Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия «культура» и «культурология»: этимология и семантика




Этапы становления понятия культуры.

Предметы культорологии: объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объекты культурологи: культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, психология, философия и история. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам.

В становлении культурологи как области научного знания принято выделять следующие периоды:

Этнографический (1800-1860)

Эволюционистский (1860-1895)

Исторический (1895-1925)

В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий.

 

 

Понятие культура – центральное в культурологи. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со 2 пол. 18 в.

Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человеком, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной.

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, кт вызваны естественными причинами. Уже в первоначальном содержании можно выделить важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности. Например, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей 18 в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической ( направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни).

Со 2. пол. 19 в. Понятие «культура» приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общ-ва. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими понятиями как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Это понятие ввел в научный оборот Карл Маркс. Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.

В 20 в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности. Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук чел-ка, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

В общем, единого ответа, что такое культура нет. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.

Понятие «культура», - отмечается в философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей чел-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому мир культуры – это результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Можно привести в пример стихотворение Николая Заболоцкого (1903-1958):

Два мира есть у человека:

Один, кт нас творил,

Другой, кт мы от века

Творим по мере наших сил

 

Т.о. понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует без человека.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, кт была создана до него, тем самым, осваивая опыт предшественников, но одновременно он вносит свой вклад, тем самым, обогащая его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.