Неотъемлемой стороной развития и функционирования общества является реализующийся в нем образовательно–воспитательный процесс. В его рамках происходит социализация человека; освоение им накопленной в обществе культуры, формирование спектра социальных ролей и функций, интернационализация ценностей и социальных позиций; стимулирование развития и накопление потенциалов его духовно–нравственного и профессионального творчества; формирование его как индивида, личности, субъекта, индивидуальности. В соответствии с изменением масштабов антропогогаческого воздействия и тем самым его субъектов можно разграничить следующие уровни реализации образовательно–воспитательного прогресса: социетарный – воспитательно–образовательный процесс реализуется как процесс трансляции от поколения к поколению накапливаемой в обществе культуры; субъектом воспитательного воздействия по отношению к каждому человеку выступает общество, в котором он живет; институциональный – воспитательно–образовательный процесс реализуется как процесс функционирования и эволюции учебных заведений различных типов, объединяемых в рамках этнических, государственных, конфессиональных систем образования, он дифференцируется в зависимости от используемых принципов формирования контингентов учащихся и преподавателей–воспитателей; субъектом выступает соответствующая социальная группа или институт через деятельность формируемых ими контингентов воспитателей; социально–психологический неинституциализированный – воспитание реализуется через влияние микросоциального окружения на поведение отдельного человека; субъектом выступают различного рода неформальные социальные общности, членом которых оказывается данный человек; интерперсональный – воспитание осуществляется в формах межличностного взаимодействия; субъектом оказывается конкретный человек, занимающийся воспитанием как профессиональной деятельностью или принявший на себя эту роль в силу жизненных обстоятельств; интраперсональный, внутриличностный – воспитание реализуется как самовоспитание, субъектом выступает сам человек по отношению к самому себе. Относительная автономность образовательно–воспитательной сферы по отношению к производственной, политической и другим сферам жизни общества, своеобразие действующих в ней тенденций и взаимосвязей позволяет ввести по аналогии с понятием биоценоза и наряду с представлениями об экоценозе и политоценозе представление об эдукоценозе. Введение этого термина имеет целью подчеркнуть, что в рамках образовательной сферы существует некий баланс и направленное развитие системно связанных между собой параметров, характеризующих уровень и тип ее функционирования (структура образованности населения, число учащихся в различных учебных заведениях, многообразие типов учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультационной, обслуживающей, исследовательской деятельностью, стоимость отдельных образовательных программ и проектов и т.д.). Поскольку образовательно–воспитательный процесс в целом представляется как процесс передачи от одних поколений другим накопленной в обществе культуры и поскольку он реализуется на нескольких иерархически связанных между собой уровнях, требуется рассмотреть, каким образом осуществляется проекция культуры в сферу образования, каким образом сфера образования оказывает обратное воздействие на культуру в целом, в каких формах результаты проекции культуры представлены на различных уровнях эдукоценоза, выделить преемственные линии в его развитии. Общие закономерности исторического развития образовательно–воспитательного процесса специфическим образом преломляются и конкретизируются в развитии отдельных отраслей знания. Область нашего интереса– психология. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы, ограничив себя сферой психологического знания, вместе с тем при характеристике отдельных образовательных проектов, сформировавшихся на базе психологии, продемонстрировать, как через них получают воплощение и общие тенденции, и уникальные моменты, конституирующие своеобразие их места в историческом развертывании процесса психологического образования. В трех параграфах настоящей главы, содержательное различие между которыми соответствует разнице в категориях "психология как учебный предмет", "учебный предмет", "психологическое задание", обозначена основная проблематика, подлежащая рассмотрению в рамках курса методики преподавания психологии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление