Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие




Закон единства и борьбы противоположностей.

Каждый объект наряду со своей тождественностью заключает в себе категорию потенции, два раза написанные буквы А различны. Поэтому в законе тождестве уже содержатся противоположности. Эти различия не просто находятся в статике, они находятся в динамике. Объект развивается так, что стороны находятся в противоположном состоянии. В этом состоянии между ними происходит взаимодействие или борьба, в результате которой, эти противоположности на уровне противоречия могут:

· Исчезнут обе стороны.

· Может исчезнуть одна из сторон.

· Может быть компромисс сторон (пример: магнит, деградация и прогресс организма или общества).

Поэтому, по Гегелю, этот закон объясняет источник развития. До Гегеля философам приходилось вводить силы для объяснения развития. У Гегеля же источник развития всегда внутри, им всегда является противоречие, и это противоречие толкает вещь проходить через категории меры по законам перехода количества в качества и отрицания отрицания. Гегель утверждает, что общества наиболее сильно развивались тогда, когда в обществе происходили катаклизмы, например войны являлись сильным катализатором развития общества.

 

Здесь Гегель анализирует традиционные вещи, связанные с категорией познания. Гегель и здесь тоже нетрадиционен. Он показывает, что формальная логика, это рассудочная логика, а диалектическая логика по Гегелю – это высший этап развития логики, это логика творчества. Формальная логика – логика изложения, поэтому она ограничена. То чтобы достичь чего-то нового, надо действовать на основе диалектической логики, в которой действуют три закона (описаны выше). Объекты надо рассматривать не в статике, а в развитии. Гегель ставит вопрос, а что такое истина? Были и есть школы скептиков, которые отрицали понятие истины, например: Понтий Пилат, который задал вопрос Иисусу «а что есть истина?». Есть некий набор банальных истин, где все вроде бы однозначно. Но с точки зрения Гегеля философское понятие истины принципиально отличается от других понятий истины, эта истина, которую надо искать. Истина это не соответствие наших представлений реальному положению вещей, а восприятие наших вещей. Объект должен соответствовать понятию об объекте. Например, чтобы понять, кто твой друг, а кто нет, необходимо иметь понятие об объекте, иначе придется пытаться дружить со всеми, чтобы опытно установить какую-нибудь зависимость. Истина – это соответствие объекта понятию об этом объекте. Но, в тоже время, мы оперируем реальными вещами, поэтому есть еще одна категория, категория действительности – это категория синтеза возможности и необходимости. Сами возможности могут быть различными – абстрактные, которые могут стать реальными возможностями, перейти в необходимость, определить новую действительность. Это исторический подход, истина носит конкретный процесс. Поэтому истина носит динамический характер.

Итак: сегодня – это момент процесса разворачивания абсолютной истины самой в себе. Абстрактное есть чувственное, конкретным будет уже действительность, конкретно мыслимые. Идея возвращается к самой себе через логику, дух в себе, и затем, отчуждается в природу, и это отчуждение есть вторая часть природы, которая зафиксирована в другом произведении Гегеля. Он считает, что невозможен в принципе переход от неживой природы к живой, что есть точечные организмы, что нет вообще не живых, он отрицает атомистику, поддерживает устаревшие в науке идеи, но предугадывает периодичность таблицы Менделеева, т.к. она прекрасно ложиться на его законы.

44.«Все что разумно - действительно» (источник комментария).

