КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Николаевич Радищев
В предисловии к «Российской грамматике» М.В. Ломоносов пишет о значении речи, слова, анализирует человеческий голос, описывает артикуляционный аппарат и способы образования гласных и согласных звуков.
Главные изменения голоса. Говоря о том, из чего состоит человеческая речь, о ее своеобразии, он обращает внимание, прежде всего на главные изменения голоса человека: - «выходка» характеризуется высотой голоса и его понижением, - «напряжение» — громкостью и тихостью, - «протяжение» — долготою и краткостью. - «о бразование», по его мнению, состоит в «отменах» (изменениях) голоса, которое от повышения, напряжения, протяжения не зависит. Такие изменения замечаются в сиповатом, звонком, «тупом» и других разных голосах. «Отмена» их столь многочисленна, что из великого множества знакомых людей мы каждого узнаем по голосу. К «образованию» принадлежит и выговор человека, голос которого отличается от различных звуков и криков разных животных (5, с. 395 — 398).
Устройство органов речи. Касаясь «выговора и неразделимых частей человеческого слова»[38], Ломоносов пишет о столь «хитро устроенных» органах речи человека, о чем «невозможно и помыслить без удивления». Устроенными для выговора органами речи являются: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположенными близ нее частями, т. е. с язычком и «со скважинами в ноздри». В зависимости от движения органов речи Ломоносов различает звуки (и соответствующие им буквы) гласные и согласные.
- Буква и звук «а». Причем всем народам и каждому человеку, по его мнению, легче произносить звук «простым отверстием рта, который обозначается буквой «а» (поэтому не удивительно, что она ставится у всех известных пародов в начале азбуки). - Разные положения рта (расширение, стеснение, округление и протяжение) производят разные «отмены», которые изображаются гласными е, и, о, у и другими (5, с. 399).
Гласные тонкие (острые) и тупые. Ломоносов различает гласные тонкие, или острые, и дибелые, или тупые. Причем первые возникают от «удара» воздуха в переднюю часть рта - ближе к губам, вторые - во внутреннюю, ближе к гортани. К тонким относятся: я, и, е, ю. К дибелым относятся: а, э, ы, о, у. Согласные звуки. Согласные звуки образуются от расположения или движения частей: - от расположения зависит произношение звуков: в, ф, ж, з, с, ш, ч, х. Движение может быть двояко: это ударения, или трясения: - ударением производятся: б, г, д, к, л, м, н, п, т, ц, ч; - трясением — р (5, с. 399-401).
Ломоносов о правилах речи. Большую значимость М.В. Ломоносов придавал обязательным упражнениям, вырабатывающим правильную и красивую речь. Желающий быть подлинным ритором «в приличном слову произношении должен часто упражняться» и соблюдать ряд правил: - Сила голоса. К числу таких правил он относит управление силой голоса. «Слово произносить должно голосом чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть не очень кричным или весьма низким... не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться» (5, с. 77 — 79). (ср. в радиоэфире один из совр. дикторов); - Интонация. Красивая речь требует правильной интонации и необходимой выразительности. «... Неприлично произносить одним тоном без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно и голос. В вопрошениях, в восклицаниях и в других сильных фигурах подлежит оный возносить с некоторым отрывом и стремлением. В истолковании и нежных фигурах должно говорить ровнее и несколько пониже; радостную, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном» (5, с. 78). Ломоносов указывает на необходимость сознательного управления голосом; - О паузах, темпе речи. Каждый период необходимо произносить отдельно от прочих. «Части его, разделенные двоеточиями и запятыми, отделять малою переменою голоса и едва чувствительною остановкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишно не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, несколько складов не говоря, пропустить. Не надобно очень спешить или излишнюю протяжность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно» (5, с. 78).
Жестикуляция и речевое поведение говорящего. Когда ритор использует обыкновенные слова, не отражающие страстей человеческих, необходимо стоять прямо, без лишних движений. Когда же доказывают сильными доводами, речь свою украшают «стремительными и нежными фигурами», тогда оправданны движения «руками, очами, головою и плечьми». Перед почтенной публикой необходимо выступать весьма умеренно (как в жестикуляции, так и в самой речи), «а особливо не должно много руками размахивать, но лучше стоять прямо, тихо и благочинно» (5, с. 78 — 79).
