Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декарт, спиноза, локк




Хотя и с существенными оговорками, но все же возможно утверждать, что психология Нового времени началась с провозглашения Р.Декартом в качестве критерия существования психической реальности самообосновывающегося положения: "cogito ergo sum". Выработанное Декартом направление познавательной активности сфокусировано на сомнении в достоверности того, что представляется первоначально очевидным. Процесс познания для Декарта – это процесс интеллектуальной ревизии содержания накопленного опыта и его последующей систематизации. Производя такого рода ревизию, человек, согласно Декарту, неизбежно обнаруживает в составе своего опыта положение, в достоверности которого невозможно усомниться, и, используя это положение в качестве критерия, может затем упорядочить структуру самого опыта в целом. Современные исследователи отходят от трактовки связи компонентов формулы Декарта как выражения необходимости логического следования. Например, в соответствии с перформативной интерпретацией принципа cogito "я мыслю" и "я существую" связаны не как посылка и заключение рассуждения, а как действие и результат, процесс и продукт. Принудительный характер принципа, подчеркнутый использованием термина ergo, с этой точки зрения не необходимость логического следования, а специфическое декларативное принуждение. Однако следует иметь в виду, что многообразие трактовок этого принципа не сужает спектр его методологических функций.
К числу положений, обладающих степенью достоверности, сопоставимой с очевидностью основополагающего критерия, Декарт относит утверждение о существовании души как целого. В историко–психологическом плане здесь принципиально важно отметить, что тем самым меняется по сравнению с предшествующим этапом развития психологии направление развертывания рассуждений: не из тезиса о существовании души выводятся ее свойства, а наоборот, само ее существование обосновывается из факта несомненности утверждения, в справедливости которого каждому представляется возможность убедиться лично. Иначе говоря, это и знаменует собой изменение предмета психологии. Таким предметом становится сознание.
Разработанная Декартом методология применительно к задаче построения системы психологического знания получила реализацию и развитие в двух выдающихся произведениях эпохи Нового времени: "Этике" (1675) Спинозы и "Опыте о человеческом разуме" (1690) Дж. Локка.
Так же, как и Декарт, Спиноза видел идеал науки в математике. В основе избранной им в "Этике" формы изложения лежит структура, имитирующая форму изложения, выработанную в геометрии: определения, аксиомы, теоремы (формулировки и доказательства), королларии (следствия), схолии (разъяснения). Всего в тексте "Этики" Спинозой сформулировано 259 теорем. Они распределены по пяти разделам трактата: первая часть "О Боге" – 36 теорем; вторая часть "О душе" – 49; третья часть "Об аффектах" – 59; четвертая часть "О человеческом рабстве или о силах аффектов" – 73; пятая часть "О могуществе разума или о человеческой свободе" – 42. На первый взгляд последовательность изложения, которой следует Спиноза в своем трактате, противоречит методологии Декарта. Однако, если принять во внимание содержание задачи, которую решает Спиноза: продемонстрировать (обосновать) жизненную установку, которая ведет к достижению наивозможного для человека счастья, то обнаруживается, что избранная последовательность именно и представляет собой попытку идти путем перехода от наиболее очевидного (достоверного, несомненного) к менее очевидному, но жизненно более конкретному, повседневному.
В структуре универсума Спиноза разграничивает бесконечную субстанцию (Бога, natura naturans – природу действующую, созидающую) и бесконечное множество единичных вещей natura naturata – природу страдательную, созданную). Отдельный человек состоит из тела, которое является модусом (состоянием) атрибута протяженности, и души, которая является модусом атрибута мышления. Душа в свою очередь состоит из отдельных идей, представлений (conceptus), которые могут соответствовать как конечным вещам, так и бесконечной субстанции. Человек действует, когда он совершает нечто, причиной чего он является сам, человек страдает, когда он совершает нечто или в нем происходит нечто, чего он является только частичной причиной.
В аффектах, поскольку они выступают как страдательные состояния души, человек обнаруживает свою зависимость от внешних обстоятельств. Аффекты могут свидетельствовать как об увеличении, так и об уменьшении жизнеспособности человека. Добром Спиноза называет то, что способствует повышению жизнеспособности, ему соответствует аффект радости; злом – то, что способствует понижению жизнеспособности, ему соответствует аффект печали. Радость и печаль зависят также от характера нашего познания, а оно бывает ясным или смутным. В ясном познании выражается наша сила, в смутном – наша слабость. Человек, подчиненный страстям, не властен в своих действиях. Счастье заключается в познании, направленном на созерцание Бога. В освобождении от страстей и есть достижимая для человека степень свободы.
Возможности использования текста "Этики" в дидактических целях весьма разнообразны: от ознакомления с отдельными положениями трактата и способами их обоснования до рассмотрения его в качестве примера высококогерентной (взаимосвязанной) системы утверждений. Внешним образом степень когерентности этого текста можно продемонстрировать, даже если ограничиться просто прослеживанием только тех ссылок, которые делает Спиноза по ходу обоснования выдвигаемых им положений. Структура второй части трактата "О душе" при этом выглядит следующим образом (первая цифра обозначает номер обосновываемого положения, затем указаны положения, на которые даются ссылки: первое число соответствует номеру части, второе – номеру положения, на которое дается ссылка):
1: 1.25
2
3: 2.1; 1.16; 1.35; 1.15
4: 1.30
5: 2.3; 1.25; 1.10
6: 1.10
7
8
9: 2.8; 2.6; 1.28; 2.7
10: 1.7
11: 2.10; 2.8; 1.21; 1.23
12: 2.9; 2.11
13:2.9; 2.11; 1.36
14: 2,12
15: 2.13; 2.8; 2.7
16
17: 2.12; 2.16
18: 2.17
19: 2.13; 2.9; 2.7; 2,12; 2.16; 2.17
20: 2.1; 2.3; 2.11; 2.9; 2.7
21: 2.12; 2.13
22:2.20; 2.12; 2.11; 2.21
23: 2.20; 2.19; 2.11; 2.16; 2.13; 2.22 и т.д. и т.п.

Сочинение Дж. Локка "Опыт о человеческом разуме" состоит из четырех книг. Первая книга содержит 4 главы, вторая – 33, третья – 11, четвертая – 21. Центральные понятия, которыми оперирует Локк, – опыт и идея. С точки зрения Локка индивидуальный субъект, черпая материал содержания своего опыта, в конечном счете, из внешнего мира, в то же время противостоит этому миру в качестве того, что этому миру (объекту) является внешним, хотя многие (но не все) ощущения вносят в субъект свойства объекта без искажений и изменений. До приобретения опыта сознание есть "чистая доска" (tabula rasa). Опыт слагается из идей как из своих элементарных составляющих. Существуют два источника формирования идей: внутренние механизмы сознания и внешние воздействия.
В первой книге своего тракта Локк критикует учение о врожденных идеях. Здесь обнаруживается отличие его позиции от позиции Декарта. Признавая вслед за Декартом два источника познания, Локк считает, тем не менее, что врожденных идей не существует, врожденными можно считать только законы их построения. Рефлексия помимо внешнего опыта способна порождать в головах людей такие фундаментальные идеи, как "существование", "время", "число". Во второй книге Локк излагает сенсуалистическое учение о структуре человеческого опыта. В третьей книге основное место отведено изложению представлений о природе языка, выдержанных в концептуалистическом духе. Четвертая книга посвящена анализу познавательного процесса, рассмотрению проблемы истины. Локк разграничивает три уровня (степени достоверности) познания: чувственное, демонстративное (выводное), интуитивное. В принципе истинное познание обеспечивают только идеи первичных качеств и интуитивное постижение простейших математических и логических соотношений, собственного существования. Идеи вторичных качеств, если они группируются достаточно объективно, позволяют нам различать вещи только по их номинальным сущностям. Номинальные сущности не обеспечивают глубокого проникновения в познаваемые объекты.
Обращение к обсуждению отдельных параграфов книги "Опыт о человеческом разуме" в рамках занятий по курсу методики преподавания психологии позволяет наполнить более конкретным содержанием классические оппозиции, в системе которых развивается психологическое знание: сенсуализм – рационализм, нативизм – эмпиризм, номинализм – реализм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.