Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей




Основоположников зарубежной и отечественной педагогики

Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах

В отдельных трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики XVI —XIX вв. отражаются своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы развития и воспитания правиль­ной речи у детей. В этот период создается довольно целостная научно обоснованная система знаний по формированию правильной речи у ребенка (воспри­нимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), разрабатываются приемы и последовательность обу­чения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на воз­можные недостатки детской речи.

 

Правильная речь в лингвопедагогике.

В этот период сформировались лингвопедагогические представления о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в разви­тии разных видов и сторон детской речи.

Затем на этой основе выстраивались, соответственно, первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педагогических методиках ее исправления (перевоспитания и специального обучения).

Т.е. накопление лингво-педагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило предпосылкой выделе­ния логопедии – специальной педагогической науки, разрабатывающей вопросы изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

 

Круг вопросов в трудах классиков педагогики:

- общие сведения о языке (его значения для человека и общества, развития язы­ка);

- роль речи в развитии ребенка;

- последовательно­сть развития детской речи;

- необходимые предпосыл­ки образования устной речи (слуховое внимание, про­износительные возможности);

- составные компоненты устной речи (звук, слово, фраза, выразительные сред­ства);

- письменная речь (чтение и письмо);

- правиль­ная речь детей и возможные ее недостатки;

 

Значение языка для человека и общества

В сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Ра­дищева, в частности, утверждается мысль, что разум и речь — это то, что прежде всего отличает человека от животных. Не будь слова, «едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням» (Ломоносов).

Коменский «солью жизни» называл разум, дей­ствие, речь.

В языке, по мнению Песталоцци, отрази­лись результаты человеческого прогресса, и потому он называл язык «необъятным искусством» и «совокуп­ностью всех искусств», которыми овладел род челове­ческий.

Ломоносов видел зависимость «блаженства рода человеческого» от слова, которое он называл «способствователем и основой развития общества». Благодаря слову человек получил возможность объединяться в общества, строить города, ополчаться против врага, передавать мысли друг другу и т. д.

В свою очередь, Радищев подчеркивал зависимость совершенствования самого человека от слова. «Язык есть творец всего, что в человеке есть изящно», — пи­сал он. И, развивая мысль Ломоносова, называл речь «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого». Поэтому не случайно Радищев создает удивленно-восторженный гимн слову, в кото­ром удивляется той обыкновенности и простоте обра­зования у человека звуков речи и восторгается той всеобъемлющей силе и значению, которые они приоб­ретают в жизни человека и человечества.

Ушинский впервые подметил другую сторону род­ного языка, а именно его народность. Он писал, что «в языке одухотворяется весь народ и вся его роди­на». Называл родной язык «лучшим выражением» народа. Поэтому считал, что лучшее и верное сред­ство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык. Связь языка с народом, по его мнению, настоль­ко велика, что «когда исчезает народный язык,— на­рода нет более».

 

Развитие языка

К.Д. Ушинский

наиболее системно выразил свои взгляды на этот вопрос в своих трудах. В возникнове­нии языка в человеческом обществе первостепенную роль, по его мнению, сыграло самонаблюдение чело­века. Только обращая внимание на свой мыслительный процесс, человек смог создать отвлеченное понятие и вместе с ним слово. Ушинский писал, что если человек хочет выразить другому человеку, что у него происхо­дит на душе, то он должен обратить внимание на сам процесс, происходящий в его душе, и найти соответ­ствующие знаки и звуки, чтобы его понял слушатель. Из этого стремления и рождаются слова языка, «явля­ется потребность обобщения явлений, а вместе с тем и самое обобщение, то есть понятие и его представи­тель — слово». Самонаблюдение, свойственное только душе человека, Ушинский называл «психическим ис­точником речи». Способность к членораздельным звукам он считал незначительным преимуществом человека перед жи­вотными. Главным же является самонаблюдение, са­мосознание человека. Животные не имеют способно­сти к самонаблюдению, иначе бы они создали язык. Вторым фактором «психического источника языка» является наличие определенной социальной среды. «Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь», который может выражать определенными зву­ками только чувство боли, голода.

Первоначальный материал языку дали рефлексы чувства, которые были, по мнению Ушинского, не толь­ко мимические, но и фонетические, то есть мимико-звуковые. Их, видимо, можно считать первыми слова­ми, которые были немногочисленны и должны были выражать чувства или звук природы и сопровождать­ся жестикуляцией, мимикой. Это были не части речи, а скорее междометия или корни слов, из которых в дальнейшем могли образоваться слова — части речи.

Части речи смогли образоваться тогда, когда пона­добилось выразить различное отношение говорящего и слушающего к предмету. Важный шаг был сделан в развитии языка, когда появились прилагательные, то есть когда человек оторвал качество от предмета, кото­рый еще не имел определенного названия. Из прила­гательных, по мнению Ушинского, образовались суще­ствительные и глаголы, когда понадобилось обозначить предмет и явление и их совершаемость во времени. Сочетания слов потребовали предлогов и союзов. Ког­да же в процессе самонаблюдения человек получил возможность анализировать процесс формирования суждений, тогда началась грамматика, которую Ушин­ский определяет как науку, «очеловечивающую чело­века». «Грамматика имеет ту способность, — писал он, — вследствие которой человек является человеком между животными».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.