Красота речи. Красота речи, считает М.В. Ломоносов, заключается «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного»: - первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому произношению («штилю») способствует прилежное изучение правил грамматики. - великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц». - силе слова помогает «старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают» (т. е. под наблюдением опытных учителей). «Кто хочет говорить красно, — пишет Ломоносов, — тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей» (5, с. 236-237).
Итог. - В своих трудах Ломоносов пишет о значении речи в целом для человеческого общества и для отдельного человека в частности. - Определяет, из чего состоит человеческая речь и ее своеобразие. - Говорит о выговоре, об органах речи, об образовании различных звуков в зависимости от разного положения органов речи. - Утверждает необходимость специальных упражнений для выработки красивой, содержательной речи. В частности, он считает обязательным часто упражняться в управлении силой голоса, следить за выразительной интонацией, разумным использованием речевых пауз, умеренностью темпа речи, целесообразностью применения жестикуляции и речевым поведением выступающего в целом. - Красивая речь зависит от изучения человеком языка, частых упражнений, подражания правильным образцам, контроля и руководства знающих красоту русского языка людей.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - писатель, философ-материалист. А.Н. Радищев доказывал, что характер человека определяется прежде всего общественными условиями и что в формировании человека большая роль принадлежит воспитанию. Радищев рассматривал процесс развития умственных сил ребенка в тесной связи с его физическим развитием, подчеркивал единство развития и мышления. Отвергая теорию изолированного воспитания детей на лоне природы, вдали от общества (Руссо, Бецкой и др.), он справедливо утверждал, что человек, как существо общественное, должен жить не индивидуальными, а общественными интересами, что в нем следует с малых лет развивать общественные интересы и наклонности.
Вопросы просвещения и воспитания наиболее полно освещены к основном труде Радищева « Путешествие из Петербурга в Москву » (1770 г.) и в философском трактате « О человеке, его смертности и бессмертии » (1792-1796 гг.).
А.Н. Радищев огромное значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Речь — одно из основных преимуществ, которое имеет человек перед животным миром. «Он един в природе велеречив, все другие живые собратья его немы. Он един имеет нужные для речи органы. «Кто б помыслил, — пишет Радищев, что столь малейшее орудие, язык, есть творец всего, что в человеке есть изящно» (7, с. 352 — 353).
В своем философском трактате « О человеке, его смертности и бессмертии» он создает настоящий гимн слову, речи. Он пишет здесь о том, что ничто для нас не является столь обыкновенным и столь простым, как речь наша, и ничто не является для нас столь удивительным, столь чудесным, как наша речь. Если мы подумаем, что звук, то есть движение воздуха, «изображает и то, что глаз видит, и то, что язык вкушает, и обоняет нос, и что слышит ухо, и все осязания тела, и все наши чувствования, страсти и мысли, что звук сей не токмо может изразить все сказанное, всякую мысль, но что звук, сам в себе ничего не значащий, может возбуждать мысли и мысленно представить картину всего чувствуемого, то... сие совсем показалось бы нелепым, невозможным» (7, с. 430). Если рассмотреть внимательнее назначение речи, можно увидеть, что «время, пространство, твердость, образ, цвет, все качества тел, движения, жизнь, все деяния, словом, все... преобразуем в малое движение воздуха..., весь мир заключен в малой частице воздуха, на устах наших зыблющегося. О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет нечрезмерно...» (7, с. 430). «... Кто воззвал род человеческий к общежитию из лесов и дебрей, в них бы скиталися, аки звери дубровни, и не были бы человеки? Кто устроил их союз? Кто дал им правление, законы? Кто научил гнушаться порока и добродетель сотворил любезною? Речь, слово; без него онемелая наша чувствительность, мысленность остановившаяся пребыли бы недействующи, полумертвы, как семя, как зерно, содержащие в себе древо величайшее»... (7, с. 430). «... Едва человек изрек слово единое, — пишет далее А.Н. Радищев, — и образ вещи превратил в звук, - как... среди густейшая мгла ниспадает мрак и темнота, очи его зрят ясность, уши слышат благогласие, чувственность вся дрожит, мысль действует, и се уже может он постигать, что истинно, что ложно... Се слабое изображение чудес, речию произведенных» (7, с. 431).
Говоря о развитии речи, Радищев писал, что человек «зачинается во чреве жены», в нем растет, дозревает до девяти месяцев и появляется на свет уже «снабженный всеми органами чувств, глагола и разума», которые дальнейшее усовершенствование достигают постепенно с возрастом ребенка. С развитием ребенка развивается его память. И язык его, произносивший до того «неявственные звуки», начинает произносить слова. С того времени как ребенок начинает говорить, «развержение» его умственных сил становится все приметнее, ибо ребенок может изъявлять все, что чувствует, что желает, то есть все, что до этого мог обнаруживать только криком и слезами (7, с. 368 — 369).
При воспитании ребенка и его речи имеют существенное влияние окружающая природа, люди и вещи, но «начальным способствователем рода человеческого» Радищев считал человеческую речь (7, с. 430).
Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869) Владимир Федорович Одоевский - общественный деятель, разносторонний мыслитель, выдающийся педагог. Им написан ряд интересных книг для детей. В своих педагогических сочинениях он выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров постепенно вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания им уделено созданию метода развивающих бесед.
Написанное Одоевским руководство по воспитанию детей « Наука до науки. Книжка дедушки Иринея » (псевдоним Одоевского), над которой писатель работал всю жизнь, состоит из двух частей: одна для наставника, другая для ребенка. В книге для наставника содержится 482 вопроса, в книге для воспитанника — ответы на эти вопросы. Четкие, ясные и логически связанные, эти ответы представляют в целом рассказ о том или ином предмете. В.Ф. Одоевский разработал вопрос о путях и средствах развития и умственного воспитания детей с раннего возраста. Умственное воспитание ребенка, по его мнению, начинается, когда он входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта. Полученные таким образом знания должны быть расширены и дополнены посредством бесед (разговоров) с детьми, чтением книг.
«Предметные» беседы с детьми. Задача таких бесед с ребенком заключается в том, чтобы «пробудить от сна его умственные силы и направить их на какой-нибудь определенный предмет» (8, с. 80). Первоначально это вопросы ребенку о том, что находится у него непрестанно перед глазами. Вопросы эти имеют целью: сосредоточить внимание ребенка на каком-либо предмете; заметить качества или признаки предмета и его отличие от другого; обозначить место, где находится предмет; показать главные видимые части в предмете; осознать время, в котором находится предмет; его причину или источник возникновения, цель и назначение; назвать предмет его настоящим именем.
Беседы – развитие мышления. Следующей задачей ставится — приучить ребенка на понятных ему предметах к «правильному последованию мыслей». Главнейшей целью таких бесед Одоевский ставит «не столько сообщить ребенку новые понятия, сколько приучить ребенка к отчетливости и последовательности мыслей» (8, с. 81 —82). Развить ясность детских представлений, умение логически и последовательно мыслить — вот основная задача воспитания. Развитие памяти в этом случае дело второстепенное. Он против механического заучивания наизусть, «зубрежки» каких-либо фраз, так как память и без этого «весьма сильна в детях». «Ребенку, одаренному памятью, — пишет он, — ничего не стоит выучить полкниги наизусть, и он своими ответами может обмануть самый зоркий и опытный глаз. Спросите его — он отвечает скоро и речисто, но предложите ему тот же вопрос с другой стороны и даже другими словами — и вы увидите, что он равно ничего не понимает из того, что говорит » (8, с. 84).
Речь воспитателя. Одоевский много внимания уделяет речи самого воспитателя, беседующего с ребенком. «Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Как бы ни были обширны познания наставницы, как бы ни были прекрасны чувства и понятия, которые она желает внушить детям, все это останется бесплодным или принесет даже более вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, который может быть внятен и убедителен для ребенка» (9, с. 171). Одоевский указывал, что «живое слово», обращенное к ребенку, должно быть согрето «неподдельным одушевлением» и «приноровлено к детским понятиям». Простая, выразительная и доступная пониманию ребенка речь воспитателя, по его мнению, сильно и благотворно действует на внутренние чувства ребенка.
Понимает ли ребенок сказанные ему слова? Мало добиться того, чтобы ребенок слушал воспитателя. Как он слушает, понимает ли сказанные ему слова, возбуждают ли они в нем чувства или определенные понятия - эти вопросы должен ставить воспитатель перед собой, чтобы соединить процессы слушания и мышления у ребенка и чтобы слова воспитателя «помогали правильности этого последнего процесса» (9, с. 173). Одоевский предупреждает воспитателя о трудности говорить с детьми так, чтобы они правильно понимали его. Причиной тому то, что «смысл слов так шаток, значение, которое им придают так произвольно», что даже взрослые не всегда хорошо понимают друг друга. «Малейшей неточности и сбивчивости выражения бывает довольно для того, чтобы ввести человека в важное заблуждение и дать ему понятие, совершенно противоположное тому, какое мы хотели дать. Как же должно быть трудно ребенку понимать речь взрослых людей... Для того чтобы быть в состоянии понимать речи взрослых людей, ребенку необходимо пройти прежде бесчисленное множество ступеней, которые отделяют его понятие от понятий взрослых. Заставить его перескочить разом эту лестницу невозможно; заставить его подняться по ней без посторонней помощи также нельзя. Поэтому взрослый, говоря с ребенком, должен прежде всего спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, и потом уже должен вести его вверх постепенно и осторожно, соразмеряя свои шаги с шагом ребенка. Вы пропустили одну ступень, и ребенок не может за вами следовать; пропустили одно звено в цепи детских понятий, и ребенок вас не понял». Исходя из выше сказанного, Одоевский рекомендует в разговорах с детьми использовать понятные для них обороты речи, выражения, совершенно отличные от тех, которыми привыкли говорить между собой взрослые. Первое условие этого — говорить как можно проще. Чтобы научиться этому нужно внимательно вслушиваться в детские речи, которые употребляют дети, «придавая им только более правильности» (9, с. 174). Чтобы уметь отвечать просто и ясно на вопросы детей, воспитателю необходимо иметь ясные понятия, по крайней мере «о тех предметах, которые у нас беспрестанно перед глазами и под рукой», знать предметы и явления природы и т. д.
Немалое значение в разговорах с детьми имеет краткость выражения. «Дети не терпят излишней длинноты и растянутости выражения». Причем краткость выражения не должна вредить ясности. «Простота, точность, краткость выражения — вот главные условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми». При этом Одоевский предостерегает воспитателя от сухого и холодного тона. Дети не терпят сухости и холодности изложения; они требуют языка живого, они хотят, чтобы рассказ был не только проникнут мыслью, но и вместе с тем согрет чувством». Нужно также, чтобы каждое слово, сказанное ребенку, было вполне искренне, правдиво, чтобы слова воспитателя отражали его мысль, убеждение, «а не говорились так только, по правилу и ради наставления детям». Воспитатель должен добиваться, чтобы дети ценили и уважали каждое его слово. «Слово есть вещь святая» (9, с. 175-177).
Одоевский рекомендует не сразу отвечать на поставленный вопрос, а путем встречных и наводящих вопросов добиваться, чтобы он нашел ответ «посредством собственного размышления и соображения». Трудно заставить ребенка насильно думать о каком-либо предмете, поэтому нужно возбудить в нем желание этого и указать нужный путь его мыслям; нужно учить его правильно и постепенно переходить от понятия к понятию, указывать в предмете то, на что следует обратить внимание.
В своих педагогических советах Одоевский касается также требований к ответам детей. В частности, он говорит о нежелательности и вредности торопить детей при ответах, «пусть лучше ребенок отвечает медленно, но правильно, обдуманно, нежели скоро, но ошибочно». Одоевский замечает и обращает внимание воспитателей на то, что «дети говорят обычно неясно и сбивчиво; они торопятся передать свою мысль как-нибудь, нимало не заботясь о точности и правильности выражения». Следовательно, воспитатель, зная это, обязан приучать детей «давать своими вопросами и ответами более точности и правильности». Это необходимо, по мнению Одоевского, для того чтобы разъяснить детям их собственные понятия, и для того «чтобы научить их выражаться внятно для других».
Особое внимание Одоевский обращает на правильную постановку вопросов для детей, что помогает на учить их правильно отвечать. Вопросы «нужно располагать таким образом, чтобы ребенок не мог ответить каким-нибудь одним словом, а должен бы был непременно для ясности смысла сказать в ответ целую правильную фразу, составленную по большей части из слов, заключавшихся в вопросе, «но расположенных в форме ответа» (9, с. 178— 180).
Полезно заставлять детей рассказывать что-либо друг другу или воспитателю. Если же ребенок говорит неправильно, Одоевский рекомендует не поправлять его сразу, а попробовать задавать ему такие вопросы, «которые бы могли навести на выражение более ясное, определительное», что несомненно приведет к самостоятельному нахождению ошибок в собственной речи и ребенок сам себя поправит.
Заслуга В.Ф. Одоевского заключается прежде всего в том, что: 1. в созданном «методе развивающих бесед» он предусматривает необходимость развивать ясность детских представлений о предметах, умение логически и последовательно мыслить, «пробуждать от сна умственные силы ребенка с раннего детства»; 2. определяет роль слова в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. При этом он конкретно определяет необходимые качества: - речи самого воспитателя (доступность для понимания, выразительность, эмоциональность, внятность, убедительность, последовательность); - ответов воспитателя на вопросы детей (ясные, полные, без небрежности или рассеянности, четкие, простые, краткие, чтобы предупредить болтливость, с последовательным усложнением форм и оборотов речи, рекомендует отвечать вопросами на вопросы детей, дабы навести их на самостоятельные ответы); - задаваемых вопросов детям (простота и ясность вопросов, «но не настолько, чтобы ребенку не над чем было подумать»); - ответов детей на вопросы воспитателя (неторопливость, обдуманность, последовательность, точность, правильность, внятность, ясность, полные фразы и т. д.). У В.Ф. Одоевского мы впервые находим четко высказанную мысль о требованиях к речи взрослых как необходимом и обязательном условии воспитания правильной речи у детей. Только в таком единстве требований к речевому общению воспитателя и ребенка оно становится обучающим фактором в развитии мышления и речи последнего.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870)
Жизнь и деятельность Константина Дмитриевича Ушинского проходили в сложный период истории России. Это был период кризиса крепостнического строя, демократического подъема общественного движения и отмены крепостного права. Это были годы распространения освободительных идей, формирования и укрепления революционно-демократического направления в русском освободительном движении. Уже современники отмечали, что труды Ушинского произвели переворот в русской педагогике и называли его «отцом русской педагогики», «патриархом русской педагогики», а также его еще называли «учителем русских учителей» и «отцом народной школы».
К.Д. Ушинский впервые объединил в педагогике усилия и достижения антропологических наук, осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, раскрыл зависимость прогресса педагогики от познания закономерностей развития человека, предпринял первую попытку выявления и систематизации этих закономерностей, указал неисчерпаемые возможности воспитания как осознанного и целенаправленного управления многосложными и многосторонними фактами развития личности. Философский подход к педагогике. Его педагогические труды в значительной степени являются трактатами философского характера, в которых такие мировоззренческие вопросы как, например, что такое мир, материя, душа, общество, цель и назначение человека, истина, религия и др., рассматривались не только в плане педагогической науки, но вместе с тем и с точки зрения философии. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов философии, физиологии, психологии, она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Он считал: «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Он требовал прежде всего построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В этом отношении его идеи перекликаются с прогрессивными взглядами Коменского, Руссо, Дидро, Гельвеция, Радищева, Ломоносова, Добролюбова и других реформаторов в области воспитания и обучения детей.
Необходимость знания психических процессов. Большое значение придавал знанию таких психических процессов, как память, сознание, воля, эмоции, внимание. О внимании он писал: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Он различал активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) внимание. Считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем. О памяти. Если внимание является «дверью», через которую внешние впечатления попадают в наше сознание, то память сохраняет то, что было воспринято в прошлом. При этом Ушинский указывал на необходимость заучивания, частого повторения, предупреждающего забывание, для укрепления у воспитанника памяти и уверенности в своих знаниях.
Дидактические принципы Ушинского. Принципы посильности и последовательности в обучении ребенка важны в построении процесса обучения. Сознательность и активность ребенка – ведущие дидактические принципы. Причем сознательность и активность неотделимы друг от друга: активность — это форма, в которой существует сознательное обучение учащегося. Принцип прочности и наглядности в изучении материала.
К.Д. Ушинский считал, что обучение может быть успешным при соблюдении трех условий: - если оно будет связано с жизнью, - если будет построено в соответствии с природой ребенка, - если преподавание ведется на родном языке.
Идея народности воспитания и педагогики - является руководящей идеей педагогической системы Ушинского. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Принцип народности в педагогике он строит на двух положениях: 1) русская педагогика должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические общественно-политические и культурно-просветительные интересы; 2) русская педагогика должна быть самобытной.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |