Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры цивилизации в социальной философии Освальда Шпенглера




Освальд Шпенглер (1890- 1936) был математиком в школе и пытался привязать к истории математику. Пользовался бешеным успехом при своей жизни. Его произведение «Закат Европы» сделало фурор, его произведение «Человек и машина» где он предвидел все отрицательные элементы развития техники. Техника и станет тем троянским конем, которая может повлиять на культуру и разбить ее. Он предсказал появление мегамашины – планетарной техники, сумма всей техники на Земле. Ее действие окажется отрицательным для человека. И человек станет зависимым от этой техники, произойдет некоторое отчуждение. Мегамашина порабощает самого человека. Например, синдром компьютера. Произведение «Закат Европы» появляется, когда Германия подписала капитуляцию. Однако в книге проведена идея, что Европа находится на краю гибели, а Германия лишь первой проиграла. Какие же философские основания. Шпенглер исходит из критики триады мирового исторического процесса. История: Античность Средневековье, Новое время. Философия Гегеля. Марксизм – нет эксплуатации, эксплуатация, опять нет эксплуатации. Но, говорит, Шпенглер, Европа - это некий эталон. Экспансия Европы на Мир абсолютна. Шпенглер полагает, что он выступает как Коперник, он ломает схему Европоцентризма. Он видит плюралистическое действие, где все культуры находятся на равных уровнях. Мы не можем сказать, какая культура лучше, какая хуже. Почему? Потому, что Шпенглер считает, что культура – некая автономная структура и это еще одно отличие Шпенглера от других философов. Культуры это определенные организмы, они рождаются, растут, созревают, и умирают. Он считает, что причинно следственные связи есть только в природе, а среди людей есть только судьба. В целом, каждая из культур обречена, но процесс культуротворчества бесконечен.

Шпенглер выделяет следующие культуры Мира:

  • Древне Китайская.
  • Древне Индийская.
  • Египетская.
  • Вавилоно Ассирийская.
  • Арабская.
  • Греко Римская.
  • Европейская.
  • Майи.

Все эти культуры, кроме Европейской, уже закончили свой цикл. Европейская на подходе. Поэтому Шпенглер делает прогноз, что происходит закат Европы. Он предрекает появление Русско - Сибирской культуры. Там есть свое своеобразие, которое происходит из души культуры. У Ницше начало мистическое, так и здесь, должна появиться душа культуры. Но на нее должны повлиять местность, язык и т.п. Пример души для Греко Римской культуры – это Аполлон, тяга к красоте, классический идеал, идеал красоты. Арабская культура – магическая душа – представление о принципиальном отличии телесного и духовного и возможная трансформация духа. Европейская культура – где в основе стоит фаустовская душа, Гете, это человек противоречивый (что и прослеживается по истории Европы, путешественники, войны, колонизации и т.п.). В основе культуры лежит душа, ее происхождение неизвестно, ее можно лишь обрисовать. Что происходит дальше? Культура растет и процветает. Шпенглер говорит, что теперь можно заняться физиогномикой культуры (face control). Можно увидеть определенные черты, которые нам будут говорить, что эта за культура. Если проанализировать культуры, то можно создать морфологию культур. Потом можно сравнивать различные культуры. Пример: проблема времени и чисел. Числа во всех указанных выше культурах были. Математики говорят, что математика – это непрерывное восхождение. Но Шпенглер говорит, что это не так, Греки жили в замкнутом полюсе, и для них не может ничего быть отрицательным. Даже 1 являлась у них символом, ее символизировала колонна. Поэтому и не может быть никакой бесконечности и иррациональности, ведь колонны можно пересчитать. У Арабов появляется десятичная система, в Европу она принимается тогда и только тогда, когда появляется бесконечность на уровне необходимости. Тогда символом 1 и бесконечности стал готический собор. Железные дороги тоже появились после появления перспективы в искусстве. Время. «Время вещь необычайно длинная» Маяковский. Эти понятия совершенно разные. У греков и Римлян время вообще не имело никакого значения в обыденной жизни, в эпоху Перикла даже запретили обсерватории. У Греков не было обсерваторий, хотя в Индии они были. Летоисчислением служили олимпиады – жили от одной до другой. Европейское время, когда часы появляются на ратушах, биение часов, подгоняют человека, постоянное ускорение, заставляют двигаться и успевать. Это еще и фиксируется в таких актах как погребение, в Европе – мумифицирование – попытка увековечить себя. У Греков сначала хоронили, потом начали сжигать, т.е. исключение человека из времени. Каждая культура в среднем существует 1000 лет, а Европейскую культуру можно считать только с 1000 года от Христа. Вот в 2000 конец культуры. Но другие культуры существовали столько же времени, а почему они не проделали такой же путь как Европа. Но, говорит Шпенглер, Европа же вначале пользовалась, в Европе был ориентир на науку и техники. Почему надо брать тогда одну культуру и навязывать свою культуру всем остальным? Это принцип плюрализма. Раз культура – организм. То появляется понятие цивилизации, что есть декадентство. В культуре всегда вначале поэзия, на стадии она перерождается в философии. Вера в расколы, ереси, сомнения и прочее. В культуре есть мораль и нравственность, а в цивилизации есть уже аморализм, декадентство. В культуре обязательно есть искусство, например, олимпиада это искусство, а в цивилизации это уже спорт, работа за деньги. Построив шкалы, морфологически можно наблюдать фазы культуры. Буддизм, скептицизм и социализм – это символы – сигналы декадентства. Вывод: каждая культура своеобразна и оригинальна, но есть некие похожести. Где стадия культуры может переходить в стадию цивилизации?

Шпенглер, показав пессимизм в отношении Европы, является оптимистом в глобальном плане, каждая культура обречена, но в целом процесс бесконечен, и всегда будут появляться новые культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.