Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы культуры




Теории развития культуры

Остановимся на фундаментальных теориях развития культуры. В нач. 20 в. были сформулированы три теории развития западноевропейской культуры: О.Шпенглера, Альберта Швейцера (1875-1865) и Макс Вебер (1864-1920).

Немецкий философ Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что цивилизация Западной Европы обречена, поскольку она представляет собой деградацию высших духовных ценностей. По Ш., понятие «культура» и «цивилизация» общезначимы. В мировой истории он выделяет 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, Греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

М.Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену одним ценностям пришли новые и, прежде всего, универсальная рациональность.

Немецко-французский философ-гуманист, лауреат Нобелевской премии, создатель этики благоговения перед жизнью Швейцер в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их нефатальными, а спасение культуры – возможным. Мыслитель. Швейцер полагал, что культура – это не только итог деят-ти отдельных лиц, но и всего человечества во всех областях и аспектах деят-ти, достижения культуры способствуют духовному совершенствованию чел-ка и прогрессу всего общ-ва. Также известен также как музыковед и органист, занимавшийся исследованием жизни и деятельности И.С.Баха. Швейцер – протестантский теолог и миссионер, проповедовавший исходный, с его точки зрения, принцип мировоззрения – «преклонение перед жизнью», считавший эту идею основой нравственного обновления человечества.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают 3 формыэлитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональным творцам. Она включает изящное искусство, классическое искусство, классическую музыку и классическую литературу. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» явл-ся деят-ть художественного объединения художников «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющих профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия).

Еще одно название народной культуры – фольклор. Он всегда локализован, т.к. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

У массовой культуры огромное число определений, несущих в себе помимо объективной информации и сугубо личное – позитивное или отрицательное – мнение. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший ее размах начинается с сер. 20 в., когда СМИ проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку»

Сам термин - «массовая культура» - появился в 1957 г., когда в США был опубликован коллективный труд под редакцией Б. Розенберга и Д. Уайта «Массовая культура». До этого в искусствоведческом и культурологическом обиходе был другой термин – «народная культура» (popular culture). Под популярной или народной культурой понимается область культуры, которая приемлема и понятна большинству населения в любую историко-культурную эпоху, которая обладает своими эстетическими особенностями. Отсюда и выливается термин «массовая культура» - культура принадлежащая массовому обществу. Почему она стала называться так - «массовая культура», очевидно, потому что оно было более точным и в известном смысле емким, вобрало в себя элементы таких терминов как «массовая коммуникация», «массовое общество», «Народная культура».

Понятие «массовая культура» чрезвычайно широко. Сюда входит и откровенно коммерческое искусство, предназначенное для удовлетворения невзыскательного вкуса «толпы», и характерный для общества образ жизни, отличительная черта которого – лишенное здравого смысла безудержное потребительство, и хитроумные методы манипулирования индивидуальным и коллективным сознанием с помощью средств массовой информации ради явной или тщательно скрываемой политической цели, и система поточного производства «продуктов искусства», включающая в себя кинофабрики, телестудии, заводы по выпуску грампластинок.

«Массовое общество», «массовый человек» - эти понятия становятся определяющими для исследований массовой культуры первой половины 20 века, склонных видеть ее особенности в специфике социальных структур и меняющегося под влиянием новых технологий общего характера культуры. Уже в 30-е годы для изучения массовой культуры и массовых видов искусства характерна общая предпосылка, что искусство является в той или иной мере политическим.

Массовая культура – это тоже культура, точнее ее часть. И достоинства ее произведений – не в том, что они всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах (греч. Arche – начало, typos – образ, бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к любви, насилию. И этот интерес – основа успехов массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры явл-ся низведение творческой деят-ти человека к элементарному акту безмолвного потребления.

Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О.Шпенглера «Закат Европы», А.Швейцера «Культура и этика», Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», в кт массовая культура осмысливается как предельное выражение духовной несвободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.