Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к изучению и методы исследования культуры




Культурные модели

 

Мы можем утверждать, что в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, кт определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму (об этом мы будем говорить, когда будем знакомиться с каждой культурой). В свою очередь модели культуры рассматриваются с точки зрения соотношения объекта и субъекта культуры. В истории мировой культуры сложились разные представления о культурных моделях.

1. Натуралистическая модель. Часть мыслителей, представляющих натуралистическое направление, признавали основополагающим в человеке природный фактор. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им (поскольку чел-к – часть природы).

Так Ж.Ж.Руссо (1712-1778) противопоставлял культуре цивилизацию. Он полагал, что цивилизация утверждает принципиально новую модель мира. Стремление к цивилизационным ценностям, по мнению Руссо, губит челка, разрушая его естественность. Поэтому задачу культуры (и в частности, образования) он видел в возвращении чел-ка и общ-ва в природное бытие. Главный тезис – «назад к природе».

2. В рационалистической модели подчеркивалась определяющая роль чел-ка в формировании объекта культуры. В рамках этой традиции исторический процесс рассматривается как процесс развития человеческого разума. И.Г.Гердер (1744-1803) – представитель немецкого Просвещения, в отличие от Руссо считал, что культура есть способ реализации человеческого гения. Именно культура дает возможность развивать духовные ценности через речь и язык. Культура есть «второе рождение»

У французских просветителей культурность понималась как синоним разумности и определялась достижениями в науке, искусстве, просвещении. Высшей формой развития рационалистическое направление достигло у Г.Гегеля (1770-1831) – выдающегося немецкого мыслителя. Его идеи о роли разума в развитии культуры называют «сверхрационалистическими». Он считал культуру характеристикой развития человеческого разума.

3. Символическая модель. На символический характер культуры указывал Лесли Уайт (1900-1975). Разработав теоретические подходы к изучению культуры, он рассматривал культуру через осмысление законов развития общ-ва. Л.Уайт подчеркивал, что культура явл-ся реальным объектом, функционирующим по определенным законам, где большая роль отведена символическим смыслам. Он считал, что развитие культурной модели в определенной степени определяется технологией и экономикой.

 

В культурологии долгое время господствовал европоцентристский подход к изучению культур. Такая точка зрения восходит к рационалистической культурной модели. Поскольку представлялось, что если Европа наиболее полно реализует рационалистическую модель, то ей должна принадлежать особая историческая миссия – указывать путь развития всем другим культурам. В общественном сознании сформировалось представление, что только европейский путь способен дать человеку и человечеству перспективу развития и процветания.

Но уже в 19 в. с его глобальными проблемами, войнами и социальными потрясениями показал несостоятельность этого утверждения. Линейный (европоцентристский) путь развития был подвергнут сомнениям в исследованиях таких мыслителей, как О.Шпенглер («Закат Европы»), Н.Я.Данилевский («Россия и Европа»), А.Тойнби («Постижение истории»)

В своих работах мыслители доказали, что европейская культура обладает противоречиями, характерными и для других культур, и поэтому она стоит в ряду других локальных культур.

Очевидно, что необходимы дальнейшие исследования культуры. При этом следует учитывать, что глубина постижения сущности культуры, ее культурного кода будет зависеть от подходов и выбранных методов.

Можно выделить следующие подходы к изучению культуры:

· Философское понимание культуры заключается в том, что культура рассматривается не просто как сумма идей или вещей, кт можно выделить, описать, а как способ существования самого чел-ка и его отношение к самому себе;

· Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на Земле. В соответствии с этим подходом любя культура, как и любой человек, уникальна и неповторима;

· Социальный подход помогает выявить специфические признаки культуры. Предполагается, что в каждом общ-ве есть некие культурологические «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим общ-вом, но они же затем и определяют развитие этого общ-ва. Таково своеобразие общественной жизни: над чел-ком часто господствует то, что рождено им самим.

 

Мы, в основном, будем придерживаться теоретического понимания, т.е. культурологических взглядов, кт близки философскому подходу.

Можно выделить следующие методы исследования культуры.

1. Эмпирический метод – изучение образа жизни, языка, морали, искусства. Маргарет Мид (1901-1978) в течение 25 лет занималась полевыми исследованиями примитивных общ-в. В рез-те она пришла к выводу о том, что культуру характеризует совокупность психологических типов людей.

2. Теоретический метод – выявление и обобщение парадигм, изучение проблемы той или иной культуры, многообразия культурных феноменов через теоретическое исследования. Бенедикт Рут (1887-1948) – американский антрополог, предложила в качестве методологического принципа «изучение культур на расстоянии», в основном по произведениям литературы и искусства.

3. Логический метод – осмысление уникальных, не поддающихся теоретическому обобщению культурных явлений. Франц Боас (1858-1942) предлагал накопление систематизированного и теоретически обобщенного этнографического материала.

Разнообразие культур определяется их своеобразием, кт зависит от внутренних, присущих только данной культуре, факторов. Понятно, что простого описание мало, требуется объяснение и понимание особенного характера каждой культуры.

Вопросы культуры рассматривают разные дисциплины. В частности, культуроведение занимается своеобразной инвентаризацией или описанием достижений той или иной культуры. Предметом исследования культурологи явл-ся общие особенности зарождения, становление, дальнейшее развитие и возможная гибель культуры. Предметом дисциплины «История мировой культуры» явл-ся процесс культурогенез, т.е. происхождения культур, и исторические сведения о возникновении культурных центров древности.

Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.