КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание он определяет как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности
Значение труда. Одной из основных задач воспитания он считал так же подготовку человека к жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, жизни». Воспитание лишь тогда может быть процессом подготовки к жизни, если оно дает истинные знания о действительности, на основе которых развиваются и совершенствуются силы ребенка. Одним из основных положений педагогической системы Ушинского является мысль, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. По мнению Ушинского, труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования и, во-вторых, он представляет собой источник физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Отсюда труд — основной фактор и средство воспитания. Значение и роль языка. Родной язык, по Ушинскому, лучшее выражение народности. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина» (10, т. 1, с. 557).
Есть язык – есть народ, нация. В глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Одно поколение народа сменяет другое, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более!» (10, т. 2, с. 557).
Воспитательная роль языка по Ушинскому. В педагогической системе Ушинского изучение родного языка и обучение ему детей занимает одно из ведущих мест. Язык можно назвать наставником и учителем человека. «Являясь... полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений»... (10, т. 2, с. 558). Все, что видели, испытали, перечувствовали и передумали бесчисленные количества предков, передается ребенку через обучение его родному языку. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» (10, т. 2, с. 558).
Ребенок – частица языковой творческой силы народа. Ребенок, отмечает Ушинский, в пять или шесть лет говорит уже бойко и правильно на своем родном языке. Но это не только потому, что у него хорошая память: никакой памяти не хватило бы для того, чтобы затвердить все слова, все возможные сочетания этих слов и все их видоизменения. Язык, созданный народом, развивает у ребенка особое чутье. Благодаря этому чутью ребенок подмечает необычайно тонкое различие между двумя сходными словами. Услышав новое для него слово, ребенок по большей части начинает правильно склонять его, спрягать и соединять с другими словами. «...Могло ли бы это быть, если бы ребенок, усваивая родной язык, не усваивал частицы той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык?»
Родное слово — это «великий народный педагог ». Ребенок, усваивая родной язык, при этом усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. И усваивает все это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в двадцать лет прилежного и методического учения.
Наблюдения Ушинского над языками и народами. Характеризуя связь духа народа с его речью, Ушинский делает интересное, своеобразное сравнительное наблюдение разных народов и их языков: - «Легкая, щебечущая, острая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылек, речь француза; - тяжелая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца; - ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо идущая к делу, практическая речь британца; - певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца; - бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим ее чувством и изредка развиваемая громкими всплесками речь славянина» (10, т. 2, с. 561). Вот почему, по мнению Ушинского, лучшее и верное средство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык.
Физиологический подход к речи. Ушинский пишет, что в разнообразии движений, вызывающих речь человека, принимает участие « очень сложная система нервов и мускулов». Он называет нервы, участвующие в речи: тройничный, личной (лицевой), блуждающий, подъязычный и др. - ветвь тройничного нерва управляет движениями нижней челюсти не только при жевании, но и при произношении слов. При парезе этого нерва движения челюсти нарушаются. - подъязычный нерв снабжает двигательными волокнами все мышцы языка. Отсюда понятно важное значение этого нерва в образовании звуков речи. - язык принимает важное участие в речи, но кроме него в этом акте принимают участие мышцы и лица, и нижней челюсти, с одной стороны, а с другой — мышцы гортани и управляющие движениями легких (10, т. 9, с.144— 146).
О происхождении языка. Касаясь вопросов происхождения языка в филогенезе, он отмечает, что слово могло появиться только в определенной социальной среде. «Человек, выросший в одиночку, останется немым, как зверь», который может выражать определенными звуками только чувство боли, голода (10, т. 10, с. 119). Способность к членораздельным звукам, по мнению Ушинского, — это незначительное преимущество человека перед животными. Главное — это самонаблюдение, самосознание. Животные не имеют способности самонаблюдения, иначе они бы создали язык.
Первые слова человечества. Первоначальный материал языку, по его мнению, дали рефлексы чувства, которые были не только мимические, но и фонетические, то есть мимико-звуковые. Первые слова были немногочисленны и должны были выражать или чувства, или звук природы, и сопровождаться жестикуляцией, мимикой. Это были еще не части речи, а скорее междометия или корни слов, из которых в дальнейшем могли образоваться и глаголы, и прилагательные, и существительные. Части речи смогли образоваться тогда, когда понадобилось выразить различные отношения говорящего или слушающего к предмету.
Ребенок усваивает уже готовый, прежде него созданный язык. «У шестилетнего ребенка уже гораздо более слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих чувств и мыслей» (10, т. 10, с. 122). Другими словами, в силу особой подражательности ребенок овладевает языком взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Поэтому множество слов, употребляемых ребенком еще не сделалось его духовным достоянием.
Мышление и речь. Мышление, по мнению Ушинского, связано с речью, поэтому необходимо, чтобы обучение было направлено на развитие внутренней и внешней речи, на развитие мыслительных способностей и их проявлений — суждений. «Нам трудно себе представить мышление без слов, как трудно зрячему представить работу воображения у слепых... Мышление в полном человеческом смысле слова совершается только в словах, и слово является главным средством человеческого развития» (10, т. 10, с. 79 — 80). Уже в первых словах младенца: «мама, няня, да, дай, больно» — и так далее заключаются, по мнению Ушинского, для дитяти не отдельные слова, а целые предложения, выражающие или чувства, или желания, а в зародыше и целую мысль (10, т. 7, с. 261).
