Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание он определяет как целеустремленный, сознательный про­цесс формирования гармонически развитой личности




Значение труда.

Одной из основных задач воспитания он считал так же подготовку человека к жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, жизни». Воспитание лишь тогда может быть процессом подго­товки к жизни, если оно дает истинные знания о дей­ствительности, на основе которых развиваются и со­вершенствуются силы ребенка. Одним из основных положений педагогической системы Ушинского является мысль, что человек фор­мируется и развивается в трудовой деятельности. По мнению Ушинского, труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования и, во-вто­рых, он представляет собой источник физического, умственного и нравственного совершенствования че­ловека. Отсюда труд — основной фактор и средство воспитания.

Значение и роль языка.

Родной язык, по Ушинскому, лучшее выражение народности. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающий­ся цвет всей его духовной жизни, начинающийся дале­ко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина» (10, т. 1, с. 557).

 

Есть язык – есть народ, нация.

В глубинах на­родного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни на­рода. Одно поколение народа сменяет другое, но ре­зультаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более!» (10, т. 2, с. 557).

 

Воспитательная роль языка по Ушинскому.

В педагогической системе Ушинского изучение родного языка и обучение ему детей занимает одно из ведущих мест. Язык можно назвать наставником и учителем человека. «Являясь... полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни наро­да, язык в то же время является величайшим народ­ным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовав­ших ему поколений»... (10, т. 2, с. 558).

Все, что видели, испытали, перечувствовали и пе­редумали бесчисленные количества предков, переда­ется ребенку через обучение его родному языку. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая род­ной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» (10, т. 2, с. 558).

 

Ребенок – частица языковой творческой силы народа.

Ребенок, отмечает Ушинский, в пять или шесть лет говорит уже бойко и правильно на своем родном языке. Но это не только потому, что у него хорошая память: никакой памяти не хватило бы для того, чтобы затвер­дить все слова, все возможные сочетания этих слов и все их видоизменения. Язык, созданный народом, раз­вивает у ребенка особое чутье. Благодаря этому чутью ребенок подмечает необычайно тонкое различие меж­ду двумя сходными словами. Услышав новое для него слово, ребенок по большей части начинает правильно склонять его, спрягать и соединять с другими словами. «...Могло ли бы это быть, если бы ребенок, усваивая родной язык, не усваивал частицы той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык

 

Родное слово — это «великий народный педагог ».

Ребенок, усваивая род­ной язык, при этом усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множе­ство понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. И усваивает все это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в двадцать лет прилежного и мето­дического учения.

 

Наблюдения Ушинского над языками и народами.

Характеризуя связь духа народа с его речью, Ушинский делает интересное, своеобразное сравни­тельное наблюдение разных народов и их языков:

- «Легкая, щебечущая, острая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылек, речь француза;

- тя­желая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рас­считанная речь немца;

- ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо идущая к делу, прак­тическая речь британца;

- певучая, сверкающая, игра­ющая красками, образная речь итальянца;

- бесконеч­но льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим ее чувством и изредка развиваемая громкими всплеска­ми речь славянина» (10, т. 2, с. 561).

Вот почему, по мнению Ушинского, лучшее и верное средство про­никнуть в характер народа — это усвоить его язык.

 

Физиологический подход к речи.

Ушинский пишет, что в разнообразии дви­жений, вызывающих речь человека, принимает учас­тие « очень сложная система нервов и мускулов». Он называет нервы, участвующие в речи: тройничный, личной (лицевой), блуждающий, подъязычный и др.

- ветвь тройничного нерва управляет движе­ниями нижней челюсти не только при жевании, но и при произношении слов. При парезе этого нерва дви­жения челюсти нарушаются.

- подъязычный нерв снаб­жает двигательными волокнами все мышцы языка. Отсюда понятно важное значение этого нерва в обра­зовании звуков речи.

- язык принимает важное участие в речи, но кроме него в этом акте принимают участие мышцы и лица, и ниж­ней челюсти, с одной стороны, а с другой — мышцы гортани и управляющие движениями легких (10, т. 9, с.144— 146).

 

О происхождении языка.

Касаясь вопросов происхождения языка в фило­генезе, он отмечает, что слово могло появиться только в определенной социальной среде. «Человек, выросший в одиночку, останется немым, как зверь», который может выражать определенными звуками только чув­ство боли, голода (10, т. 10, с. 119).

Способность к членораздельным звукам, по мне­нию Ушинского, — это незначительное преимущество человека перед животными. Главное — это самонаблю­дение, самосознание. Животные не имеют способнос­ти самонаблюдения, иначе они бы создали язык.

 

Первые слова человечества.

Первоначальный материал языку, по его мнению, дали рефлексы чувства, которые были не только мими­ческие, но и фонетические, то есть мимико-звуковые. Первые слова были немногочисленны и должны были выражать или чувства, или звук природы, и сопровож­даться жестикуляцией, мимикой. Это были еще не части речи, а скорее междометия или корни слов, из которых в дальнейшем могли образоваться и глаголы, и прилагательные, и существительные. Части речи смогли образоваться тогда, когда пона­добилось выразить различные отношения говорящего или слушающего к предмету.

 

Ребенок усваивает уже готовый, прежде него со­зданный язык. «У шестилетнего ребенка уже гораздо более слов и обо­ротов для выражения чувств и мыслей, чем самих чувств и мыслей» (10, т. 10, с. 122). Другими словами, в силу особой подражательности ребенок овладевает языком взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Поэтому множество слов, употребляемых ребенком еще не сделалось его духовным достоянием.

 

Мышление и речь.

Мышление, по мнению Ушинского, связано с речью, поэтому необходимо, чтобы обучение было направлено на развитие внутренней и внешней речи, на развитие мыслительных способнос­тей и их проявлений — суждений. «Нам трудно себе представить мышление без слов, как трудно зрячему представить работу воображения у слепых... Мышле­ние в полном человеческом смысле слова совершается только в словах, и слово является главным средством человеческого развития» (10, т. 10, с. 79 — 80).

Уже в первых словах младенца: «мама, няня, да, дай, больно» — и так далее заключаются, по мнению Ушинского, для дитяти не отдельные слова, а целые предложения, выражающие или чувства, или желания, а в зародыше и целую мысль (10, т. 7, с. 261).

 

Звуковой аналитико-синтетический метод Ушинского.

В предлагаемом им методе обучения чтению и письму определяется последовательность:

- от звука к его изоб­ражению на письме,

- освоение буквенного изображе­нияот элементов букв к их полному написанию.

Здесь предусматриваются соответствующие упражнения для глаз и руки, развитие речевого и фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза.

И с­ходным началом должна быть работа над звуками речи. Опреде­ляя преимущества звукового метода, он пишет: «Дос­тоинства его состоят в том, что он чрезвычайно раци­онален, учит сначала детей различать звуки, а потом изображать их, что он переходит со строгой последо­вательностью от легкого к трудному, развивает в де­тях внимание, дает детям возможность самостоятель­ных занятий с первых же уроков и тем позволяет учителю заниматься разом с «несколькими классами» (11, т. 2, с. 303-304).

 

В главных чертах вышеназванный метод содержит следующие задачи:

1) «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв» (другими словами, здесь делается опора на зрительный анализатор, зрительная фиксация и за­поминание буквы, обозначающей определенный звук устной речи, совершенствуется мелкая мото­рика пальцев руки, образуется двигательный на­вык начертания элементов букв);

2) «приучить слух дитяти к отыскиванию отдельного звука в слове» (то есть развитие фонематического слуха);

3) «приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков» (то есть развитие артикуляционной мотори­ки, формирование чистого звукопроизношения);

4) «приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих» (то есть разви­тие речевого и звукового анализа);

5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представлен­ные в уме, произносимые, писаные и печатные» (т. е. звукобуквенный анализ, чтение и письмо) (11, т. 2, с. 305).

 

Роль наставника в обучении ребенка род­ному языку:

1) добиться овладения ребенком духовным богатством родного языка,

2) исправить у него многообразные недостатки речи,

3) обучить грамматически правильному построению фраз, речи.

 

Роль систематических упражнений в развитии речи.

Развитие речи может осуществляться только в деятель­ности, только в упражнениях, которые должны отве­чать следующим требованиям: они должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, быть устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

 

Формирование навыка. Развитие устной и письменной речи у ребенка Ушинский рассматривает как формирование навыка. «В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки при письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренив­шегося» (И, т. 1, с. 277).

В результате дли­тельных систематических упражнений процесс чтения и письма у ребенка постепенно «приобретает характер полусознательного или вовсе бессознательного рефлекса». Когда чтение и письмо превратились для ребенка в привычку, в безусловный рефлекс, «только тогда освобождающие­ся мало-помалу силы сознания и воли дитяти могут быть употреблены на приобретение новых, высших знаний и навыков» (11, т. 1, с. 278).

 

Следует ли воспитаннику объяснять пользу или вред той или иной его привычки -

или только тре­бовать от пего исполнения тех правил, которые нужны для ее укрепления? Вопрос этот, по мнению Ушинско­го, должен решаться различно в зависимости от возра­ста и развития воспитанника. «Конечно, лучше, чтобы воспитанник, сознав разумность правила, собственным своим сознанием и волей помог воспитателю; но мно­гие привычки должны быть укореняемы или искоре­няемы в детях такого возраста, когда объяснить им пользу или вредность привычки еще невозможно. В этом возрасте дитя должно руководствоваться безус­ловным повиновением воспитателю» (11, т. 1, с. 284).

 

Ушинский о наглядности.

В работе над развитием устной и письменной речи Ушинский рекомендует использовать конкретный, на­глядный материал, развивающий мыслительную спо­собность детей и их знания об окружающем мире. Сочетание слова с наглядностью помогает усваивать смысл слова и речи в целом. При этом важное значе­ние должно быть уделено занимательности, интересности занятия. «Сделать серьезное занятие для ребен­ка занимательным—вот задача первоначального обу­чения» (11, т. 2, с. 277).

 

Ушинский о пустоговорении.

Ушинский к числу недостатков речи от­носил не только неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря и фразовой речи, но и излиш­не гладкое пустоговорение. Он указывал на то, что «действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действитель­ного содержания, нет никакой надобности развивать в детях, а напротив, надобно подавлять...» (10, т. 7, с. 245). Действительно хорошая речь только та, которая долж­на выразить, что необходимо, не более и не менее того. «Всякие упражнения речи, не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее» (там же).

 

Тренировка в произношении фраз.

Обращая внимание на возможные неправильнос­ти речи у детей, КД. Ушинский рекомендует в каждом классе выделять по десять — пятнадцать минут на то, «чтобы приучить учеников к особенно ясному, отчет­ливому слогораздельному произношению каких-либо небольших, вполне ими осознанных фраз; причем дол­жно наблюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано... При­чем учителю часто придется бороться с дурным произ­ношением учеников, которое по большей части являет­ся причиной и дурного правописания» (11, т. 2, с. 34).

В специальной педагогик е (воспитание и обучение аномальных детей) как части общей педагогики находят свое место и получают даль­нейшее развитие многие мысли и рекомендации его педагогической системы.

 

Широта охвата педагогических проблем, попытки рассмотреть процесс воспитания и обучения детей с материалистических позиций физиологии и психоло­гии позволяют с полным основанием называть Ушин­ского не только «патриархом русской педагогики», но и считать одним из основоположников специальной педагогики как науки о воспитании и обучении ано­мальных детей.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите своеобразие взглядов М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского на вопросы формирования правильной речи у детей. Приведите конкретные примеры. Найдите в них сходства и различие. Сравните с педагогическими взглядами Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Р. Песталоцци.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.