Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективная диалектика Серена Кьеркегора на примере анализа библейского сюжета об Аврааме и Исааке




Бог у Кьеркигора имел понятие не имманентное, а трансцидентное. Кьеркегор считает, что философия не может быть надличностной, безличностной, не может быть она и универсальной. Она должна исследовать некие духовные константы человека. Эти константы абсолютны, они делают человека человеком. Прежде всего, это такие константы, которые характеризуют отрицательные, не радостные, но печальные стороны человека. Основные произведения: «Болезнь к смерти», «Понятие страх», «Страх и трепет», «Или или», «Понятие иронии». В произведении «Или или» философ целенаправленно идет против Гегелевской триады, он считает, что человек во все времена всегда выбирает или или, либо материальное, либо духовное. Какие бывают страхи:

  1. Простейшие страхи.
  2. Неосознанный страх, тревога.
  3. Сладкий страх.
  4. Неожиданный страх.
  5. Животный страх.
  6. Ужас.
  7. Отчаяние.

Откуда берутся страхи? Страх вообще передается из поколения в поколение, как наследование первородного греха человека. Человек ослушался Бога. Испугался потом этого греха. Эта тревога и осталась в поколении людей. Но, в тоже время, страх - это есть условие духовности человека, когда человек ничего не боится, то он подобен растению или ребенку на определенной стадии его развития. Тогда человек и понимает, что он духовное существо, у человека появляется выбор либо поддаться страху и кушать таблетки, либо преодолеть страх. А преодоление страха - это конструирование своей духовности. Пропустил несколько секунд: «Страх может переходить в тошноту». В принципе никакой диалектики нет, она субъективна, вся диалектика это переход от одного состояния к другому, а такие переходы возможны, потому что человек изначально свободен. Свобода - еще одна предпосылка экзистенционализма, ее первой ввел Кьеркегор. Выбор существует всегда и в этом суть человека. У предыдущих философов свобода выбора была познанной необходимостью, все причинно следственно связано, свободы никакой нет. У Кьеркегора же, свобода абсолютна для человека. Свобода - это дырка в бублике, она абстрактна, но без нее не может быть человека, как и бублика без дырки. Свобода и различные виды перехода человека через состояния сознания, среди которых Къеркигор выделяет:

  1. Эстетическое. Эстетическое состояние сознания понимается как чувственное, как нерасчлененность состояния духа человека. Человек получает удовольствие от жизни на эмоциональном уровне. Существуют моменты, когда человек занимается этим удовлетворением. Но на него через некоторое время находит страх, который может перейти в отчаяние. Сердцевина этого страха - это страх перед смертью. Страх понимания того, что человек никто во времени и пространстве. И субъект понимает, что он понимает. Далее наступает...
  2. Этическое. Это такое состояние сознания, при котором человек пытается преодолеть страх собственными силами. Например, бессмертие человека, через его творчество в философии Фейербаха. Главное, человек хочет таким образом разобраться со своим страхом. Этическое - это выход за пределы индивидуального и переход на позиции общественного т.к. решение этого страха возможно только совместно с обществом, ведь человек редко делает что-либо в одиночку. Но, говорит Къеркигор, это тоже проходящая стадия. Человек начинает понимать, что что бы он не делал, его деяния бренны и проходящи, и что что бы он не делал, все это, через некоторое время, пройдет. И тогда человек может заболеть, заболеть «болезнью к смерти». Но Къеркигор говорит, что если человек истинный христианин, то бояться нечего. Тогда в чем же дело? Отчаянием является состояние, когда нет уже ни возможности жить, ни возможности умереть, это пограничные ситуации между жизнью и смертью. Нет возможности жить, и нет надежды на смерть. Пример: одинокая бедная мать, у которой много детей, она не может уйти из жизни и не может бросить своих детей. Вывод: человек своими собственными силами никогда не сможет справиться со своим страхом перед смертью, поэтому он должен перейти на религиозную стадию.
  3. Религиозное. На этой стадии состояния сознания человек понимает, что он не может преодолеть свой страх, тогда ему необходим Бог. Бог как поддержка, чтобы человек мог существовать, чтобы человек себя не убил. Но? В какого Бога должен верить человек. Кьеркегер говорит, что Бог должен оставаться загадкой для человека. Человек сначала должен сказать, верую, чтобы начать понимать Бога. Но тут же, человек должен понимать, что он никогда ничего до конца не поймет.

Кьеркегер, для примера, рассматривает притчу об Аврааме и Исааке.

Авраам и жена Сара прожили много лет, хотели иметь детей, но детей у них никогда не было. В преклонном возрасте у них родился ребенок Исаак. Он вырос до приличного возраста. Но вдруг к Аврааму во сне пришел ангел и говорит ему, что он должен ехать в страну Мириам и принести своего сына в жертву Богу. Что должен делать Авраам? Къеркигор разбирается с психологической стороной дела. Авраам может просто убить сына, как убийца. Он может подумать, что это не ангел ему явился, а дьявол. Ведь зачем Бог давал сына, если он его требует обратн. А если он требует его в жертву, то зачем он требует это от отца, зачем быть таким истязателем. И как же это все объяснить жене и другим людям, что ты убил сына. Что делает Авраам? Он подчиняется, сажает ребенка в повозку, ничего никому не говорит, едет с ним в Мириам. Как предлог Авраам сказал сыну, что надо агнеца в жертву Богу принести. Но агнеца не было, и когда Авраам забирается на гору, Исаак спрашивает, а где же агнец? Авраам отвечает: "Бог укажет" и заносит нож над сыном. И сын говорит, что пусть Бог мне будет отец. Тогда появляется ангел и агнец. Как так? Бог не может допустить, что случиться плохое, поэтому и должен появиться агнец. Но тогда, говорит Кьеркегер, все предопределено, что тек же плохо, как и убийство. Поэтому вера - плохо, потому что идет переход от чувства к слову. Ведь человек не может думать за Бога. Поэтому Авраам должен верить, следуя религии, «верую ибо слепо». И тогда и только тогда, Авраам становится героем веры. Но героизм специфический. Какие бывают виды героизма:

  1. Трагический герой. Когда во имя чего-то общего приносится индивидуальное. К примеру такое было у Инков, Греков, когда они, например, приносили в жертву животных или людей. В этой ситуации глупо ожидать, что действо не свершиться, ибо дается взятка.
  2. Романтический героизм. Пример романтического героизма можно найти в произведении "Дон Ки Хот Ламанческий". Где все происходит красиво и публично, хотя и бессмысленно. В произведении романтизм проявляется в том, что герой показывает свои подвиги именно так.

В случае с Авраамом же, все в точности наоборот. Нет уверенности, какой будет исход, нет публичности. «Верую, ибо нелепо». Однако, Авраам стал циником бы, если бы знал заранее результат. Экзистенция - ключевое понятие, философии Кьеркегора, как некая укорененность человеке в битии, где ключевым понятием является состояние духа человека, состояния негативные, которые определяют состояние человека. Высшим же его состоянием является приход в рыцарство веры. Это субъективная диалектика Серинга Къеркигора

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.