КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъективная диалектика Серена Кьеркегора на примере анализа библейского сюжета об Аврааме и Исааке
Бог у Кьеркигора имел понятие не имманентное, а трансцидентное. Кьеркегор считает, что философия не может быть надличностной, безличностной, не может быть она и универсальной. Она должна исследовать некие духовные константы человека. Эти константы абсолютны, они делают человека человеком. Прежде всего, это такие константы, которые характеризуют отрицательные, не радостные, но печальные стороны человека. Основные произведения: «Болезнь к смерти», «Понятие страх», «Страх и трепет», «Или или», «Понятие иронии». В произведении «Или или» философ целенаправленно идет против Гегелевской триады, он считает, что человек во все времена всегда выбирает или или, либо материальное, либо духовное. Какие бывают страхи:
Откуда берутся страхи? Страх вообще передается из поколения в поколение, как наследование первородного греха человека. Человек ослушался Бога. Испугался потом этого греха. Эта тревога и осталась в поколении людей. Но, в тоже время, страх - это есть условие духовности человека, когда человек ничего не боится, то он подобен растению или ребенку на определенной стадии его развития. Тогда человек и понимает, что он духовное существо, у человека появляется выбор либо поддаться страху и кушать таблетки, либо преодолеть страх. А преодоление страха - это конструирование своей духовности. Пропустил несколько секунд: «Страх может переходить в тошноту». В принципе никакой диалектики нет, она субъективна, вся диалектика это переход от одного состояния к другому, а такие переходы возможны, потому что человек изначально свободен. Свобода - еще одна предпосылка экзистенционализма, ее первой ввел Кьеркегор. Выбор существует всегда и в этом суть человека. У предыдущих философов свобода выбора была познанной необходимостью, все причинно следственно связано, свободы никакой нет. У Кьеркегора же, свобода абсолютна для человека. Свобода - это дырка в бублике, она абстрактна, но без нее не может быть человека, как и бублика без дырки. Свобода и различные виды перехода человека через состояния сознания, среди которых Къеркигор выделяет:
Кьеркегер, для примера, рассматривает притчу об Аврааме и Исааке. Авраам и жена Сара прожили много лет, хотели иметь детей, но детей у них никогда не было. В преклонном возрасте у них родился ребенок Исаак. Он вырос до приличного возраста. Но вдруг к Аврааму во сне пришел ангел и говорит ему, что он должен ехать в страну Мириам и принести своего сына в жертву Богу. Что должен делать Авраам? Къеркигор разбирается с психологической стороной дела. Авраам может просто убить сына, как убийца. Он может подумать, что это не ангел ему явился, а дьявол. Ведь зачем Бог давал сына, если он его требует обратн. А если он требует его в жертву, то зачем он требует это от отца, зачем быть таким истязателем. И как же это все объяснить жене и другим людям, что ты убил сына. Что делает Авраам? Он подчиняется, сажает ребенка в повозку, ничего никому не говорит, едет с ним в Мириам. Как предлог Авраам сказал сыну, что надо агнеца в жертву Богу принести. Но агнеца не было, и когда Авраам забирается на гору, Исаак спрашивает, а где же агнец? Авраам отвечает: "Бог укажет" и заносит нож над сыном. И сын говорит, что пусть Бог мне будет отец. Тогда появляется ангел и агнец. Как так? Бог не может допустить, что случиться плохое, поэтому и должен появиться агнец. Но тогда, говорит Кьеркегер, все предопределено, что тек же плохо, как и убийство. Поэтому вера - плохо, потому что идет переход от чувства к слову. Ведь человек не может думать за Бога. Поэтому Авраам должен верить, следуя религии, «верую ибо слепо». И тогда и только тогда, Авраам становится героем веры. Но героизм специфический. Какие бывают виды героизма:
В случае с Авраамом же, все в точности наоборот. Нет уверенности, какой будет исход, нет публичности. «Верую, ибо нелепо». Однако, Авраам стал циником бы, если бы знал заранее результат. Экзистенция - ключевое понятие, философии Кьеркегора, как некая укорененность человеке в битии, где ключевым понятием является состояние духа человека, состояния негативные, которые определяют состояние человека. Высшим же его состоянием является приход в рыцарство веры. Это субъективная диалектика Серинга Къеркигора
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |