено видение сущности испанской культуры, или «понимание испанс-
кого»... Определяющими чертами испанской культуры, по Ортеге,
являются: 1) энергетическая напряженность, всегда готовая проявить
себя в выдающихся творениях разного рода; 2) двусмысленность,
небезопасность всего, что рождается в лоне испанской культуры; это
последнее свойство является следствием того, что в каждый момент
своей истории и в каждом из выдающихся творений испанская
культура не подкреплена опытом прошлого и не заботится о перс-
пективе развития в будущем (см.: О. С., 1, р. 83, 84).

3 Замок, загородный дом (франц.).

4 В учении Плотина «единое» («идея») Платона разрабатывается
систематически; вместе с тем оно приобретает отчетливую мистичес-
кую окраску. В «Эннеадах» Плотина мы встречаем учение об аб-
солютной трансцендентности идеи, ее предшествовании сущему в ка-
честве, умонепостигаемого принципа сущего.

5 Мироощущение Луиса де Леон тесно связано с идеями нео-
платонизма.


КОММЕНТАРИЙ

6 Оперный театр в Мадриде, открытый в 1850 г.

7 Топтание на месте (франц.):

8 Некую идею, которая приходит мне в голову (итал.).

9 Да прославится Разнообразие Созданий, очарование мира
(итал.).

10 Фуэнкарраль — ближайший в то время пригород к северу от
Мадрида.

11 См. Mallarmé St. Divagations, Hamlet.

12 Куатро Каминос (букв. «четыре дороги») — площадь-перекре-
сток и название района на северной окраине в Мадриде.

MUSICALIA

О. С., 2, р. 236—246

Впервые опубликовано в сборнике «Наблюдатель-III» (1921 г.).
Это эссе подытоживает переориентацию художественно-эстетиче-
ского мышления Ортеги в направлении социологии искусства. Для
музыковеда или музыкального эстетика сопоставление романтичес-
кой и новой музыки, проведенное Ортегой, может показаться не
вполне убедительным и корректным. По существу, это не сопостав-
ление, а противопоставление этапов европейской музыки, благодаря
чему Ортега вынужден был игнорировать не только стилевые связи
этих этапов, но и те изменения, которые происходили в новой
музыке, в частности ее движение к неоклассицизму. Если Ортега,
будучи увлечен исследованием социального эффекта новой музыки,
не усматривал существенных различий в творческих исканиях Де-
бюсси и Стравинского, то в современной ему музыкальной эстетике
это различие проводилось со всей решительностью.

Примером подобного различения явилась статья музыкального
обозревателя, философа и социолога Б. Ф. Шлецера, опубликован-
ная в парижском еженедельнике «Ревю мюзикаль» 1 декабря 1923 г.
Шлецер писал здесь: «Эволюция Стравинского начиная с «Петруш-
ки» заключается, как мне думается, в отыскании нового музыкаль-
ного искусства — динамического и объективного. Стравинский про-
тивополагает его как динамическому субъективизму романтизма,
так и созерцательному и пассивному субъективизму импрессиониз-
ма. Со времени Бетховена исповедь, выражение и впечатление, да
что там, целое музыкальное искусство всегда оказывается функцией
«я», служит расширению границ этого «я» почти до бесконечности.
Стравинский противостоит этому... он создает воображаемый мир,
совершенно отличающийся от нашего... и ему недостает разве что
возврата к природе и забвения человека или сведения его к какому-
нибудь элементу этой природы, наподобие, скажем, растения или

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.