КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема законов исторического развития и свободы воли в историческом материализме
Исторический материализм появился исторически раньше, чем диалектический материализм. Как говорил сам Маркс, он достроил материализм. «Материальное - это есть идеальное пересаженное в голову и преобразованное в ней». Все наши идеи, в конечном счете, основаны на материальных предпосылках. Если в Д.М. один из основных принципов говорит: «бытие определяет сознание», то в И.М. говорится: «общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие - это вся материальная деятельность человека, его отношения с природой, а он преобразователь, а не приспособленец. Поэтому, можно описать структуру такой деятельности человека, получить законы развития и предсказать историю (как у младогегельянцев, но на основе экономической деятельности). Основные материальные отношения человека: 1. Экологические (отношения с природой); 2. Производственно–экономические. По мнению Маркса, они главные. 3. Воспроизводство человека.
Схема ключевых понятий:
i. Объект труда (пассивный элемент). ii. Орудие труда (посредник труда). iii. Инфраструктура. (то, что непосредственно не участвует в производственном процессе, но с помощью которого производственный процесс организуется лучшим образом).
i. Ремесленнический труд. Когда продукт создается от начала до конца фактически одним производителем или малым количеством людей. Источник энергии – мускульная энергия человека, иногда животных ii. Мануфактура. Разделение труда. Энергия – сила воды, ветра. Поиски новых источников энергии, которые заменяют человеческие мускулы, что облегчает труд и увеличивает производительность труда. iii. Механизация. Появление паровых машин, вытеснение человека как источника энергии. iv. Автоматизация. Человек вытесняется не только как источник энергии, но и как участник процесса. v. Роботизация. Человек не справляется с техникой на уровне контроля и передает управление роботу, а человек осуществляет вторичный контроль.
i. Первобытно общинный строй. Средства производства и продукт труда принадлежали всем. ii. Рабовладельческий. Средства производства и продукт принадлежат только небольшой части общества и рабочие принадлежат им. Рабочим выделялись некоторые части или вообще ничего, рабов вообще могли убить. iii. Феодализм – частичная собственность на средства производства. Но уже более цивилизованно, надо выделять землю, нельзя убивать крестьян. iv. Капитализм. Есть полная собственность капиталистов, заводы и фабрики, но при этом, полная свобода самого рабочего, его никто не заставляет работать. Юридически он абсолютно свободен только в силу отсутствия своих средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу. v. Прогноз: коммунистический (социалистический) строй, где будет возврат на уровень рабовладельчества, но где средства производства будет принадлежать всем и люди будут все свободны. Отрицание отрицания.
Человек начинается как человек, когда он использует орудие труда. Можно увидеть, что нет корреляции в схеме Маркса:
Поэтому, так получается, что, новый тип экономики появлялся, когда появлялся новый тип технологии производства. Но у социалистических стран нет новых технологий, зачем же тогда их называть социалистическими? Они не могут быть социалистическими, а их следует называть индустриальными или доиндустриальными или постиндустриальными. Это была статика процесса, а динамика - это законы диалектики: 1) Источник развития истории. Это Борьба классов за лучшие условия жизни. Лучшие условия жизни напрямую связаны с обладанием средств производства. 2) Механизм развития истории. Закон перехода количественных изменений в качественные. Количественные изменения – это изменения производительной силы, которые развиваются т.к. это выгодно всем слоям общества. При достижении определенного уровня производительных сил следует качественный скачок к другим экономическим отношениям, это происходит через революции. Революции – это локомотивы истории. 3) Направление развития. Закон отрицания отрицания. Развитие идет по спирали. Развитие направлено к коммунистическому обществу: «от каждого по способностям, каждому по потребностям», должен быть идеал свободы, свободное развитие каждого – это непременное условие для свободного развития всего общества. Ликвидация эксплуатации. Все общества были эксплуататорского типа кроме первобытнообщинного.
Вопрос: почему бы после коммунизма, не появится эксплуататорству? Маркс отметает это так: мы отходим от Гегелевской триады. Развитие в обществе идет на основе разных противоречий и если коммунизм решает вопрос об эксплуататорстве, то развитие пойдет по другому противоречию. Марксизм называют базисом отношений. Базис отношений между людьми. Раз есть базисные отношения, то есть и надстроечные отношения. Маркс такими видит:
Формации. Общественно экономическая формация – самые общие и важнейшие категории истории. Логика истории – логика смены общественно экономических формаций от первобытной общины к коммунизму. Какое место здесь занимает человек? По Марксу фактически никакой, т.к. свобода выступает у него как познание незыблемости законов экономики. Человек может немного ускорить или замедлить этот процесс, но изменить его не может, поэтому, он марионетка истории. В этом, считается, и есть главный методологический просчет учения Маркса. Т.к. история это абсолютно открытая система и предсказать ее трудно. Но Маркс так сделал, он так сделал, потому что перенес законы механики Ньютона на историю, но ведь другого не было J. В книге «Открытое общество и его враги» философа Карла Поппера, раскрывается методологическая несостоятельность исходных концепций Марксизма.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |