КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура и цивилизация. Категория «цивилизация» впервые стала осмысливаться энциклопедистами в XVIII в
Категория «цивилизация» впервые стала осмысливаться энциклопедистами в XVIII в. Цивилизация, по их мнению, общность социального и технического про-гресса. Под цивилизацией они подразумевали усовершенствование государства, законодательства, на которых основывается и общий прогресс человечества. Тер- мин «цивилизация» в употреблении его энциклопедистами означал высшую стадию культуры, которая наступает после периода «дикарства и варварства». Дикарство (по Ф. Энгельсу) охватывает период присвоения человеком готовых естественных продуктов, варварство, когда развивается животноводство и земледелие, а цивилизация — это период, когда человек приобретает такие знания, которые позволяют ему заниматься творческим отображением действительности, развитием искусства. Таким образом, цивилизация — это общественный процесс, общественная организация высшего порядка, которую отличает прогресс искусства, науки, тотальная культура людей, народов, стран. В соотношении понятий «духовная культура» «материальная культура» цивилизация распространяется только на материальную (в первую очередь техническую) культуру. Эволюционист Л.Г. Морган отмечал: «цивилизация — это историческая фаза в развитии культуры, которая заменяет фазу дикарства и варварства». После этой фазы начинается период человеческой истории, когда люди стали использовать фонетическую азбуку и письмо. . К концу XVIII в. культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественную ограниченность. В Германии, а затем в России, сложилась антитеза «Культура и цивилизация». Культуре как средоточию духовных, моральных, эстетических ценностей противостоит цивилизация. Это нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде с материальным и технологическим процессом. Культура характеризовалась процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, процессом, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которым категория прогресса неприменима. Носителем культуры материальной и духовной является весь народ (этнос).
Позднее социологи установили, что на определенных этапах цивилизованного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни в целом. В более высокоразвитых обществах духовная культура доминирует над материальной. Соотношение культуры и цивилизации довольно широко рассмотрено в трудах просветителей. В их понимании цивилизованное общество основано на разуме и справедливости. В XIX в. цивилизация обозначала капиталистическое общество в целом. Но уже вскоре культура и цивилизация стали противопоставляться друг другу. Ф. Теннис (нем. соц.) выделил два типа социальных отношений: общинные и общественные. Первые основаны на эмоциях, привязанностях, т.е. чисто человеческих отношениях. Такие отношения характерны для общностей: соседство, род, нация. Это отношения в рамках общей культуры. В основе общественных отношений лежит рациональный обмен находящихся во владении вещей. Эти отношения имеют вещественную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Отношения этого типа имеют целиком рациональную (па экономической выгоде) структуру. Их субъектами могут быть не только индивиды, но и социальные группы, общности, государства, их сообщества. Это отношения в рамках цивилизация. По Теннису развитие социальной организации идет от «общины» к «обществу». То есть общественный процесс связан с утратой культурного компонента отношений, с разрывом традиционных связей, снижением доли человечества в отношениях людей друг к другу. Их место занимает расчет и рационализм.
Подобные оценки состояния и перспектив развития культуры обусловили идеализацию отношений типа общинных, необратимо уходящих в прошлое, и привели к концепции культурного пессимизма, к так называемой критике культуры, т.е. по существу, к критике современности, ведущей якобы к распаду и гибели культуры. В это же время появилось понятие «локальная цивилизация», в частности, Европейская цивилизация противопоставилась восточным. Хотя три четверти исторического человечества прошли восточно-государственный путь развития. Абсолютизм, как разновидность власти восточного деспотизма, был присущ всем европейским странам. Азиатские формы эксплуатации обнаруживаются и в ранних капиталистических государствах. Крепостничество в различных формах присутствовало в европейских странах (плантаторское рабство в США). Ценности западной цивилизации: индивидуализм, вещизм, религиозная нетерпимость, атеизм привели к уничтожению целых народов, многих исторических ценностей, тысяч видов животных, растений, создали оружие массового уничтожения, вызвали экологический кризис и другие негативные факторы. Ценностям западной цивилизации противостоят восточные: альтруизм, коллективизм, умеренный достаток, скромность образа жизни, веротерпимость и другие духовные ценности. Н. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871 г.) выделил 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, арабский, европейский. Посредством анализа их он сформулировал общую типологию культур. Показал, что нет всеобщей истории, а есть история культур, цивилизаций. Каждый из этих типов имеет собственную историю (древнюю, среднюю, новую). Все они находятся на разных фазах, уровнях развития, поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества. Н. Данилевский на основе культурно-исторических типов выделил 13 цивилизаций. Каждая из них проходит замкнутый цикл из следующих стадий: зарождение, расцвет, дряхление и умирание (т.е. сравнивается с биологическим организмом). После чего она становится базой для других цивилизаций.
Н. Данилевский сформулировал пять законов исторического развития, вытекающих из идеи циклизма: - каждый этнос (народ) или группа этносов имеют отдельный язык (или - чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историчес - цивилизации одного культурно-исторического типа не наследуются (не - полнота содержания цивилизация зависит от разнообразия этнографиче - ход развития культурно-исторических типов неопределенно продолжи В XX в. исследователи стали анализировать постоянные, общие элементы, присутствующие во многих культурах. Появились так называемые циклические теории культурного развития, которые отмечали эволюционное развитие всех культур, проходящих определенные фазы. Некоторые цивилизации характеризуют конец культурного развития определенного общества. Так, Ф. Ницше, О. Шпенглер увидели в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада, т.к. якобы цивилизация — это совокупность крайне внешних, искусственных состояний, к которым способны адаптироваться люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение развития, она следует за культурой, как смерть за жизнью. О. Шпенглер основным признаком цивилизации считал развитие индустриализации в обществе. Это последний итог развития культуры: урбанизация образа жизни, потеря нравственности и т.д. Культура перерастает в цивилизацию, которая не нуждается в творчестве. Творчество перерастает в механическую и другие виды энергии. Для сторонников такой позиции противопоставление культуры и цивилизации — это противопоставление духовного, органического, творческого нетворческому, неорганичному, всеобщему.
О. Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 г.) выдвинул идею о наличии восьми культурно-исторических кругов: римская культура, египетская, ассиро-вавилонская, индийская, арабская (магическая), ангинная, мексиканская и западноевропейская. «Культура — это организмы, история мира — это их общее, коллективное жизнеописание». Каждая культура — полный организм, она повторяет историю растительного мира. Каждая культура имеет свой способ рождения и гибели. Возникновение любой культуры совпадает с образованием города, который также понимается как биологическое существо, которому чуждо все кочевое или сельское. Любые ранние периоды культуры и города тако- вы, что в них получают свое воплощение не только культуры, но и народы, государства, политика, наука и искусство. Культура, понимаемая как биологический организм, после роста и периода своего высшего развития теряет творческие силы, чахнет и исчезает. Каждому виду культуры он отводил тысячу лет ее развития. Закономерный исход этого исчезновения — цивилизация. Цивилизация, по мнению О. Шпенглера, это крайние и наиболее искусственные состояния, на которые способна высшая раса людей. Эти состояния представляют собой завершение, они приходят после того существования, которое существовало, как после жизни — смерть, после развития — неподвижность, после села и социального детства — духовная старость и большой каменный город, который делает каменным все вокруг. Цивилизация — это неотвратимый, неизбежный конец каждой культуры и исторического развития, за которым следует вне историческое состояние человечества. По О. Шпенглеру цивилизация знаменует неминуемую судьбу культуры — ее рассвет (апогей), но и неизбежный закат (конец). А. Тойнби цивилизацию рассматривал как ступени или лестницу, ведущую к высшим вещам в религиозном и ценностном плане. По его теории трудно отделить одну цивилизацию от другой. Под общим понятием «цивилизация» можно понимать и несколько, и одну, охватывающую многие нации, государства и общественно-экономические формации. М. Вебер попытался уточнить границы понятий «культура» и «цивилизация», разграничить их функции, особенно такие, как цель и средства. В своей социологии культуры он различает три фактора, которые проявляются во взаимодействии культуры и цивилизации: социальный процесс, культурное движение, цивилизованный процесс. Социальный процесс — форма, в которой начинает формироваться всеобщность естественных человеческих сил и воли, который ограничен естественными условиями (географическими, климатическими и др.). Духовно-культурный процесс в обществе содержит компоненты: развитие сознания населения, растущую духовную номинацию (преобладание) над природой, актуализацию и конкретизацию интеллектуального пространства (знания), превращение его в средства, методы, организационные принципы, дающие жизнь конкретным социальным структурам. Цивилизованный процесс — это духовный процесс, имеющий собственные законы, необходимости подъема и стагнации. Культурное движение и цивилизованный процесс проявляются в их неодинаковом и даже различном отношении к социальному процессу, они имеют разные законы и формы развития. Социальный и цивилизованный процесс взаимообусловлены, а культурное движение имеет особую свободу и самостоятельность. Тип развития культурной среды отличается от типа развития цивилизационной сферы. Цивилизация, по М.Веберу, это единый процесс просвещения, который проходит через всю историю человечества и ведет к определенной цели. В культурном движении появляется созидание, не связанное с фундаментальной необходимостью, т.е. культура представляет собой существенный элемент в оформлении общества и цивилизации. Социальный процесс, цивилизованный процесс и культурное движение всегда находятся во взаимосбалансированном и динамичном соотношении. Культурное движение зависит от исторического организма (конкретного общества, общественно-экономической формации). Культурному движению всегда удается вобрать в себя и социальный, и цивилизованный процесс. В 70-е г. XX в. Г. Маркузе противопоставил западноевропейскую цивилизацию (индустриальную) культуре, как жесткую и холодную повседневность л вечному празднику, как реальность — утопии. Для него культура — это плоды философии, искусства, литературы и музыки, накапливающиеся и пронизывающие всю историю человечества. Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будничный день — выходному, работа — досугу, царство необходимости — царству свободы. По мнению Г. Маркузе, культура соотносится с более высоким изменением автономии и существования, чем цивилизация, которая обозначает царство необходимости, диктуемого потребностями общества, труда и поведения. В цивилизации, в отличие от культуры, человек не находится в рамках своего собственного существа, он подчинен закону, внешним условиям и потребностям. Средства культуры впитали в себя ее цели. Интеграция культуры и цивилизации ведет к гарантированной всеобщности современного общества. Всеобщность идеологизации и политизации современной культуры — это глобальная тенденция современного общества. Культура все в большей степени начинает принадлежать повседневной жизни и труду. Это свидетельствует о начале исторического процесса преодоления противоречий, которые возникли с историческим разделением труда между культурой и цивилизацией. . В идеологии марксизма также есть элементы критики цивилизации, а именно, торгашеской, буржуазной цивилизации, уничтожающей подлинность человеческих отношений. Так, в Манифесте коммунистической партии отмечается, что пролетариат — продукт безжалостной рациональной, технической цивилизации. Его задача состоит в том, что при помощи социалистической революции победить эту цивилизацию, затем, обогатив себя всем культурным богатством, накопленным человечеством, воссоединить цивилизацию и культуру. Покончить с «пагубным» влиянием цивилизации, разлагающей человеческие отношения, призывала и идеология нацизма. Взамен безликому и бесчувственному космополитизму нацизм предлагал эмоциональную близость членов рода, нации, расы (естественно, германской), представители многих других наций, рас просто уничтожались.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |