Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление региональной культурной политикой




Анализ современной социокультурной ситуации в России свидетельству­ет об углублении противоречий между принятыми моделями развития и отече­ственной историко-культурной традицией, о нарастании процессов смыслоут-раты, нарушении механизмов преемственности и самовозобнавляемости куль­туры, ограничении доступности ее ценностей. Государство отвечает за самово-зобнавляемость культуры в стране: за образование, за свободу творчества при полном его невмешательстве в творческую жизнь. Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства. Культурная политика государства должна учитывать деятельность всех социальных инсти­тутов, участвующих в культурном строительстве, создавать соответствующие механизмы осуществления этой политики на межведомственной основе.

Важно сделать культуру «цементом общества», посредником между го­сударством и обществом. Именно в культуре, а не в проекте государства обще­ство должно найти свою систему ценностей. Культуре в трансформации обще­ства должно принадлежать особое место. Власть не должна использовать куль­туру как инструмент против общества. Возрождение России возможно только благодаря культуре, а не идеологии. Основные принципы культурной полигики государством законодательно закреплены и по сути своей мало чем отличаются от аналогичных законодательных норм других стран, Что же касается реальной деятельности государства в области культуры, то она находится в явном проти­воречии с принятыми законами. За последние годы отечественная культура развивалась не столько благодаря, сколько вопреки им при явном дефиците внимания со стороны властей и растущем беспокойстве за судьбу культуры российской общественности. В сложившихся условиях нарастает процесс «рас-культуривания» населения: снижение интереса молодежи к образованию (точ­ным знаниям); вытеснение культурной деятельности из структуры досуга насе­ления бездуховными, отупляющими разум и чувства развлечениями; выезд

одаренной молодежи и интеллектуальной элиты за рубеж. Духовный разрыв между поколениями не только подрывает современные возможности развития общества, но и обрекает его на прозябание на десятилетия.

Причинами неэффективной практики управления процессами формирова­ния федеральной культурной политики являются следующие. Продолжается примат политики и идеологии в области культуры, сохраняется «остаточный подход» к гуманитарной деятельности на уровне государственного управления и финансирования. Наблюдается недооценка негативной реакции обширного слоя образованной части россиян на ориентацию власти на прозападные духовные ценности, экспансию западной.массовой культуры. Часто власть игнорирует проблемы творческой молодежи, не создает достаточных условий для ее само­реализации и притока в Сферы культуры, Недооценка властью унизительного социально-экономического положения большинства групп интеллигенции, ра­ботников культуры. Общество в своем обновлении вряд ли достигнет успеха, ес­ли не будет опираться па факторы культуры. Без единого культурного простран­ства не может быть в полиэтнической стране единой политики и экономики.

Поиск новой роли государства в области культуры в современной России непосредственно связан с политическими, социально-экономическими и други­ми переменами в стране. Однако в контексте этих перемен культурная политика государства оказалась функцией политических, социально-экономических и иных структур, а не самой культуры. Инструментальный подход государства к культуре оказался доминирующим над самоцелевым. Новая культурная полити­ка стала, в сущности, продолжением старой, только поменявшей идеологические основы, она не совпадает с признанными в мире концепциями отношений госу­дарства и культуры. Управленческий аспект государственной культурной поли­тики заключается не в руководстве нижестоящими уровнями, а в стимулирова­нии многообразия в культуре как основного условия ее выживания и развития.

В российском обществе, с одной стороны, усилились процессы демокра­тизации культурной деятельности: складываются предпосылки для свободы творчества; вовлеченности в культурные процессы широких групп населения.

А с другой стороны, вторжение в сферу культуры рыночной стихии привело к ее заметной коммерциализации и снижению качества. Сложные и неоднознач­ные процессы, происходящие в российской культуре, характеризуются: утратой духовно-нравственных ориентиров развития общества; вымыванием из общест­венного сознания традиционных ценностей и заменой их на инокультурные; децентрализацией управления отраслью культуры, ее регионализацией; хрони­ческим недофинансированием. Кризис культурной политики вызван несоответ­ствием традиционных теоретических моделей изменившейся социокультурной ситуации, декларативным характером государственной политики в сфере куль­туры, допущенными ошибками в определении приоритетов развития сопнлнь-но-культурной сферы, отсутствием стратегически выверенных и научно-обоснованных направлений культурной политики на федеральном и региональ­ных уровнях, отсутствием в системе структур власти элементов, способных оценивать реальные проблемы и отражать их в форме государственных реше­ний.

Всегда сфера культуры рассматривалась как вторичная по отношению к экономическому базису общества. Отсюда пресловутый остаточный принцип ее финансирования, который и теперь доминирует в реальной государственной политике. В современных условиях сфера культуры является общезначимой для всех сфер общественной практики. Она обеспечивает овладение новыми технологиями всех видов общественно значимой деятельности. Это технологи­чески означает не только техническое оснащение различных отраслей социаль­но-экономической жизни, а, прежде всего, их рационализацию и повышение эффективности в направлении реального улучшения уровня и качества жизни населения (социально ориентированная экономика). В этом и состоит основное содержание оптимального процесса модернизации в России. В этой ситуации необходимо кардинально менять многие ориентиры и предметы культурной политики, позволяющие свести к минимуму негативные последствия начав­шихся преобразований и усилить ее позитивные, конструктивные элементы, повысить эффективность управленческой практики в сфере культуры на всех

уровнях. Необходима принципиально новая концепция культурной политики как часть общего модернизационного процесса в России. Сущность этой кон­цепции заключается в прямой взаимозависимости культурной политики и со­циально-экономических преобразований в нашем обществе.

Решение данных проблем во многом зависит от концептуальной обосно­ванности и технологической оснащенности культурной политики на регио­нальном уровне. Именно в регионах складывается стратегия развития культу­ры, учитывающая совокупность факторов, определяющих специфику террито­рии, ее историко-культурный потенциал, характер и содержание социально-экономических, социокультурных и других проблем. Сущность культурной по­литики сегодня состоит в компенсации негативных тенденций, обусловленных неупорядоченностью механизмов самоорганизации и саморазвития культуры, а также рассогласованностью интересов различных социальных сил и их учета при определении приоритетов культурной политики. Сложившееся противоре­чие между реальным состоянием региональной культурной политики и ее по­тенциальными возможностями ставит задачу разработки как теоретических ос­нов, так и технологии формирования и реализации региональной культурной политики. Это всесторонний ее анализ: уточнение методологических основа­ний, ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механиз­мов их взаимодействия. Процессы, тенденция, конкретные факты культурной жизни наблюдаются на двух уровнях: федеральном и региональном (край, об­ласть, город и т. д.). Поэтому культурная политика должна органически связы­вать глобальные тенденции и местные особенности. Целесообразность перено­са акцентов в культурной политике на региональный уровень обусловлена тем, что на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов — институционных, материальных, человеческих; именно на локальном пространстве достигается максимальная активность субъектов, их участие в культурных процессах; реги­он представляет собой совершенно конкретный объект управления. В силу все­го этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность

осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечи­вающие необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и само­управления.

Регион как объект культурной политики — это определенная духовно-культурная общность, которая определяется этнокультурным составом терри­тории, ее историко-культурным потенциалом. Этнические и национально-культурные факторы способствуют. интеграции общностей, одновременно дифференцируют их. Духовно-культурная интеграция имеет, преимуществен­но, надэтнический характер и может служить соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и политической напряженно­сти. Все составляющие региона взаимозависимы: человек, его культура, харак­тер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания. Важным ас­пектом объекта культурной политики является социально-культурная сфера ре­гиона. Традиционно понимание этой сферы ограничивалось совокупностью ор­ганизаций, учреждений и институтов, обеспечивающих производство, сохране-

ние и распространение, культурных ценностей, т.е. инфраструктурным ком­плексом. Культурная инфраструктура представлена конкретной системой пред­приятий, учреждений и организаций. Культурная политика, объектом которой является инфраструктура, направлена на совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с совре­менными задачами культурной политики: создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития террито­рии. Существенной составляющей объекта культурной политики является ви­дение региона как многоуровневой среды существования, и развития культуры и, одновременно, как объекта культурной политики.

В процессе определения приоритетов культурной политики и выработки проектных решений социально-культурную ориентацию в регионе необходимо анализировать с различных сторон. Социокультурную сферу необходимо пред­ставлять как совокупность субъектов культурной деятельности (индивид, соци­альная группа, учреждение, орган власти, коммерческая структура и др.), т.е.

 

носителей идей, технологий, традиций и т.д. Регион как объект культурной по­литики необходимо рассматривать в качестве субъекта различных проблем: со­циально-экономических, социально-демографических, социально-культурных. Объект региональной культурной политики (город, район) представляет для проживающего там человека культурно-эстетическую среду обитания. Инфор­мационный потенциал сферы культуры представляет совокупность социальных организаций различных ведомств, реально участвующих в организации соци­ально-культурной жизни. Таким образом, региональная культура как объект культурной политики представляет собой сложное и многоуровневое явление — универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент. Следовательно, стратегическая задача культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.