Гегель. Рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фоктором и для природы и, для всего мира). Гегель - исходная точка раздвоения философской мысли (рационалисты, иррационалисты). Система абсолютных категорий задается абсолютной идеей. Это самое существенное для науки. Они определяются через сопоставление друг с другом. Отказывается от априорных структур познавательной деятельности субъекта. Признает существование абсолютного начала вне самого субъекта. Тождество мышления и бытия отличается от позиции Шеллинга. Все то, что подвластно сфере логики, проявляется и в действительности. «Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно». Существует абсолютное идеальное начало, которое диктует все и вся. А внутри все на уровне логики. Диалектическая логика (элементы есть и у Канта, и у Фихте, и у Шеллинга) формулируется как теоретическая система. Вначале в сфере абсолютного духа, затем трансформируется в природу и, наконец, через человека, сознание и историю абсолютный дух возвращается к самому себе через процесс познания. «Наука логики» (развитие чистых сущностей, понятий, …) Философия природы: каким образом дух резвится в природе? Пpиpода это окаменевший дух. Гегель совсем не пантеист. Дух привносится в природу (самое слабое место у Гегеля). Гегель создает систему абсолютного идеализма. Основная идея - существование абсолюта, все остальное в мире инобытие абсолюта. Трансцендентальный идеализм - выявление предельных возможностей познания внутри человека. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Индивид обнаруживает абсолют на индивидуальном уровне. 1. Чувственное созерцание - первый опыт индивидуального познания. 2. Потом идет рассудочное познание - оформление представления в слове; объект целостен, обозначен. 3. Разумное познание - появление понятий, сетка понятий. Это процесс эмбриологии субъективного духа. Объективный дух - индивидуальный дух, но в контексте окружающей культуры, истории. Понятие рабского сознания. Связано со средой, зависит от истории, присуща как рабу, так и господину. Господин зависит от раба. Там где есть рабы, никто не свободен. Понятие отчуждения. У этого процесса есть объективность. Природа - отчуждение абсолютного духа. Вынесение вовне духовной сущности из человека. Религия - отчуждающая сущность человека, его отчужденное Я. Возникает феномен несчастного сознания. Происходит отчуждение от себя самого. Должное - сущее противопоставляется. Пример: христианин. Более высокая стадия - разорванное сознание. Несчастное переходит в него в новое время, ощущает свое несоответствие со своими идеалами, невозможность следовать им. Но это связано с самосознанием. Важно знать, что идеал недостижим. Древний грек не был разорван. Абсолютный дух - отчуждение абсолюта в реальных формах: мораль, право, религия, искусство, философия. Основное произведение: «Энциклопедия философских наук». Чистая логика развития абсолютного духа. Шествие этого духа в природе - философия природы. Философия истории - дух возвращается к самому себе. Религия, право, искусство, мораль, философия - объективные формы человеческой деятельности в истории. В истории есть законы. Государство подавляет личность, делает ее винтиком в своей машине. Сущность человеческой личности - свобода; государство подлежит уничтожению. Логика - идея чистого развития абсолюта, абсолютное тождество бытия и мышления. У Шеллинга: идея точки абсолютного безразличия. У Гегеля: логика, природа и человеческое познание это в принципе одно и то же, это стадии абсолютной идеи. Все это различные формы. Принцип единства логического и исторического. «Логическое есть рафинированное историческое». Более ста категорий у Гегеля. Есть системные, есть опорные и есть рациональные. Есть отличие категорий от всего остального: философия понятий, морали. Гегель хотел подходить научно. Философия природы. Природа - окаменевший дух. У Гегеля были проблемы с естествознанием: защищал теплород, флагистон, был против атомизма и преломления света. Философия духа. Как дух после природы возвращается к самому себе? Стадии развития истории. Первая стадия: деспотизм (свободен только один). Вторая стадия: греческие полисы. Третья стадия: личность свободна, но в государственном устройстве (германские народы). Другие народы неисторические. Прогресс осуществляется через избранные народы. Понятие хитрости мирового разума: дает делать каждому то, что он хочет, но свобода наталкивается на свободу, на выходе возникает результирующая сила; чужими руками разум достигает цели. Фатализм исторического процесса.

 

45.«Человек человеку Бог» (источник комментария).

Младогегельянцы начинают с критики религии, и Фейербах издает произведения «Сущность Христианства», «Эвдемонизм», свои работы по истории философии, где он старается показать историческую неизбежность борьбы между идеалистической и материалистической философией. Нужно отметить здесь, что Гегель старался представить всю историю философии как восхождение к его собственной философии «философия есть история философии и моя философская система – это осознание философией самой себя». Фейербах считает, что всегда было направление материализма, и оно всегда было не менее значимым. По его мнению, приоритет должен быть отдан антропологии – науке о человеке. Он считает, что приоритет антропологии должен стать принципом философии. И Фейербах сделал это, после его работ в мировой философии появилось еще одно направление в философии. Людвиг ставит человека, прежде всего, не природа, не дух, а человек. Ведь, по мнению Фейербаха, логика Гегеля была бы невозможна без самого человека и без существования природы. Философы ранее рассматривали человека со стороны его высшей духовности, и, фактически, они рассматривали самих себя, а проблема заключается в том, чтобы рассматривать человека как совокупность чувственного (материального) и разумного (духовного), т.е. они невозможны друг без друга. Человек есть не только мышление, но и чувственность. «Человек есть то, что он ест». В этом смысле, и чувство, и воля, и сердце, и мышление неразделимы, человек должен рассматриваться в совокупности всех его характеристик и в этом суть философии Фейербаха – антропология. Следуя этому принципу, Фейербах обращается к Христианству, он становится наиболее последовательным критиком Христианства (до появления Марксизма). Идеями Фейербаха являются: «тайна теологии скрывается в антропологии», «сущностью теологии является антропология». Что значат его лозунги? Он считает, что Христианство – это соединение в Боге трех извечных объектов исследования:

  • Природы. Бог Отец – физика,
  • Логики. Бог Сын – область человеческих рациональных действий,
  • Духовная деятельность. Бог Святой дух.