Звуковой аналитико-синтетический метод Ушинского. В предлагаемом им методе обучения чтению и письму определяется последовательность: - от звука к его изображению на письме, - освоение буквенного изображения — от элементов букв к их полному написанию. Здесь предусматриваются соответствующие упражнения для глаз и руки, развитие речевого и фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза. И сходным началом должна быть работа над звуками речи. Определяя преимущества звукового метода, он пишет: «Достоинства его состоят в том, что он чрезвычайно рационален, учит сначала детей различать звуки, а потом изображать их, что он переходит со строгой последовательностью от легкого к трудному, развивает в детях внимание, дает детям возможность самостоятельных занятий с первых же уроков и тем позволяет учителю заниматься разом с «несколькими классами» (11, т. 2, с. 303-304).
В главных чертах вышеназванный метод содержит следующие задачи: 1) «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв» (другими словами, здесь делается опора на зрительный анализатор, зрительная фиксация и запоминание буквы, обозначающей определенный звук устной речи, совершенствуется мелкая моторика пальцев руки, образуется двигательный навык начертания элементов букв); 2) «приучить слух дитяти к отыскиванию отдельного звука в слове» (то есть развитие фонематического слуха); 3) «приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков» (то есть развитие артикуляционной моторики, формирование чистого звукопроизношения); 4) «приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих» (то есть развитие речевого и звукового анализа); 5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представленные в уме, произносимые, писаные и печатные» (т. е. звукобуквенный анализ, чтение и письмо) (11, т. 2, с. 305).
Роль наставника в обучении ребенка родному языку: 1) добиться овладения ребенком духовным богатством родного языка, 2) исправить у него многообразные недостатки речи, 3) обучить грамматически правильному построению фраз, речи.
Роль систематических упражнений в развитии речи. Развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны отвечать следующим требованиям: они должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, быть устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.
Формирование навыка. Развитие устной и письменной речи у ребенка Ушинский рассматривает как формирование навыка. «В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки при письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося» (И, т. 1, с. 277). В результате длительных систематических упражнений процесс чтения и письма у ребенка постепенно «приобретает характер полусознательного или вовсе бессознательного рефлекса». Когда чтение и письмо превратились для ребенка в привычку, в безусловный рефлекс, «только тогда освобождающиеся мало-помалу силы сознания и воли дитяти могут быть употреблены на приобретение новых, высших знаний и навыков» (11, т. 1, с. 278).
Следует ли воспитаннику объяснять пользу или вред той или иной его привычки - или только требовать от пего исполнения тех правил, которые нужны для ее укрепления? Вопрос этот, по мнению Ушинского, должен решаться различно в зависимости от возраста и развития воспитанника. «Конечно, лучше, чтобы воспитанник, сознав разумность правила, собственным своим сознанием и волей помог воспитателю; но многие привычки должны быть укореняемы или искореняемы в детях такого возраста, когда объяснить им пользу или вредность привычки еще невозможно. В этом возрасте дитя должно руководствоваться безусловным повиновением воспитателю» (11, т. 1, с. 284).
Ушинский о наглядности. В работе над развитием устной и письменной речи Ушинский рекомендует использовать конкретный, наглядный материал, развивающий мыслительную способность детей и их знания об окружающем мире. Сочетание слова с наглядностью помогает усваивать смысл слова и речи в целом. При этом важное значение должно быть уделено занимательности, интересности занятия. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным—вот задача первоначального обучения» (11, т. 2, с. 277).
Ушинский о пустоговорении. Ушинский к числу недостатков речи относил не только неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря и фразовой речи, но и излишне гладкое пустоговорение. Он указывал на то, что «действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет никакой надобности развивать в детях, а напротив, надобно подавлять...» (10, т. 7, с. 245). Действительно хорошая речь только та, которая должна выразить, что необходимо, не более и не менее того. «Всякие упражнения речи, не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее» (там же).
Тренировка в произношении фраз. Обращая внимание на возможные неправильности речи у детей, КД. Ушинский рекомендует в каждом классе выделять по десять — пятнадцать минут на то, «чтобы приучить учеников к особенно ясному, отчетливому слогораздельному произношению каких-либо небольших, вполне ими осознанных фраз; причем должно наблюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано... Причем учителю часто придется бороться с дурным произношением учеников, которое по большей части является причиной и дурного правописания» (11, т. 2, с. 34). В специальной педагогик е (воспитание и обучение аномальных детей) как части общей педагогики находят свое место и получают дальнейшее развитие многие мысли и рекомендации его педагогической системы.
Широта охвата педагогических проблем, попытки рассмотреть процесс воспитания и обучения детей с материалистических позиций физиологии и психологии позволяют с полным основанием называть Ушинского не только «патриархом русской педагогики», но и считать одним из основоположников специальной педагогики как науки о воспитании и обучении аномальных детей.
Задания для самостоятельной работы 1. Покажите своеобразие взглядов М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского на вопросы формирования правильной речи у детей. Приведите конкретные примеры. Найдите в них сходства и различие. Сравните с педагогическими взглядами Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Р. Песталоцци.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |