Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Николаевич Радищев




В предисловии к «Российской грамматике» М.В. Ло­моносов пишет о значении речи, слова, анализирует человеческий голос, описывает артикуляционный ап­парат и способы образования гласных и согласных звуков.

 

Главные изменения голоса.

Говоря о том, из чего состоит человеческая речь, о ее своеобразии, он обращает внимание, прежде всего на главные изменения голоса человека:

- «выходка» ха­рактеризуется высотой голоса и его понижением,

- «на­пряжение» — громкостью и тихостью,

- «протяже­ние» — долготою и краткостью.

- «о бразование», по его мнению, состоит в «отменах» (изменениях) голоса, которое от повышения, напряжения, протяжения не зависит. Такие изменения замечаются в сиповатом, звонком, «тупом» и других разных голосах. «Отмена» их столь многочисленна, что из великого множества знакомых людей мы каждого узнаем по голосу. К «об­разованию» принадлежит и выговор человека, голос которого отличается от различных звуков и криков разных животных (5, с. 395 — 398).

 

Устройство органов речи.

Касаясь «выговора и неразделимых частей чело­веческого слова»[38], Ломоносов пишет о столь «хитро устроенных» органах речи человека, о чем «невозмож­но и помыслить без удивления».

Устроенными для выговора органами речи являются: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположенными близ нее частями, т. е. с язычком и «со скважинами в ноздри».

В зависи­мости от движения органов речи Ломоносов различает звуки (и соответствующие им буквы) гласные и соглас­ные.

 

- Буква и звук «а». Причем всем народам и каждому человеку, по его мнению, легче произносить звук «простым отверстием рта, который обозначается буквой «а» (поэтому не уди­вительно, что она ставится у всех известных пародов в начале азбуки).

- Разные положения рта (расширение, стеснение, округление и протяжение) производят разные «отме­ны», которые изображаются гласными е, и, о, у и дру­гими (5, с. 399).

 

Гласные тонкие (острые) и тупые.

Ломоносов различает гласные тонкие, или острые, и дибелые, или тупые. Причем первые возникают от «удара» воздуха в переднюю часть рта - ближе к гу­бам, вторые - во внутреннюю, ближе к гортани. К тонким относятся: я, и, е, ю. К дибелым относятся: а, э, ы, о, у.

Согласные звуки.

Согласные звуки образуются от расположения или движения частей:

- от расположения зависит произно­шение звуков: в, ф, ж, з, с, ш, ч, х.

Движение может быть двояко: это ударения, или трясения:

- ударением произ­водятся: б, г, д, к, л, м, н, п, т, ц, ч;

- трясениемр (5, с. 399-401).

 

Ломоносов о правилах речи.

Большую значимость М.В. Ломоносов придавал обязательным упражнениям, вырабатывающим пра­вильную и красивую речь. Желающий быть подлин­ным ритором «в приличном слову произношении дол­жен часто упражняться» и соблюдать ряд правил:

- Сила голоса. К числу таких правил он относит управление си­лой голоса. «Слово произносить должно голосом чис­тым, непрерывным, не грубым, средним, то есть не очень кричным или весьма низким... не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опус­каться» (5, с. 77 — 79). (ср. в радиоэфире один из совр. дикторов);

- Интонация. Красивая речь требует правильной интонации и необходимой выразительности. «... Неприлично произ­носить одним тоном без всякого повышения или пони­жения, но, как произносимый разум требует, умерен­но повышать и понижать должно и голос. В вопроше­ниях, в восклицаниях и в других сильных фигурах подлежит оный возносить с некоторым отрывом и стремлением. В истолковании и нежных фигурах дол­жно говорить ровнее и несколько пониже; радостную, высокую великолепным и гордым, сердитую произно­сить гневным тоном» (5, с. 78). Ломоносов указывает на необходимость сознательного управления голосом;

- О паузах, темпе речи. Каждый период необ­ходимо произносить отдельно от прочих. «Части его, разделенные двоето­чиями и запятыми, отделять малою переменою голоса и едва чувствительною остановкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишно не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристой­ном месте остановиться или, несколько складов не говоря, пропустить. Не надобно очень спешить или излишнюю протяжность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от дру­гого скучно» (5, с. 78).

 

Жестикуляция и речевое поведение говорящего.

Когда ритор использует обыкновенные сло­ва, не отражающие страстей человеческих, необходи­мо стоять прямо, без лишних движений. Когда же до­казывают сильными доводами, речь свою украшают «стремительными и нежными фигурами», тогда оправ­данны движения «руками, очами, головою и плечьми». Перед почтенной публикой необходимо выступать весь­ма умеренно (как в жестикуляции, так и в самой речи), «а особливо не должно много руками размахивать, но лучше стоять прямо, тихо и благочинно» (5, с. 78 — 79).

 

Красота речи.

Красота речи, считает М.В. Ломоносов, заключает­ся «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного»:

- первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому произношению («шти­лю») способствует прилежное изучение правил грам­матики.

- великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц».

- силе слова помогает «старание о чистом выговоре при лю­дях, которые красоту языка знают и наблюдают» (т. е. под наблюдением опытных учителей). «Кто хочет гово­рить красно, — пишет Ломоносов, — тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей» (5, с. 236-237).

 

Итог.

- В своих трудах Ломоносов пишет о значении речи в целом для человеческого общества и для отдельно­го человека в частности.

- Определяет, из чего состоит человеческая речь и ее своеобразие.

- Говорит о выго­воре, об органах речи, об образовании различных зву­ков в зависимости от разного положения органов речи.

- Утверждает необходимость специальных уп­ражнений для выработки красивой, содержательной речи. В ча­стности, он считает обязательным часто упражняться в управлении силой голоса, следить за выразительной интонацией, разумным использованием речевых пауз, умеренностью темпа речи, целесообразностью приме­нения жестикуляции и речевым поведением выступа­ющего в целом.

- Красивая речь зависит от изучения человеком языка, частых упражнений, подражания правильным образцам, контроля и руководства знающих красоту русского языка людей.

 

 

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - писатель, философ-материалист.

А.Н. Радищев доказывал, что характер человека определяется прежде всего общественными условиями и что в формировании человека большая роль принадлежит воспитанию. Радищев рассматри­вал процесс развития умственных сил ребенка в тес­ной связи с его физическим развитием, подчеркивал единство развития и мышления.

Отвергая теорию изолированного воспитания де­тей на лоне природы, вдали от общества (Руссо, Бец­кой и др.), он справедливо утверждал, что человек, как существо общественное, должен жить не индивидуаль­ными, а общественными интересами, что в нем следу­ет с малых лет развивать общественные интересы и наклонности.

 

Вопросы просвещения и воспитания наиболее пол­но освещены к основном труде Радищева « Путешествие из Петербурга в Москву » (1770 г.) и в философском трактате « О человеке, его смертности и бессмертии » (1792-1796 гг.).

 

А.Н. Радищев огромное значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Речь — одно из основных преимуществ, которое имеет человек перед животным миром. «Он един в природе велеречив, все другие живые собратья его немы. Он един имеет нужные для речи органы. «Кто б помыслил, — пишет Радищев, что столь малейшее ору­дие, язык, есть творец всего, что в человеке есть изящ­но» (7, с. 352 — 353).

 

 

В своем философском трактате « О человеке, его смертности и бессмертии» он создает настоящий гимн слову, речи. Он пишет здесь о том, что ничто для нас не является столь обыкновенным и столь простым, как речь наша, и ничто не является для нас столь удиви­тельным, столь чудесным, как наша речь.

Если мы подумаем, что звук, то есть движение воздуха, «изоб­ражает и то, что глаз видит, и то, что язык вкушает, и обоняет нос, и что слышит ухо, и все осязания тела, и все наши чувствования, страсти и мысли, что звук сей не токмо может изразить все сказанное, всякую мысль, но что звук, сам в себе ничего не значащий, может возбуждать мысли и мысленно представить карти­ну всего чувствуемого, то... сие совсем показалось бы нелепым, невозможным» (7, с. 430).

Если рассмотреть внимательнее назначение речи, можно увидеть, что «время, пространство, твердость, образ, цвет, все качества тел, движения, жизнь, все деяния, словом, все... преобразуем в малое движение воздуха..., весь мир заключен в малой частице воздуха, на устах наших зыблющегося. О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет нечрезмерно...» (7, с. 430).

«... Кто воззвал род человеческий к общежитию из лесов и дебрей, в них бы скиталися, аки звери дубровни, и не были бы человеки? Кто устроил их союз? Кто дал им правление, законы? Кто научил гнушаться по­рока и добродетель сотворил любезною? Речь, слово; без него онемелая наша чувствительность, мысленность остановившаяся пребыли бы недействующи, полумертвы, как семя, как зерно, содержащие в себе древо величайшее»... (7, с. 430).

«... Едва человек изрек слово единое, — пишет да­лее А.Н. Радищев, — и образ вещи превратил в звук, - как... среди густейшая мгла нис­падает мрак и темнота, очи его зрят ясность, уши слы­шат благогласие, чувственность вся дрожит, мысль действует, и се уже может он постигать, что истинно, что ложно... Се слабое изображение чудес, речию про­изведенных» (7, с. 431).

 

Говоря о развитии речи, Радищев писал, что чело­век «зачинается во чреве жены», в нем растет, дозре­вает до девяти месяцев и появляется на свет уже «снаб­женный всеми органами чувств, глагола и разума», которые дальнейшее усовершенствование достигают постепенно с возрастом ребенка. С развитием ребенка развивается его память. И язык его, произносивший до того «неявственные звуки», начинает произносить сло­ва. С того времени как ребенок начинает говорить, «развержение» его умственных сил становится все приметнее, ибо ребенок может изъявлять все, что чув­ствует, что желает, то есть все, что до этого мог обна­руживать только криком и слезами (7, с. 368 — 369).

 

При воспитании ребенка и его речи имеют суще­ственное влияние окружающая природа, люди и вещи, но «начальным способствователем рода человеческо­го» Радищев считал человечес­кую речь (7, с. 430).

 

 

Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)

Владимир Федорович Одоевский - общественный деятель, разносторонний мысли­тель, выдающийся педагог. Им написан ряд интерес­ных книг для детей.

В своих педагогических сочинениях он выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой осно­ве путем бесед и разговоров постепенно вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребен­ка. Много внимания им уделено созданию метода раз­вивающих бесед.

 

Написанное Одоевским руководство по воспита­нию детей « Наука до науки. Книжка дедушки Иринея » (псевдоним Одоевского), над которой писатель рабо­тал всю жизнь, состоит из двух частей: одна для на­ставника, другая для ребенка. В книге для наставника содержится 482 вопроса, в книге для воспитанника — ответы на эти вопросы. Четкие, ясные и логически связанные, эти ответы представляют в целом рассказ о том или ином предмете.

В.Ф. Одоевский разработал вопрос о путях и сред­ствах развития и умственного воспитания детей с ран­него возраста. Умственное воспитание ребенка, по его мнению, начинается, когда он входит в соприкосновение с ок­ружающим миром, знакомится с ним в процессе лич­ного опыта. Полученные таким образом знания долж­ны быть расширены и дополнены посредством бесед (разговоров) с детьми, чтением книг.

 

«Предметные» беседы с детьми.

Задача таких бесед с ребенком заключается в том, чтобы «пробудить от сна его умственные силы и на­править их на какой-нибудь определенный предмет» (8, с. 80). Первоначально это вопросы ребенку о том, что находится у него непрестанно перед глазами. Вопросы эти имеют целью: сосредоточить внимание ребенка на каком-либо предмете; заметить качества или признаки предмета и его отличие от другого; обозначить место, где находится предмет; показать главные видимые ча­сти в предмете; осознать время, в котором находится предмет; его причину или источник возникновения, цель и назначение; назвать предмет его настоящим именем.

 

Беседы – развитие мышления.

Следующей задачей ставится — приучить ребенка на понятных ему предметах к «правильному последованию мыслей». Главнейшей целью таких бесед Одо­евский ставит «не столько сообщить ребенку новые понятия, сколько приучить ребенка к отчетливости и последовательности мыслей» (8, с. 81 —82).

Развить ясность детских представлений, умение логически и последовательно мыслить — вот основная задача воспитания. Развитие памяти в этом случае дело второстепенное. Он про­тив механического заучивания наизусть, «зубрежки» каких-либо фраз, так как память и без этого «весьма сильна в детях».

«Ребенку, одаренному памятью, — пишет он, — ничего не стоит выучить полкниги наизусть, и он сво­ими ответами может обмануть самый зоркий и опыт­ный глаз. Спросите его — он отвечает скоро и речисто, но предложите ему тот же вопрос с другой стороны и даже другими словами — и вы увидите, что он равно ничего не понимает из того, что говорит » (8, с. 84).

 

Речь воспитателя.

Одоевский много внимания уделяет речи самого воспитателя, беседу­ющего с ребенком. «Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Как бы ни были обширны познания наставницы, как бы ни были пре­красны чувства и понятия, которые она желает вну­шить детям, все это останется бесплодным или прине­сет даже более вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, который может быть внятен и убедителен для ребенка» (9, с. 171). Одоевский указывал, что «живое слово», обращен­ное к ребенку, должно быть согрето «неподдельным одушевлением» и «приноровлено к детским понятиям». Простая, выразительная и доступная пониманию ре­бенка речь воспитателя, по его мнению, сильно и бла­готворно действует на внутренние чувства ребенка.

 

Понимает ли ребенок сказанные ему слова?

Мало добиться того, что­бы ребенок слушал воспитателя. Как он слушает, по­нимает ли сказанные ему слова, возбуждают ли они в нем чувства или определенные понятия - эти вопро­сы должен ставить воспитатель перед собой, чтобы соединить процессы слушания и мышления у ребенка и чтобы слова воспитателя «помогали правильности этого последнего процесса» (9, с. 173).

Одоевский предупреждает воспитателя о трудно­сти говорить с детьми так, чтобы они правильно пони­мали его. Причиной тому то, что «смысл слов так ша­ток, значение, которое им придают так произвольно», что даже взрослые не всегда хорошо понимают друг друга. «Малейшей неточности и сбивчивости выраже­ния бывает довольно для того, чтобы ввести человека в важное заблуждение и дать ему понятие, совершен­но противоположное тому, какое мы хотели дать. Как же должно быть трудно ребенку понимать речь взрос­лых людей... Для того чтобы быть в состоянии пони­мать речи взрослых людей, ребенку необходимо прой­ти прежде бесчисленное множество ступеней, которые отделяют его понятие от понятий взрослых. Заставить его перескочить разом эту лестницу невозможно; за­ставить его подняться по ней без посторонней помощи также нельзя. Поэтому взрослый, говоря с ребенком, должен прежде всего спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, и потом уже должен вести его вверх постепенно и осторожно, со­размеряя свои шаги с шагом ребенка. Вы пропустили одну ступень, и ребенок не может за вами следовать; пропустили одно звено в цепи детских понятий, и ре­бенок вас не понял».

Исходя из выше сказанного, Одоевский рекомен­дует в разговорах с детьми использовать понятные для них обороты речи, выражения, совершенно отличные от тех, которыми привыкли говорить между собой взрослые. Первое условие этого — говорить как мож­но проще. Чтобы научиться этому нужно внимательно вслушиваться в детские речи, которые употребляют дети, «придавая им только более правильности» (9, с. 174).

Чтобы уметь отвечать просто и ясно на вопросы детей, воспитателю необходимо иметь ясные понятия, по крайней мере «о тех предметах, которые у нас бес­престанно перед глазами и под рукой», знать предме­ты и явления природы и т. д.

 

Немалое значение в разговорах с детьми имеет краткость выражения. «Дети не терпят излишней длин­ноты и растянутости выражения». Причем краткость выражения не должна вредить ясности. «Простота, точность, краткость выражения — вот главные усло­вия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми».

При этом Одоевский предостерегает воспитателя от сухого и холодного тона. Дети не терпят сухости и холодности изложения; они требуют языка живого, они хотят, чтобы рассказ был не только проникнут мыслью, но и вместе с тем согрет чувством».

Нужно также, чтобы каждое слово, сказанное ре­бенку, было вполне искренне, правдиво, чтобы слова воспитателя отражали его мысль, убеждение, «а не го­ворились так только, по правилу и ради наставления детям». Воспитатель должен добиваться, чтобы дети цени­ли и уважали каждое его слово. «Слово есть вещь свя­тая» (9, с. 175-177).

 

Одоевский рекомен­дует не сразу отвечать на поставленный вопрос, а путем встречных и наводящих вопросов добиваться, чтобы он нашел ответ «посредством собственного размышления и соображения». Трудно заставить ребенка насильно думать о каком-либо предмете, поэтому нужно возбу­дить в нем желание этого и указать нужный путь его мыслям; нужно учить его правильно и постепенно переходить от понятия к понятию, указывать в пред­мете то, на что следует обратить внимание.

 

В своих педагогических советах Одоевский каса­ется также требований к ответам детей. В частности, он говорит о нежелательности и вредности торопить детей при ответах, «пусть лучше ребенок отвечает мед­ленно, но правильно, обдуманно, нежели скоро, но ошибочно».

Одоевский замечает и обращает внимание воспи­тателей на то, что «дети говорят обычно неясно и сбив­чиво; они торопятся передать свою мысль как-нибудь, нимало не заботясь о точности и правильности выра­жения». Следовательно, воспитатель, зная это, обязан приучать детей «давать своими вопросами и ответами более точности и правильности». Это необходимо, по мнению Одоевского, для того чтобы разъяснить детям их собственные понятия, и для того «чтобы научить их выражаться внятно для других».

 

Особое внимание Одоевский обращает на правиль­ную постановку вопросов для детей, что помогает на­ учить их правильно отвечать. Вопросы «нужно распо­лагать таким образом, чтобы ребенок не мог ответить каким-нибудь одним словом, а должен бы был непре­менно для ясности смысла сказать в ответ целую пра­вильную фразу, составленную по большей части из слов, заключавшихся в вопросе, «но расположенных в форме ответа» (9, с. 178— 180).

 

Полезно заставлять детей рассказывать что-либо друг другу или воспитателю. Если же ребенок говорит неправильно, Одоевский рекомендует не поправлять его сразу, а попробовать задавать ему такие вопросы, «которые бы могли наве­сти на выражение более ясное, определительное», что несомненно приведет к самостоятельному нахожде­нию ошибок в собственной речи и ребенок сам себя поправит.

 

Заслуга В.Ф. Одоевского заключа­ется прежде всего в том, что:

1. в созданном «методе развивающих бесед» он предусматривает необходи­мость развивать ясность детских представлений о предметах, умение логически и последовательно мыс­лить, «пробуждать от сна умственные силы ребенка с раннего детства»;

2. определяет роль слова в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. При этом он конкретно определяет необходимые качества:

- речи самого воспитателя (доступность для понимания, выразительность, эмоциональность, внят­ность, убедительность, последовательность);

- ответов воспитателя на вопросы детей (ясные, полные, без небрежности или рассеянности, четкие, простые, крат­кие, чтобы предупредить болтливость, с последователь­ным усложнением форм и оборотов речи, рекомендует отвечать вопросами на вопросы детей, дабы навести их на самостоятельные ответы);

- задаваемых вопросов детям (простота и ясность вопросов, «но не настолько, чтобы ребенку не над чем было подумать»);

- ответов детей на вопросы воспитателя (неторопливость, обду­манность, последовательность, точность, правильность, внятность, ясность, полные фразы и т. д.).

У В.Ф. Одоевского мы впервые находим четко высказанную мысль о требованиях к речи взрослых как необходимом и обязательном условии воспитания пра­вильной речи у детей. Только в таком единстве требо­ваний к речевому общению воспитателя и ребенка оно становится обучающим фактором в развитии мышле­ния и речи последнего.

 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870)

 

Жизнь и деятельность Константина Дмитриевича Ушинского проходили в сложный период истории Рос­сии. Это был период кризиса крепостничес­кого строя, демократического подъема общественного движения и отмены крепостного права. Это были годы распространения освободительных идей, формирова­ния и укрепления революционно-демократического направления в русском освободительном движении.

Уже современники отмечали, что труды Ушинско­го произвели переворот в русской педагогике и назы­вали его «отцом русской педагогики», «патриархом русской педагогики», а также его еще называли «учи­телем русских учителей» и «отцом народной школы».

 

К.Д. Ушинский впервые объединил в педагогике усилия и достижения антропологических наук, осу­ществил педагогический синтез научных знаний о че­ловеке, раскрыл зависимость прогресса педагогики от познания закономерностей развития человека, пред­принял первую попытку выявления и систематизации этих закономерностей, указал неисчерпаемые возмож­ности воспитания как осознанного и целенаправлен­ного управления многосложными и многосторонними фактами развития личности.

Философский подход к педагогике.

Его педагогические труды в значительной степени являются трактатами философского характера, в которых такие мировоз­зренческие вопросы как, например, что такое мир, материя, душа, общество, цель и назначение человека, истина, религия и др., рассматривались не только в плане педагогической науки, но вместе с тем и с точки зрения философии.

Ушинский указывал, что теория педагогики долж­на быть основана на использовании законов филосо­фии, физиологии, психологии, она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогичес­кими рецептами.

Он считал: «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Он требовал прежде всего построения обу­чения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В этом от­ношении его идеи перекликаются с прогрессивными взглядами Коменского, Руссо, Дидро, Гельвеция, Ради­щева, Ломоносова, Добролюбова и других реформато­ров в области воспитания и обучения детей.

 

Необходимость знания психических процессов.

Большое значение придавал знанию таких психических процессов, как память, сознание, воля, эмоции, внимание.

О внимании он писал: «Внимание есть именно та дверь, через которую про­ходит все, что только входит в душу человека из внеш­него мира». Он различал активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) внимание. Считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

О памяти. Если внимание является «дверью», через которую внешние впечатления попадают в наше сознание, то память сохраняет то, что было воспринято в прошлом. При этом Ушинский указывал на необходимость зау­чивания, частого повторения, предупреждающего за­бывание, для укрепления у воспитанника памяти и уверенности в своих знаниях.

 

Дидактические принципы Ушинского.

Принципы посильности и последовательности в обучении ребенка важны в построении процесса обучения.

Сознательность и активность ребенка – ведущие дидактические принципы. Причем сознательность и активность не­отделимы друг от друга: активность — это форма, в которой существует сознательное обучение учащего­ся.

Принцип прочности и наглядности в изучении материала.

 

К.Д. Ушинский считал, что обучение мо­жет быть успешным при соблюдении трех условий:

- если оно будет связано с жизнью,

- если будет построено в соответствии с природой ребенка,

- если преподавание ведется на родном языке.

 

Идея народности воспитания и педагогики -

явля­ется руководящей идеей педагогической системы Ушинского. Под народностью он понимал своеобра­зие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условия­ми. Принцип народности в педагогике он строит на двух положениях:

1) русская педагогика должна отражать воспитатель­ные цели русского народа, его экономические об­щественно-политические и культурно-просвети­тельные интересы;

2) русская педагогика должна быть самобытной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.