Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и многообразие культур




Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Это подтверждается многочисленными примерами. Рассмотрим проявления единства и многообразия культуры на следующих примерах:

Европейцы и китайцы, африканцы и индийцы все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, все они произошли от одних и тех же кроманьонцев, более того, все они используют одни и те же машины, компьютеры и другие блага цивилизации. Несмотря на все это, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают одинаковыми: образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни. Классический пример тому – народы Закавказья. Независимо от того, что все народы Кавказа: армяне, грузины, азербайджанцы, - живут рядом тысячелетия, культура каждого из них сохраняет свою самобытность.

Конечно, в современных условиях происходит определенная унификация, но не столько культур, сколько поведения людей. Развитие техники формирует определенный стандарт общения, но при этом японец остается японцем, узбек – узбеком, итальянец – итальянцем. Вполне возможно, что специфические особенности этнических культур даже имеют тенденцию усиливаться, не случайно сейчас говорят о своеобразном ренессансе этих культур.

Но следует учитывать и другую особенность мирового социокультурного процесса – его целостность. Цивилизационная деятельность людей делает мировую культуру целым и генетически, и исторически. Именно труд и общение выступают основными критериями культуры.

Вместе с тем следует отметить различный уровень современного состояния мировой культуры. Существуют как новейшие технологии, достижения науки и искусства, так и ее реликтовые, архаичные проявления, например, у аборигенов Новой Гвинеи, племен дебрей Амазонки.

Вместе с тем, существует культурологическая концепция, кт утверждает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Эту концепцию начал разрабатывать представитель экзистенциализма Карл Ясперс, продолжил эту теорию О.Щпенглер и А.Тойнби. К.Ясперс вводит понятие «осевое время», кт им понимается как определенный исторический этап, когда происходит своего рода духовный подъем, самосознание чел-ка. Он считал это периодом времени м/у 800 и 200 г. до н.э. тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился чел-к такого типа, какой сохранился и по сей день. Он относит эту ось ко времени ок. 500 лет до н.э., к духовному процессу, кт шел м/у 800 и 200 г. до н.э. По Ясперсу в осевое время происходит много необычайного. Почти одновременно, в течение нескольких столетий возникают новые имена и теории. Например, в Китае появились все направления философии, тогда здесь жили Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время предстал миру Будда. В Иране проповедует учение о мире Заратустра; в Палестине выступают пророки Илия, Исаия и Иеремия; в Греции – это время Гомера, Архимеда, Сократа, Платона. В эту эпоху были разработаны основные категории кт мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, т.е. происходит осознание чел-ком самого себя и всего бытия в целом. (1 таблица)

 

На основе схемы, предложенной Ясперсом, можно сделать следующие выводы:

1. осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности. Древние культуры продолжают существовать в тех своих элементах, кт восприняты новым началом.

2. то, что было создано в то время, существует и по сей день. Принято считать, что возрождение возможностей осевого времени – Ренессанс – ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу в Китае, Индии, на Западе происходит периодически.

3. в начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.