Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место философии в системе духовной жизни общества. Ф-я и наука, ф-я и религия, мифология, искусство и т.д




 

Из принятого нами определения предмета философии логично вытекают еще две важные её функции: методологическая и мировоззренческая. Мировоззренческое, идеологическое, ценностно-гражданское осмысление научной жизни общества, научных исследований, путей научного прогресса — это и есть методологическая функция философии, методологическое воспомоществование науке или, если угодно, — «методологический контроль мысли» (слова выдающегося советского руководителя 80-х годов Ю. В. Андропова). А доведение до мировоззренчески-практической сферы данных современной науки, научное обоснование мировоззрения, превращение мировоззрения из стихийного в научно обоснованное, а в пределе – в подлинно научное — это мировоззренческая функция философии.

Как не надо представлять философию в качестве науки, так же недьзя представлять ее как мировоззрение. Мировоззрение — это сложный комплекс духовных образований, лежащих в основе сознания и социальной практики человека и общества. Это некоторые исходные основания духовной и практической жизни человека и общества. В мировоззрении имеются познавательные моменты — миропонимание, картина мира, миросозерцание; в нем имеются элементы воображения, способности к целеполаганию, образованию идеалов и целей — миротворение, мировоображение, представления о должном, образцовом, о целях и ценностях; в нем присутствуют побуждения к оценке реального, наличного мира с позиций принятых, присутствующих в духовном мире человека идеалов и ценностей — мироволение, исходные императивы поведения; в нем находятся общие, исходные, базовые настроения и эмоциональные состояния — мирочустсвование, мироощущение. Мировоззренческие знания, идеалы, ценности, императивы, настроения — это не непосредственные, конкретные научные знания, нравственные, политические, эстетические идеалы или конкретные настроения, вызванные наличными жизненными ситуациями. Это — общие условия таких знаний, идеалов, императивов и настроений, некоторая их квинтэссенция и «закваска», исходное условие их образования. Это общая ориентация на знание либо веру, доверие мифам, передоверие своих решений Вождю, Абсолюту; общая склонность к свободному целе- и идеалополаганию либо отказ от идеального как такового и ориентация на реактивное, ролевое, ведомое поведение; это либо склонность к подневольным, исполнительским мперативам Акакия Акакиевича («Уж лучше дали бы мне что-нибудь просто переписать»), либосмелость взят на себя решение своей судьбы (и, тем более, — народа, страны); это общий психологический настрой на мир как враждебный и опасный — изначальный экзистенциальный страх (Angst датского философа Кьеркегора), либо мажор, психологическая установка на победу — «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!».

Как видим, мировоззрение всегда дуально, полярно, строится в положительном, мажорном, либо минорном ключе. Вслед за ним, как его разворачивание, развитие («экспликация») выстраивается тональность всей духовной и практической жизни человека.

Мировоззрение универсально, всеобще для любого сознания, является неотъемлемым его компонентом. Иногда пишут, что оно присуще только взрослому человеку, формируется относительно поздно, в юношеском и зрелом возрасте. Это зависит от того, как его представить. Если представаить так, как это получилось у нас, то оно атрибутивно всякому сознанию: первобытному, детскому, взрослому и т. д. Нет сознания без мировоззрения, речь может идти только о том, какое это мировоззрение: раннее, первобытное, палеолитического, неолитического, цивилизованного человека и т. д. У современного взрослого человека оно может на всь жизнь оставаться детским, стихийным, не осознаваемым, а может быть осознанным и систематизированным, так или иначе обоснованным.

Какое отношение ко всему этому имеет философия? Иногда говорят, считают, что философия имеет своим предметом мировоззрение, что она — наука о мировоззрении, что она изучает его так ж как этика изучает нравственность или эстетика — искусство и художественное творчество. И тогда, как в этике складываются различные этические теории — утилитаризм, нормативность, эвдемонизм и т. п., так и в философии получаются идеализм, материализм и прочие направления. И тогда философия — не более, чем этика, эстетика или наука о праве, собственности и др. Но ведь нет в этих последних многовековой «позитивистской» традиции — накапливать знания о «первых причинах» мира, нет теорий мира, «систем природы» и т. п. Не должно быть их и в философии. Но в философии это есть, всегда было и неотъемлемо присутствует сегодня. Философия, как мы это представили, вторгается в весь объем конкретнонаучного знания, обобщает его и доносит выводы, принципы научного мышления и миропонимания до мировоззрения — во всех его компонентах. При этом она не делает эти компоненты, всё мировоззрение «философским» или «научным», она лишь делает их, его научно обоснованным.

Мировоззрение (и вслед за ним весь комплекс духовности и практики социального субъекта) остается трусливым или пессимистичным, волюнтаристским или адекватно деятельным, насильническим или раболепным — но оно окажется обоснованным научными средствами, доказательным и убедительным как для самого субъекта, так и, что бывает еще важнее, для других, перед кем субъект оправдывает себя, отстаивает свое право на существование или даже на господство в обществе.

Вызывает интерес («ваш технический прогресс», но это шутка) вопрос о соотношении философии и науки, философии и религии, философии и искусства и т. д. Из сказанного рисуется определенный ответ на эти вопросы. «Философия науки», «философия искусства» и т. д. часто строится по Конту, как теоретический уровень той или иной области сознания. Но такие занятия всякий раз компрометируют себя в глазах самих ученых физиков, биологов, эстетиков, экономистов и представителей других наук. Тут они действительно компетентнее и каждая наука действительно сама себе философия. Толковее было бы представить, что философия проникает в каждую конкретную область духовной жизни через мировоззрение естественного ученого, этика, религиоведа, теолога, просто верующего. Формируя на научной основе в процессе первичной (в семье, с раннего детства) и вторичной (в обществе, в школе, через искусство) социализации то или иное миропонимание, те или иные представления о познании, о человеке, о природе, об эволюции в природе, об обществе, об общественном прогрессе и т. д., философия ориентирует мировоззрение человека в том или ином направлении.

 

ЗАПУТАЛСЯ: ФОРМИРУЕТ ИЛИ ТОЛЬКО ОБОСНОВЫВАЕТ СФОРМИРОВАННОЕ БЕЗ НЕЁ?

 

Кроме того, следует отметить социально-практическую функцию философии. Философия — не просто созерцание жизни и создавание умозрительных картин мира или способствование созданию каждым человеком его «жизненного мира», который он на договорной основе согласует в подобными мирами других людей. Самими своими методологической и мировоззренческой функциями философия организует и направляет общественную практику. Философия существует не для самой себя, а для общества и человека. Это заметил еще Аристотель. Он различал «теоретическую философию» и «практическую философию» и настаивал, что эта последняя важнее первой: само возникновение философии вызвано необходимостью логически, научно обосновать возможность человеческого вмешательства в собственное бытие, сделать его не только осмысленным, но и подлежащем сознательному управлению.

О практической функции философии говорил И. Кант. Он различал теоретический разум как работу человеческой мысли по определенным правилам и практический разум — как сферу выработки направлений и правил функционирования разума теоретического. Практический разум, по Канту, - это мировоззрение, человеческие ценности, наконец, вера – религиозная и всякая другая. Сознание и мышление даны человеку не для чистого созерцания и мечтаний, а для организации окружающего мира в интересах человека. Философия — это «критика» как чистого, так и практического разума. Критика не в нашем обыденном понимании — осуждение, ругание, а анализ, выяснение возможностей применения.

О практической функции философии на свой лад говорил основатель позитивизма Огюст Конт. Уходят в прошлое, говорил он, религиозно-мистическое и философско-метафизическое, то есть созерцательное, отношения человека к миру. Это, по его терминологии — негативные формы духа. Наступает эра «позитивного», научного знания, способного стать инструментом успешного преобразования природы.

Карл Маркс (1818 – 1863) в своей философской работе «Тезисы о Фейербахе» писал, что до сих пор философия была преимущественно созерцательной, в отрыве от естествознаня она строила умозрительные картины мира. «Философы лишь объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» – он имел в виду, прежде всего, мир социальный, экономический и политический.

Все эти три функции связаны с познавательной функцией философии, вытекают из нее. Философия не просто осмысляет проблемы человеческого бытия в мире и подсказывает человеку пути его самоизменения, то есть как говорят философы, «трансцендирования». Философия, и в этом права восходящая к Конту позитивистская традиция, изучает общие закономерности мира, общества и мышления, строит универсальную теорию развития мира — диалектику. Чтобы стать «учебником жизни», она все-таки сначала должна быть теорией мира, в какой-то степени «наукой наук», если угодно.

Можно выделить и другие функции философии: воспитательную, сохранения исторической памяти человечества, ценностную, нравственно-эстетическую и другие. Но пока достаточно этих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.