Фейербах видит следующие психологические корни религии:

  • Проблема страха по разным обстоятельствам. Страхи:
    1. По отношению к природе,
    2. По отношению к обществу,
    3. Страх перед смертью.

Если бы человек жил вечно, то никогда бы религия не возникла.

  • Надежда, которую дает христианская религия. Надежда на благополучный жизненный путь. Надежда на вечную жизнь.

 

Таким образом, с точки зрения, Фейербаха, для создания религиозных образов, индивид всегда исходил из самого себя. Он отсекал все негативные стороны своего существования (смертность, греховность, слабость, тщеславие, зависть…) и наделял этот образ Бога хорошими качествами, возводя их в абсолют (всеблагость Бога, всемогущество …). Это и образует тайну любой теологии, отчуждение своих качеств, вынесение их вовне, и возведение их в абсолют. Этот процесс является мыслительным процессом, т.к. здесь проявляется способность к абстракции, к аналогии – поэтому говорят о гносеологических корнях теологии. Фейербах строит главный механизм отчуждения, когда человек отделяет себя - любовь. Это уникальный механизм, который определяет человеческую сущность и соединяет его как с другими людьми, так и с самой природой. Как дети любят своих родителей, так и человек - дитя природы он должен любить ее. Любовь – показатель творческой сущности человека. В произведении Платона «Пир», он, через персонализацию Эрота (бога любви) задает механизм восхождения к идеалу. Любовь - патологическое состояние, где вместе соединяются рацио и чувство. Любовь для Фейербаха является соединительным механизмом между телом и душой. Фейербах также вводит механизм юмора. Юмор - свидетельство творческого начала на уровне занятия человеком общественных деятельностей. Например, Физики шутят. Юмор - это возможность соединить несоединимые категории общественной деятельности. «Любовь это юмор, юмор это любовь», т.к. они похожи как механизмы соединения рацио и чувства. «Бог есть любовь», но на самом деле надо сказать так: «Любовь есть Бог». А кого надо любить? «Любить надо человека». Фейербах, борясь с христианством, как с отчужденной сущностью, совсем не за то, чтобы убрать Бога вообще, он считает, что его надо сменить другой формой общественного сознания, религией любви, любви человека к человеку:

«Человек человеку Бог»

Механизм этого поклонения осуществляется через любовь, а сама религия воспринимается как космическая религия. В слове религия корень реле – есть связь чего-то с чем-то. Религия связывает кого-то с чем-то, поэтому религия носит универсальный характер, с ней нельзя бороться, просто надо сменить объект поклонения, им надо сделать человека. Фейербах предлагает алгоритм для смены объекта религии: алгоритм разумного эгоизма. Позже Чернышевский в своем произведении «Что делать?» создает персонаж – Рахметов, который исповедует принцип разумного эгоизма. Итак, сам алгоритм:

  • Прежде всего, надо полюбить самого себя, надо заботиться о самом себе, как о комплексной сущности, т.к. любое выпячивание грозит той или иной односторонностью.
  • Далее продолжить сферу любви. Прежде всего, это любовь мужчины к женщине. «Тот, кто не может полюбить женщину, тот никогда никого не полюбит».

В отличие от христианской религии, которая закабаляет человека, эта любовь - универсальная религия, которая объединяет всех людей, и, начиная с разумного эгоизма, восходит к всеобщей любви.

  • Любовь к детям, дети любят родителей.
  • Далее родственники и т.д.
  • Далее Фейербах рассматривает проблему: есть Я и Ты. Другой человек воспринимается как Ты по отношению к Я. Без Ты бессмысленно существование Я. Если на уровне родственных отношений, это подкрепляется на уровне чувств, то здесь, в общем случае, приходит понимание, что без Ты становится бессмысленным существование Я.

Фейербах считает, что религия любви должна заменить Христианство, т.к. вместо непонятного Бога он ставит конкретное лицо (в его книге «Эвдемонизм», книге о счастье, это объяснено). Христианство не дает счастье, т.к. там есть страх перед Богом, а счастье дает его идея религии Любви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.