Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение предмета философии




Структура

 

1. Определение предмета философии.

2. Место философии в духовной жизни общества

3. Основные функции философии

4. Классификация философских систем.

5. Структура философского знания

 

 

Приступая к изучению философии, студент-первокурсник обычно находится на уровне обыденных о ней представлений. Знает слово «философия», иногда употребляет его в разговорной речи. Может сказать, или услышать от других: «Кончай философствовать!» или: «Развел тут какую-то философию!». То есть в обыденном сознании, прежде всего, можно обнаружить представление о философии как о занятии никому не нужном, недостойном. Иногда можно, наоборот, услышать мнение, что философия — это нечто очень умное, уважаемое, что это какая-то общая наука, наука наук, царица наук. А еще можно услышать еще и рассуждение о том, что философия — это какая-то личная человеческая позиция, убеждение, мировоззрение. В таком случае говорят: это у него не просто болтовня, это его жизненная философия.

Как это, с первого взгляда, ни странно, но и на уровне сознания самих философов, на уровне, так сказать самосознания философии, имеются все эти три трактовки философии, ее предмета и роли в обществе. Существуют философы и философские школы, которые всерьез говорят о том, что философия никому не нужна, и лучше было бы, если бы ее вообще не было. Но это же абсурд: сами подобные рассуждения уже есть философия. Но, тем не менее, позиция пренебрежения философией распространена довольно широко.

Но философия всё-таки наглядно существует, и не меньшее число философов склонны ситать, что философия — это наука о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Прислушайтесь к словам: «наука», «о закономерностях», закономерностяхвсего внешнего и т. д. То есть философия — это наука среди наук. И даже — наука над науками, «наука наук». Такое представление о философии сформировалось достаточно давно, еще в Античности, и к этому причастен величайший философ древности Аристотель (середина 4 века до н. э.). Он писал в своих сочинениях, что «Все науки хороши, а философия прекрасна» и что отдельные науки изучают отдельные стороны мира, а философия — всё сразу, мир как целое. Она как бы возвышается над частным научным знанием, господствует над ним. Обычный человек, ремесленник, знает только, что «огонь жжет», ученый-физик изучает варианты огня и способы обращения с ним, а философ изучает «первые причины» этого явления, которые оказываются одинаковыми у всех предметов — это их материя, форма и так далее.

Подобное представление философов о том, чем они сами занимаются, большинством философов поддерживалось на протяжении тысячелетий. Одним из новейших представителей этой традиции является современный позитивизм. Родоначальник этого направления — французский философ, историк и социолог Огюст Конт. В середине Х1Х века он просто назвал философией все высшие теоретические уровни наук о природе и обществе. Эти разделы каждой науки объединяются в совокупную общую картину мира, из которой потом отдельные науки черпают общие представления о внешнем природном мире, обществе и мышлении. Философия, по Конту, как бы распределена среди отдельных наук, находится внутри них, и в результате философия как таковая, как особая, надстраивающаяся над отдельными науками вовсе и не нужна. Каждая наука — «сама себе философия». И ее задача – суммировать, обобщать данные своей науки, вырабатывать для нее общие понятия и методы исследования, которые бы потом соединялись с другими подобными высшими отделами других наук. Это и будет философия, которая уже вовсе и не философия, а сумма теоретических уровней всех наук. Такое представление о философии господствовало в ее официальном «самосознании» в XIX – начале XX веков и на протяжении всего советского времени. Оно в значительной мере сохраняется и в современных учебниках, когда в них можно прочесть, что философия – «Это наука о наиболее общих закономерносях природы, общества и человеческого мышления». В ХХ веке позитивизм приобретал другие формы, о которых мы будем говорить позже, но общим в них было то, что философия находится внутри потока научного знания и занимает в нем то или иное место.

Наряду с этим, позитивистским, направлением в философии всегда существовало и другое – понимание философии как размышления человека о самом себе, о своей судьбе, о смысле жизни, о счастье или о том, что дороже счастья и т. д. Одним из первых такое понимание философии высказал Сократ (469 – 399 до н. э.), который умер за 15 лет до рождения Аристотеля. Он впервые четко заявил, что философия не имеет никакого отношения к науке. Философия – это не изучение космоса или законов природы, это внимание человека к самому себе, прислушивание к собственному внутреннему голосу, к «внутреннему человеку» в самом себе. Такого внутреннего человека Сократ называл «Даймонион», что в буквальном переводе означает «Демонёнок». Не общество, не природа больше всего интересует человека, а именно эта собственная внутренность, «проприум», или душа, или собственное достоинство. Не мы управляем этим внутренним демоном, а он нами. Не законы общества или природы должен соблюдать человек, а прежде всего веления собственной самости. За пропаганду такого индивидуализма он, собственно, и был казнен. Но это уже не философия, а политика. Нас же в этой истории интересует то, что философию, оказывается, можно представить, и великие философы уже в древности зачастую так и представляли, – не как «науку наук», а как «учебник жизни». И «пишется» этот учебник не в результате рационального, теоретического, научного осмысления жизни, а как концентрация практического к ней отношения. Теоретическое сознание ориентировано вовне, практическое обращено к внутренним, экзистенциальным, то есть житейски-индивидуальным проблемам и процессам.

Обратили внимание на слово «экзистенциальным»? От этого слова производно название одной из современных форм философствования — экзистенциализма, который в наши дни продолжает традицию понимания философии, заложенную Сократом. Слово «экзистенция» в латинском языке означает существование; «экзистенция» противостоит «эссенции», то есть сущности. Сущности изучаются науками, а существование — постигается вненаучными, интуитивно-образными, эмоционально-внелогическими способами душевной (не духовной!) деятельности. Так заявляет экзистенциализм. Предметом внимания философии становится частное, единичное существование человека, точнее, чувствование, переживание человеком собственной жизни, ее смысла и ценностей, радостей и страхов и прочих «экзистенций». И постигает философия эти «экзистенциалы» не научно-логическими способами, то есть не познает, не изучает их, а схватывает интуитивно и выражает, соответственно, не в научно построенных текстах, а в образно-публицистической форме: в виде художественных произведений, религиозных проповедей, свободных философских эссе и т. п. Такая философия не имеет никакого отношения к науке, она принципиально вне- научна и не- научна. Наука изучает внешний мир, философия же постигает мир внутренний. Философия не находится в рационально-теоретической сфере человеческой жизнедеятельности, она целиком входит в эмоционально-практическую сферу жизни людей.

Обратили внимание? – здесь использованы термины «теоретическая» и «практическая» сферы человеческой жизнедеятельности. Что это такое? Вам известно из школьного кругозора, что человеческий мозг имеет два так называемых полушария: правое и левое. Правое «заведует» эмоциональными реакциями, левое — логическими операциями. Статистически у людей можно выделить некоторые смещения к рациональности либо эмоциональности. Мы говорим о правополушарных, либо левополушарных людях. Тем не менее, функционирование этих полушарий чаще всего согласовано, уравновешено. Примерно то же наблюдается и в духовной жизни общества в целом. В ней имеются две больших половины: эмоционально-практическая жизнь и соответствующее ей сознание, и рационально-теоретическая жизнедеятельность и свое специфическое сознание. Они различны, но, так же, как и в индивидуальной жизни, они реально взаимосвязаны и скоррелированы. Но, возвращаясь к философии, можно сказать, что и позитивисты и экзистенциалисты не признают этой взамосвязи. Каждое из этих направлений абсолютизирует то или другое. Позитивисты — это, как когда-то говорилось, – «физики», а экзистенциалисты — «лирики». Согласно позитивизму, человек это рационально-логическая машина, а согласно экзистенциализму — мычащее эмотивное животное.

Духовная жизнь общества (да и отдельного человека), согласно этим философским системам, может быть наглядно представлена как два непересекающихся круга.

Схема: два круга

И вот, привязывая философию к таким образом понимаемой человеческой сущности, и те, и другие смещают философию к одному из полюсов человеческой жизни. Это называется односторонностью, или недиалектичностью. И это вытекает из той логики, которую люди применяют в своих рассуждениях. В данном случае это так называемая формальная логика, которая требует однозначности в описании предметов. Формула этой логики А=А, главный ее принцип: нельзя описывать предмет исключающими друг друга высказываниями. Человек является или рациональным существом, или эмоциональным. Философия может обслуживать, систематизировать либо внешние научные устремлённости человека, либо внутренние, эмоционально-практические. Эта логика освящена авторитетом Библии. Иисус Христос говорил верующим в своей главной проповеди: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх того, то от лукавого» (Матф., 5, 37). «Лукавый» слово славянское, по-русски — кривой, виляющий, неоднозначный. Всякая сложность в речи и мысли, всякая неоднозначность представляется такому мышлению только как отступление от истины. Но истинное отражение сложного предмета заключается не в формальной правильности (согласованности между собой) высказываний о нем. Каждая сторона предмета отражается в однозначном, непротиворечивом высказывании, и эти высказывания внутри себя правильны, адекватны предмету. Но, поставленные рядом в одном высказывании, они противоречат друг другу. В этом противоречии и заключается истинное отражение предмета. Человек одновременно и эмоционален, и рационален, и обращен внутрь себя (к «самосовершенствованию», «самоутверждению» и т. д.), и устремлен вовне, к преобразованию мира. Так что если согласиться, что философия описывает сущность человеческой духовности, надо искать или создавать философию, которая бы не боялась быть неоднозначной, противоречивой — в соответствии с неоднозначностью и противоречивостью своего предмета. То есть это должна быть философия, берущая на вооружение другую логику — диалектическую, диалектику.

