КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие
Закон единства и борьбы противоположностей. Каждый объект наряду со своей тождественностью заключает в себе категорию потенции, два раза написанные буквы А различны. Поэтому в законе тождестве уже содержатся противоположности. Эти различия не просто находятся в статике, они находятся в динамике. Объект развивается так, что стороны находятся в противоположном состоянии. В этом состоянии между ними происходит взаимодействие или борьба, в результате которой, эти противоположности на уровне противоречия могут: · Исчезнут обе стороны. · Может исчезнуть одна из сторон. · Может быть компромисс сторон (пример: магнит, деградация и прогресс организма или общества). Поэтому, по Гегелю, этот закон объясняет источник развития. До Гегеля философам приходилось вводить силы для объяснения развития. У Гегеля же источник развития всегда внутри, им всегда является противоречие, и это противоречие толкает вещь проходить через категории меры по законам перехода количества в качества и отрицания отрицания. Гегель утверждает, что общества наиболее сильно развивались тогда, когда в обществе происходили катаклизмы, например войны являлись сильным катализатором развития общества.
Здесь Гегель анализирует традиционные вещи, связанные с категорией познания. Гегель и здесь тоже нетрадиционен. Он показывает, что формальная логика, это рассудочная логика, а диалектическая логика по Гегелю – это высший этап развития логики, это логика творчества. Формальная логика – логика изложения, поэтому она ограничена. То чтобы достичь чего-то нового, надо действовать на основе диалектической логики, в которой действуют три закона (описаны выше). Объекты надо рассматривать не в статике, а в развитии. Гегель ставит вопрос, а что такое истина? Были и есть школы скептиков, которые отрицали понятие истины, например: Понтий Пилат, который задал вопрос Иисусу «а что есть истина?». Есть некий набор банальных истин, где все вроде бы однозначно. Но с точки зрения Гегеля философское понятие истины принципиально отличается от других понятий истины, эта истина, которую надо искать. Истина это не соответствие наших представлений реальному положению вещей, а восприятие наших вещей. Объект должен соответствовать понятию об объекте. Например, чтобы понять, кто твой друг, а кто нет, необходимо иметь понятие об объекте, иначе придется пытаться дружить со всеми, чтобы опытно установить какую-нибудь зависимость. Истина – это соответствие объекта понятию об этом объекте. Но, в тоже время, мы оперируем реальными вещами, поэтому есть еще одна категория, категория действительности – это категория синтеза возможности и необходимости. Сами возможности могут быть различными – абстрактные, которые могут стать реальными возможностями, перейти в необходимость, определить новую действительность. Это исторический подход, истина носит конкретный процесс. Поэтому истина носит динамический характер. Итак: сегодня – это момент процесса разворачивания абсолютной истины самой в себе. Абстрактное есть чувственное, конкретным будет уже действительность, конкретно мыслимые. Идея возвращается к самой себе через логику, дух в себе, и затем, отчуждается в природу, и это отчуждение есть вторая часть природы, которая зафиксирована в другом произведении Гегеля. Он считает, что невозможен в принципе переход от неживой природы к живой, что есть точечные организмы, что нет вообще не живых, он отрицает атомистику, поддерживает устаревшие в науке идеи, но предугадывает периодичность таблицы Менделеева, т.к. она прекрасно ложиться на его законы. 44.«Все что разумно - действительно» (источник комментария). Гегель. Рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фоктором и для природы и, для всего мира). Гегель - исходная точка раздвоения философской мысли (рационалисты, иррационалисты). Система абсолютных категорий задается абсолютной идеей. Это самое существенное для науки. Они определяются через сопоставление друг с другом. Отказывается от априорных структур познавательной деятельности субъекта. Признает существование абсолютного начала вне самого субъекта. Тождество мышления и бытия отличается от позиции Шеллинга. Все то, что подвластно сфере логики, проявляется и в действительности. «Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно». Существует абсолютное идеальное начало, которое диктует все и вся. А внутри все на уровне логики. Диалектическая логика (элементы есть и у Канта, и у Фихте, и у Шеллинга) формулируется как теоретическая система. Вначале в сфере абсолютного духа, затем трансформируется в природу и, наконец, через человека, сознание и историю абсолютный дух возвращается к самому себе через процесс познания. «Наука логики» (развитие чистых сущностей, понятий, …) Философия природы: каким образом дух резвится в природе? Пpиpода это окаменевший дух. Гегель совсем не пантеист. Дух привносится в природу (самое слабое место у Гегеля). Гегель создает систему абсолютного идеализма. Основная идея - существование абсолюта, все остальное в мире инобытие абсолюта. Трансцендентальный идеализм - выявление предельных возможностей познания внутри человека. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Индивид обнаруживает абсолют на индивидуальном уровне. 1. Чувственное созерцание - первый опыт индивидуального познания. 2. Потом идет рассудочное познание - оформление представления в слове; объект целостен, обозначен. 3. Разумное познание - появление понятий, сетка понятий. Это процесс эмбриологии субъективного духа. Объективный дух - индивидуальный дух, но в контексте окружающей культуры, истории. Понятие рабского сознания. Связано со средой, зависит от истории, присуща как рабу, так и господину. Господин зависит от раба. Там где есть рабы, никто не свободен. Понятие отчуждения. У этого процесса есть объективность. Природа - отчуждение абсолютного духа. Вынесение вовне духовной сущности из человека. Религия - отчуждающая сущность человека, его отчужденное Я. Возникает феномен несчастного сознания. Происходит отчуждение от себя самого. Должное - сущее противопоставляется. Пример: христианин. Более высокая стадия - разорванное сознание. Несчастное переходит в него в новое время, ощущает свое несоответствие со своими идеалами, невозможность следовать им. Но это связано с самосознанием. Важно знать, что идеал недостижим. Древний грек не был разорван. Абсолютный дух - отчуждение абсолюта в реальных формах: мораль, право, религия, искусство, философия. Основное произведение: «Энциклопедия философских наук». Чистая логика развития абсолютного духа. Шествие этого духа в природе - философия природы. Философия истории - дух возвращается к самому себе. Религия, право, искусство, мораль, философия - объективные формы человеческой деятельности в истории. В истории есть законы. Государство подавляет личность, делает ее винтиком в своей машине. Сущность человеческой личности - свобода; государство подлежит уничтожению. Логика - идея чистого развития абсолюта, абсолютное тождество бытия и мышления. У Шеллинга: идея точки абсолютного безразличия. У Гегеля: логика, природа и человеческое познание это в принципе одно и то же, это стадии абсолютной идеи. Все это различные формы. Принцип единства логического и исторического. «Логическое есть рафинированное историческое». Более ста категорий у Гегеля. Есть системные, есть опорные и есть рациональные. Есть отличие категорий от всего остального: философия понятий, морали. Гегель хотел подходить научно. Философия природы. Природа - окаменевший дух. У Гегеля были проблемы с естествознанием: защищал теплород, флагистон, был против атомизма и преломления света. Философия духа. Как дух после природы возвращается к самому себе? Стадии развития истории. Первая стадия: деспотизм (свободен только один). Вторая стадия: греческие полисы. Третья стадия: личность свободна, но в государственном устройстве (германские народы). Другие народы неисторические. Прогресс осуществляется через избранные народы. Понятие хитрости мирового разума: дает делать каждому то, что он хочет, но свобода наталкивается на свободу, на выходе возникает результирующая сила; чужими руками разум достигает цели. Фатализм исторического процесса.
