Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИСТОРИКО–ДИДАКТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ




Неотъемлемой стороной развития и функционирования общества является реализующийся в нем образовательно–воспитательный процесс. В его рамках происходит социализация человека; освоение им накопленной в обществе культуры, формирование спектра социальных ролей и функций, интернационализация ценностей и социальных позиций; стимулирование развития и накопление потенциалов его духовно–нравственного и профессионального творчества; формирование его как индивида, личности, субъекта, индивидуальности. В соответствии с изменением масштабов антропогогаческого воздействия и тем самым его субъектов можно разграничить следующие уровни реализации образовательно–воспитательного прогресса:
социетарный – воспитательно–образовательный процесс реализуется как процесс трансляции от поколения к поколению накапливаемой в обществе культуры; субъектом воспитательного воздействия по отношению к каждому человеку выступает общество, в котором он живет;
институциональный – воспитательно–образовательный процесс реализуется как процесс функционирования и эволюции учебных заведений различных типов, объединяемых в рамках этнических, государственных, конфессиональных систем образования, он дифференцируется в зависимости от используемых принципов формирования контингентов учащихся и преподавателей–воспитателей; субъектом выступает соответствующая социальная группа или институт через деятельность формируемых ими контингентов воспитателей;
социально–психологический неинституциализированный – воспитание реализуется через влияние микросоциального окружения на поведение отдельного человека; субъектом выступают различного рода неформальные социальные общности, членом которых оказывается данный человек;
интерперсональный – воспитание осуществляется в формах межличностного взаимодействия; субъектом оказывается конкретный человек, занимающийся воспитанием как профессиональной деятельностью или принявший на себя эту роль в силу жизненных обстоятельств;
интраперсональный, внутриличностный – воспитание реализуется как самовоспитание, субъектом выступает сам человек по отношению к самому себе.
Относительная автономность образовательно–воспитательной сферы по отношению к производственной, политической и другим сферам жизни общества, своеобразие действующих в ней тенденций и взаимосвязей позволяет ввести по аналогии с понятием биоценоза и наряду с представлениями об экоценозе и политоценозе представление об эдукоценозе. Введение этого термина имеет целью подчеркнуть, что в рамках образовательной сферы существует некий баланс и направленное развитие системно связанных между собой параметров, характеризующих уровень и тип ее функционирования (структура образованности населения, число учащихся в различных учебных заведениях, многообразие типов учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультационной, обслуживающей, исследовательской деятельностью, стоимость отдельных образовательных программ и проектов и т.д.).
Поскольку образовательно–воспитательный процесс в целом представляется как процесс передачи от одних поколений другим накопленной в обществе культуры и поскольку он реализуется на нескольких иерархически связанных между собой уровнях, требуется рассмотреть, каким образом осуществляется проекция культуры в сферу образования, каким образом сфера образования оказывает обратное воздействие на культуру в целом, в каких формах результаты проекции культуры представлены на различных уровнях эдукоценоза, выделить преемственные линии в его развитии.
Общие закономерности исторического развития образовательно–воспитательного процесса специфическим образом преломляются и конкретизируются в развитии отдельных отраслей знания. Область нашего интереса– психология. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы, ограничив себя сферой психологического знания, вместе с тем при характеристике отдельных образовательных проектов, сформировавшихся на базе психологии, продемонстрировать, как через них получают воплощение и общие тенденции, и уникальные моменты, конституирующие своеобразие их места в историческом развертывании процесса психологического образования.
В трех параграфах настоящей главы, содержательное различие между которыми соответствует разнице в категориях "психология как учебный предмет", "учебный предмет", "психологическое задание", обозначена основная проблематика, подлежащая рассмотрению в рамках курса методики преподавания психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.