Однако, еще несколько слов о противостоянии позитивизма и экзистенциализма в понимании философии. Дело в том, что исторически так сложилось, что философы реально занимались и тем, и другим; и систематизацией научного знания, и, так сказать, «психоанализом», систематизацией и выражением жизни человеческой «души». Но ни то, ни другое не является собственно философией. В одном случае это теоретические уровни научного знания, в другом — это просто демонстрация духовных ценностей и практических устремлений. В результате из-за того, что эти позиции противостояли друг другу, и каждая не признавала права другой на истину, они останавливались в исследовании там, где надо было только начинать собственно философскую работуработу по соединению, синтезу противоположных точек зрения.

Изучение рационального полюса сознания (и всей человеческой, общественной культуры) не должно идти в отрыве от эмоционально-душевных, практически-житейских («экзистенциальных») сторон человеческой жизни. Это будет, как говорится, «наука для науки», построение не человеческой (общественной) науки, а какой-то абстрактной, неизвестно кому служащей формальной мозговой деятельности. Равно как и систематизация эмоционально-практического, мировоззренческого полюса человеческой жизни не должно вестись в отрыве от логики, рационального начала этой жизни, которое в ней ведь, несомненно, присутствует всегда. Человек един в этих двух полюсах, культура общества содержит их в себе слитно, взаимообусловленно. В физиологии человеческого мозга имеется специальная формация, согласующая работу двух полушарий его коры. Она называется гипоталамус, или ретикулярная формация. (NOTE! УТОЧНИТЬ!) Но мы сейчас изучаем не работу мозга, а функционирование человеческого духа и культуры общества. Так вот и здесь, оказывается, имеется специальный «орган» культуры, специальная область человеческой (общественной) духовной деятельности, связывающая, согласующая, упорядочивающая взаимодействия теоретической и практической сторон человеческой культуры. Это и есть философия.

Философия — это не наука среди других наук или наука, возвышающаяся над ними, или прислуживающая им, как это часто выглядит в текстах учебников. Одновременно она и не средство самоутверждения человеческой «самости», не поиск смысла жизни, любви, счастья, или того, что дороже счастья, как тоже довольно часто пишут в тех же учебниках (А зачастую эти противоположные характеристики даются философии на одной и той же странице как параллельные: «с одной стороны...», «с другой стороны...». Посмотрите, например, учебник В. П. Кохановского: Философия. Ростов-на-Дону, 1996, с. 11).

Философия — это синтез подобных характеристик, а синтез — это нечто третье, в котором скрыто присутствуют, «сняты» и «светятся» исходные противоположности. Философию следует представлять как перекрестие, поле взаимоналожения двух кругов, двух сфер культуры: рационально-теоретической и эмоционально-практической, мировоззренческой.

 

 

Философия, философствование — это одновременно, стопроцентно и знание, и эмоции, и теоретическое сознание, и практическое. При этом она функционирует не для самой себя, ее идеи не циркулируют в ней самой. Она открыта в порождающие ее перекрещивающиеся сферы. В сфере науки, знания, рациональности она представляет компоненты мировоззренчески-практического, эмоционально-ценностного, императивно-повелительного сознания; она не дает науке оторваться от интересов человека и общества, препятствует превращению науки в никому не нужное схоластическое умствование. А в сфере мировоззрения она представляет знание, рациональность и не позволяет тем самым этой сфере превратиться в произвольное волюнтаристское своеволие, хаотичное и анархичное разрушительство. Предтвращает превращение эмоциональной сферы в примитивное мычание, обеспечивает мировоззрение мыслительной, научной основой.

Отсюда можно сделать вывод о предмете философии, то есть о поле ее внимания, о том, с чем она непосредственно имеет дело, с какими частями духовной жизни общества она контактирует, черпает и передает информацию, «общается». Философия — это обобщение данных всех конкретных наук с целью выработки рациональных оснований человеческому мировоззрению, всей эмоционально-практической, ценностно-императивной сфере общественного сознания; и одновременно философия — это мировоззренческаий контроль, определение социально необходимых путей, способов и методов конкретнонаучного познания мира, общества и человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.