45.«Человек человеку Бог» (источник комментария). Младогегельянцы начинают с критики религии, и Фейербах издает произведения «Сущность Христианства», «Эвдемонизм», свои работы по истории философии, где он старается показать историческую неизбежность борьбы между идеалистической и материалистической философией. Нужно отметить здесь, что Гегель старался представить всю историю философии как восхождение к его собственной философии «философия есть история философии и моя философская система – это осознание философией самой себя». Фейербах считает, что всегда было направление материализма, и оно всегда было не менее значимым. По его мнению, приоритет должен быть отдан антропологии – науке о человеке. Он считает, что приоритет антропологии должен стать принципом философии. И Фейербах сделал это, после его работ в мировой философии появилось еще одно направление в философии. Людвиг ставит человека, прежде всего, не природа, не дух, а человек. Ведь, по мнению Фейербаха, логика Гегеля была бы невозможна без самого человека и без существования природы. Философы ранее рассматривали человека со стороны его высшей духовности, и, фактически, они рассматривали самих себя, а проблема заключается в том, чтобы рассматривать человека как совокупность чувственного (материального) и разумного (духовного), т.е. они невозможны друг без друга. Человек есть не только мышление, но и чувственность. «Человек есть то, что он ест». В этом смысле, и чувство, и воля, и сердце, и мышление неразделимы, человек должен рассматриваться в совокупности всех его характеристик и в этом суть философии Фейербаха – антропология. Следуя этому принципу, Фейербах обращается к Христианству, он становится наиболее последовательным критиком Христианства (до появления Марксизма). Идеями Фейербаха являются: «тайна теологии скрывается в антропологии», «сущностью теологии является антропология». Что значат его лозунги? Он считает, что Христианство – это соединение в Боге трех извечных объектов исследования:
Фейербах видит следующие психологические корни религии:
Если бы человек жил вечно, то никогда бы религия не возникла.
Таким образом, с точки зрения, Фейербаха, для создания религиозных образов, индивид всегда исходил из самого себя. Он отсекал все негативные стороны своего существования (смертность, греховность, слабость, тщеславие, зависть…) и наделял этот образ Бога хорошими качествами, возводя их в абсолют (всеблагость Бога, всемогущество …). Это и образует тайну любой теологии, отчуждение своих качеств, вынесение их вовне, и возведение их в абсолют. Этот процесс является мыслительным процессом, т.к. здесь проявляется способность к абстракции, к аналогии – поэтому говорят о гносеологических корнях теологии. Фейербах строит главный механизм отчуждения, когда человек отделяет себя - любовь. Это уникальный механизм, который определяет человеческую сущность и соединяет его как с другими людьми, так и с самой природой. Как дети любят своих родителей, так и человек - дитя природы он должен любить ее. Любовь – показатель творческой сущности человека. В произведении Платона «Пир», он, через персонализацию Эрота (бога любви) задает механизм восхождения к идеалу. Любовь - патологическое состояние, где вместе соединяются рацио и чувство. Любовь для Фейербаха является соединительным механизмом между телом и душой. Фейербах также вводит механизм юмора. Юмор - свидетельство творческого начала на уровне занятия человеком общественных деятельностей. Например, Физики шутят. Юмор - это возможность соединить несоединимые категории общественной деятельности. «Любовь это юмор, юмор это любовь», т.к. они похожи как механизмы соединения рацио и чувства. «Бог есть любовь», но на самом деле надо сказать так: «Любовь есть Бог». А кого надо любить? «Любить надо человека». Фейербах, борясь с христианством, как с отчужденной сущностью, совсем не за то, чтобы убрать Бога вообще, он считает, что его надо сменить другой формой общественного сознания, религией любви, любви человека к человеку: «Человек человеку Бог» Механизм этого поклонения осуществляется через любовь, а сама религия воспринимается как космическая религия. В слове религия корень реле – есть связь чего-то с чем-то. Религия связывает кого-то с чем-то, поэтому религия носит универсальный характер, с ней нельзя бороться, просто надо сменить объект поклонения, им надо сделать человека. Фейербах предлагает алгоритм для смены объекта религии: алгоритм разумного эгоизма. Позже Чернышевский в своем произведении «Что делать?» создает персонаж – Рахметов, который исповедует принцип разумного эгоизма. Итак, сам алгоритм:
В отличие от христианской религии, которая закабаляет человека, эта любовь - универсальная религия, которая объединяет всех людей, и, начиная с разумного эгоизма, восходит к всеобщей любви.
Фейербах считает, что религия любви должна заменить Христианство, т.к. вместо непонятного Бога он ставит конкретное лицо (в его книге «Эвдемонизм», книге о счастье, это объяснено). Христианство не дает счастье, т.к. там есть страх перед Богом, а счастье дает его идея религии Любви.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |