КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия. XVIII - середина XIX вв
Первое ощущение связи звука с предметом, который его произвел, это ощущение связи голоса матери с нею самой. Мать является тем первым и чистым средством, которое использует природа в великой задаче развития ее ребенка. Она выступает здесь как посредница между природой и ребенком. Таким образом, ее поведение при руководстве первыми впечатлениями ребенка, которые доходят до его сознания через его пять чувств, оказываются решающими в том, получит ли ребенок правильное первоначальное развитие ума и чувств или же с самого начала окажется запущенным.
Связь звуков с предметным миром, со словом… Поэтому как только ребенок научится связывать голос матери с нею самой, круг его познаний начинает все более расширяться: он постепенно начинает понимать связь птичьего пения с птицей, лая с собакой, жужжания с веретеном. Ребенок начинает устанавливать связь всякого происходящего в кругу его чувственного опыта действия — шевеления, хождения, падения, стука и т. д. — с теми предметами, которые ходят, падают и стучат. Так в ребенке развивается через чувство слуха общее понятие каждого типа звука как такового, т. е. того определенного и особенного, что присуще шуршанию, воркованию, разговору, пению (4, т. 2, с. 456 — 458). В дальнейшем ребенок должен научиться узнавать и применять в качестве выражения своего самосознания и впечатлений своих органов чувств словесные знаки, которыми люди выражают осознанные ими результаты их внутреннего созерцания, а также впечатления, которые сознание получает от внешнего мира. Он должен научиться понимать не только связь между звоном колокола и самим колоколом, но и связь слова колокол с предметом, называемым колоколом, связь слова звон со звуком, называемым звоном.
Вопросы развития речи у детей в наследии Песталоцци: - значение речи в общем развитии человека и, в частности, его познавательных способностей, его сознания; - последовательность развития речи у маленького ребенка, его доречевое развитие, роль слухового восприятия и «опознание звуков» (фонематического слуха) в формировании звучной речи, средства развития слухового восприятия; - необходимость обучения ребенка речи, когда, как и в какой последовательности необходимо его обучать речи; - роль упражнений в обучении правильной речи; - закономерности в овладении ребенком речью, роль сенсорного воспитания и речевой окружающей среды в развитии детской речи. Песталоцци определяет цель и значение языка, средства и формы обучения языку маленьких детей.
Задания для самостоятельной работы 1. Сравните в основных чертах педагогические системы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. 2. Определите, какое место в этих педагогических системах отводилось вопросам формирования правильной речи у детей. Каких конкретно вопросов названные авторы касались? Приведите примеры. Найдите сходства и различия с педагогическими идеями Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.
XVIII век в нашей стране, так же как и в других странах Европы, в основном был периодом быстрого развития. Это было связано, с одной стороны, с правлением преобразователя Петра I, а с другой — с влиянием идей Великой Французской революции, проникавших в Россию.
Петр I много внимания уделял вопросам здравоохранения и вопросам воспитания подрастающего поколения.
Дома' для «зазорных» младенцев. В 1706 г. архиерей Иов на монастырские доходы образовал три больницы на реке Волхов, гостиницу для прохожих и «дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Для этого дома был выделен целый монастырь в Колмове. В 1714 г. у Иова было уже десять странноприимниц, пятнадцать нищепитательниц или больниц и домик для подкидышей. В Указе от 16/1 1712 г. Петр I писал: «По всем губерниям учинить шпиталеты для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от незаконных жен рождены, по примеру новгородского архиерея».
В Указе от 4 ноября 1715 г. говорится: «...избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают [37] в разные места, отчего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, коих рождают, умертвляются. И для того объявить указ, чтобы таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили вышеозначенным госпиталям и клали тайно в окно, дабы приношенных было не видно»1. По указу Петра некоторые из монастырей были специально выделены для приема всех сирот и подкидышей. Так, например, Андреевский монастырь был, по существу, превращен в воспитательный дом. Здесь даже было училище, куда «зазорных детей» переводили с семи лет. В Москве при Новодевичьем монастыре числилось 252 беспризорных младенца.
Петром I был издан ряд подобных указов, которые в большинстве не были осуществлены при его жизни, но они интересны, как формирующие назревшую в то время потребность и воспитательных домах. Реализация этого начинания выпала на долю Бецкого, в период правления Екатерины II.
Воспитание дворянской молодежи. Петр много внимания уделял общественному воспитанию дворянской молодежи. В многочисленных указах, артикулах, уставах и пр. неизменно содержатся санитарно-педагогические наставления и назидания. Характерным образцом такого типа наставления является, например, следующая выдержка из выпущенного в 1717 г. руководства для молодых дворян: « Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранные от разных авторов, повелением царского величества ». «...14. Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь себе ногти, да не явятся оные якобы бархатом обшитые. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, не хватай первым блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало; не сопи, егда яси. Первый не пий, будь воздержан, избегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай; когда тебе пить, не утирай рта, губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи кости, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одного рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь что перед тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли; над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чещи; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтобы притом не вытекло, и ешь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий, меж тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов; около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и выполощи рот».
Здесь же есть указания о том, как должен молодой дворянин держать себя в разговоре со старшими: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо...»
Период конца XVIII — начала XIX вв. характеризуется в России, с одной стороны, все усиливающимся процессом разложения крепостнического строя, развитием самосознания народа в связи с Отечественной войной 1812 года, вооруженным выступлением декабристов в 1825 году. С другой — постепенным развитием и утверждением самобытной культуры и науки в России. Это время связано с именами Лобачевского, Пирогова, Глинки, Кипринского, Мочалова, Щепкина, Пушкина, Гоголя и многих других наших выдающихся соотечественников. В это время в России развивается общественно-педагогическая мысль (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, несколько позднее — Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). Многие русские просветители, педагоги, писатели, общественные деятели уделяли значительное внимание вопросам воспитания подрастающего поколения, проблемам сохранения здоровья и борьбы с болезнями. Среди них: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Изучение литературного наследия русских мыслителей XVIII — XIX вв. позволяет обнаружить особенности их взглядов на разные проблемы воспитания и обучения детей. В их числе немалое место занимают и проблемы правильного формирования и развития речи у детей.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |