КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие и взаимозависимость культурных образцов
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ НОВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Циклические теории и функционализм изменили представления о понимании культуры по сравнению с теми, которые были наработаны в рамках эволюционистских теорий (взглядов). Во взглядах эволюционистов каждая культура рассматривалась как целостность в себе, безотносительно к тому месту, которое она занимает в эволюционной иерархической лестнице. Функционалисты показали, насколько сложным образованием является каждая культура как социальная система. Невозможно разделять их как примитивные и высокоразвитые. Стоящие на нижних ступенях эволюционного развития культуры стали восприниматься просто как другие, имеющие отличительные от современных культур структуры и закономерности функционирования. Такой подход стал сильным ударом по евроцентристкому мировоззрению. Чтобы понять культуру в новой трактовке, стало недостаточным просто перечислить культурные образцы, т.е. описать различные объекты, традиции, ритуалы, мировоззрение. Главным стало понять, какие функции выполняет тот или иной культурный образец в целостности культуры. Помимо того, что под сомнение ставилась точка зрения примитивности других культур по отношению к европейской, американской, была обнаружена необходимость взаимодействия между ними. Были вскрыты ошибочность и порочность при помощи «модернизации» навязывать западную культуру другим народам и уничтожать их эстетические традиции. Якобы они все равно на эволюционном пути развития пройдут общие стадии и придут к культурным образцам, ценностям, моделям западной культуры. Фактически такая модернизация вела к уничтожению других культур, в первую очередь традиций, обычаев, верований, которые являлись коллективной формой адаптации этносов к окружающей среде. Осознание порочности такого подхода привело к попытке осуществить модернизацию, но одновременно сохраняя и поддерживая традиционные культуры. Попытка столкнулась с парадоксом: проявилось противоречие между западными ценностями (политическими, экономическими, технологическими к др.) и ценностями традиционных культур. То есть между требованиями сохра-нения многообразных культур и тенденцией глобализации современной западной культуры. Мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе пи чем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность. Поэтому для успешного понимания процесса развития культур следует объединить два подхода: эволюционистский — как единство культуры и преемственность ступеней культурного развития; плюралистический — как множественность культур, их самодостаточность. По отдельности эти подходы не могут объяснить ни региональных, ни общемировых социокультурных процессов. В современной российской реальности элементы полистилистической и моностилистической культур сосуществуют, старые культурные образцы, символы функционируют, входят в нынешнюю культурную реальность на правах одного из многих возможных стилей, образцов культуры. Одновременно формируются новые, возрождаются забытые традиции, формы жизнедеятельности. В целом социокультурный процесс в России — это переход от моностилистической культурной организации образа жизни людей к полистилистической. Однозначно выделить источники формирования новых культурных образцов и стилей сложно. Они проникают из прошлого России, с Запада и Востока, сохраняются и видоизменяются из советской действительности. Перемещаются из индустриального и постиндустриального мира, из различных идеологических мировоззрений социальных общностей, в том числе и социальных меньшинств, из различных социально-экономическо-политических концепций. Источниками традиций и прошлого являются, например, православие и советское наследие. Православие с его культурным наследием часто неверно отождествляется с русской культурой: русским монархизмом, дореволюционным либерализмом, националистическими движениями. Большевизм — как образ мышления и стиль политики широко присущ и для современной российской политической жизни. Его принципы не чужды и консерваторам, и радикальным демократам и др. Многие культурные образцы Востока (йога, буддизм, индуизм, кришнаизм, военные единоборства и др.) интегрируются в современную культуру России через посредство Запада. Особенностью этого проникновения является то, что презентативная (внешняя) сторона утверждающихся культурных образцов стала важнее содержательной (внутренней), т.е. теоретической, доктринальной. И это не случайное явление, именно внешние факторы помогают вербовать новых сторонников. Например, молодых кришнаитов в России привлекает не столько моральная ценность учения (часто они ее просто не знают), сколько яркие театрализованные атрибуты (одежда, поведение и др.). Аналогичное происходит с российскими монархистами, новым казачеством и т.д. Внешняя сторона играет важную роль для людей, которые пытаются установить новые связи с жизнью взамен утраченных. Внешние символы идентификации являются знаками быстрого выхода из нынешнего их неустойчивого положения. Вследствие этого первым и важным этапом восприятия новых культурных образцов оказывается их инсценирование при помощи символики, ритуалов, одежды, стиля, поведения и др. Новые роли заимствуются из наследуемых традиций или восприятие посредством средств массовой информации, из другой жизни (Запада, Востока). Люди ведут себя как актеры на сцене и живут не своей собственной жизнью. Но в то же время продолжается и их собственная жизнь (повседневная). Поэтому происходит раздвоение личности, ее поведения, статуса, функций и т. д. Особенно это ярко проявляется в политике. Многие политические партии, общественные организации и движения отождествляют себя с традиционными дореволюционными партиями и движениями (либеральной, социал-демократической, анархической, христианской и т.д.). Однако различия между этими партиями и движениями исключительно только внешние, «стилистические». Внутреннее содержание, например, программы, цели практически одинаковы. У партии отсутствует конкретная, тем более широкая социальная база, нет тесных связей с избирателями. Члены партий, их лидеры часто меняют свою партийную принадлежность. Это свидетельствует о том, что политическая культура носит инсценированный характер, политические стили не являются стабильными. Подобное характерно для всей социокультурной жизни России, в которой пока не установились стабильные отношения между различными культурными образцами, между культурными стилями различных социальных групп. Политическая культура может существовать только при условиях: терпимости граждан по отношению к новым и чуждым им культурным ценностям, образцам и моделям; их готовности жить в этой сложной социокультурной среде на основе формальных правил взаимодействия различных культурных форм. Терпимость населения к новым культурным моделям формируется сложно. Во-первых, за 70 лет существования многонациональным отношений, когда границы между нациями практически отсутствовали, а четвертая часть населения проживала вне национальных территорий, сформировались довольно прочные традиции культурного добрососедства. Во-вторых, безусловно, сказался и довольно жесткий контроль политического режима, приведший к культурному фундаментализму, то есть к моности-ческой официальной культуре. Поэтому на современном этапе социокультурное развитие сталкивается и с устаревшими культурными нормами и предписаниями. Кроме того, исходя из политико-экономических соображений нового политического режима, проблемы развития культуры отодвинуть на задний план. В России существует опас- ность ухода от одного культурного фундаментализма (советского) к другим на основе традиционных идей (особого характера русской души, великого предназначения России) или американизации российской культуру
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |