КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности культурных образцов
Иерархия, например, съезд партии выше, чем съезд писателей. Канонизация — способы проведения культурных мероприятий (наличие символики и т.д.). Упорядоченность - строгое регулирование культурной деятельности. Тотализация — претензия на верховенство над другими культурами. '-' Исключение — отказ от использования, признания "чужих" образцов. Упрощение — доступность и однозначность толкования конкретных культурных образцов. Отношения между различными блоками культуры не всегда складываются гармонично. В частности, нередко возникают противоречия между национальными культурами, общепринятой и субкультурами. Их реальное существование порождает сложную, противоречивую систему взаимоотношений: взаимопроникновение, сосуществование, отторжение, противоборство. Культуры могут сосуществовать нейтрально, не мешая друг другу и не смешиваясь. Альтернативные контркультуры активно теснят друг друга, каждая из них стремится занять доминирующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты. На основе подобных отношений наблюдается два вида социокультурного процесса: ассимиляция — вынужденное (приспособительное) освоение языка другой культуры и культурного (добровольного) отбора и усвоения другой культуры. Освоение другой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип. Иначе никакой ассимиляции или культурного отбора не происходит. Таким образом, для формирования единого человеческого сообщества необходимо теснейшее взаимодействие культур. В этом отношении российская культура находится в выгодном положении, т.к. основу составляют западная и восточная культуры. В этом случае напрашиваются относительно прошлого и современности дискуссионные вопросы: была ли в России частная собственность как социальный институт? Знали ли россияне когда-то свободу, будет ли продуктивной демократия в стране с глубокими тоталитарными и авторитарными традициями? В целом моностилистическая культура имеет своих экспертов, В примитивных обществах это были шаманы, маги, колдуны, священники, в современном — идеологи. Они регулировали и регламентировали культурную жизнь общества вплоть до мельчайших повседневных детален. Другой се специфической характеристикой является строго определенный порядок реализации культурных явлений во времени и пространстве согласно нормам доминирующего мировоззрения (специальные дни, места проведения и т.п.). Текущая культурная активность локализовалась сначала в храмах и других культовых зданиях, позднее — в театрах, концертных залах и т.д., специально создаваемых для культурных целей. Культура не может быть высокой. низкой, логичной, нелогичной, она просто есть. Общество таково, каким оно проявляется в культуре. Нельзя противопоставлять культуру и общество, они различаются, но всегда есть точки, сферы отождествления. Они находятся там, где идея, активно поддерживаемая действием, превращается в реальность. Идея оказывается реальностью, потому что она реальна по своим последствиям. Культурное и социальное — это просто два разных аспекта видения одного и того же феномена. В любом эмпирическом явлении социальной жизни невозможно отделить социальное от культурного. 3. Культура и труд: человеческая деятельность и способности Культура — это результат разделения труда, и в ходе истории своего возникновения она была противопоставлена труду. Культура выделилась в качестве общественной сферы в своих первых формах как: язык, религия и мифология. Культура возникла вместе с производством первичных средств, необходимых для жизни. Этот первичный исторический акт стал отличать человека от животных. Следующий этап развития культуры связан с формированием языка. Развитие языка, способность человека к коммуникации посредством символов сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. С появлением языка и символов человек становится культурным существом. Культура превращается в вид общественного проявления человека и меру ею развития. Степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. Как только человек превратил инстинктивную систему знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разделения целенаправленным изменением человека окружающей среды началось отчуждение культуры от труда. История человечества, по К. Марксу, начинается с племенного общества, с которого начинается и эпоха буржуазного общества. Оно возникает и исчезает с появлением и разделением труда. На протяжении всей истории человечества разделение труда развивалось этапами, которые тождественны различным формам собственности. Первое основное условие развития труда (человека) — это удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, продуктами материальной жизни. Второе условие — это удовлетворение новых потребностей, которые возникают из первых, уже удовлетворенных. Третье условие — люди, создавая каждодневно свою собственную жизнь, создают семью. Четвертое условие — это материальная связь между людьми, которая обусловлена потребностями и способами производства, постоянно принимающего новые формы. Удовлетворением этих четырех условий первых исторических отношений людей человек удовлетворил и пятое — приобрел сознание. Это человеческое сознание является общественным сознанием. Язык, как и сознание, возникает из потребностей, из необходимости общения с другими людьми. Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникновения сообществ людей и возникновения культуры. Первая форма его — разделение на материальный и духовный труд. Разделение труда имеет своим результатом то, что материальная и духовная деятельность, удовлетворение и труд, производство и потребление начинают принадлежать разным индивидам, поэтому между ними невозможно избежать противоречий. Труд — это основа культуры и источник других сознательных свойств человека: сознания, социальности, универсальности, свободы. В труде человека предметы превращаются в ценности, которыми можно пользоваться. Человеческая деятельность — источник и основа культуры как искусственно созданного мира. Деятельность — специфическая человеческая форма активности, содержанием которой является и целесообразное изменение и преобразование окружающего человека мира. Деятельность имеет целенаправленный характер. Это такая активность, которая организуется в соответствии с достижением поставленной цели; предполагает предварительное рациональное осмысление. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, выбирает способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий. Деятельность как процесс может быть разложена на ряд более простых действий и операций. Последовательность действий и их характер зависит в значительной степени от объективных условий деятельности. В разных условиях достижение одной и той же цели может складываться из различных действий. Свое завершение деятельность находит в результате. Его следует отличать от цели. Деятельность как процесс детерминирована двумя группами факторов: предварительным идеальным планом целедостижения и реальной структурой деятельности (действий). Цель, анализ условий, схема действий — все это относится к идеальной стороне деятельности. Физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом (предметом) деятельности, последовательно осуществляемые действия, их результат— суть реальные компоненты деятельности. Соответственно, цель деятельности и ее результат лежат в разных плоскостях, и потому не могут быть тождественными. Деятельность как целеориен-тированный рациональный набор действий оказывается не индивидуализированным, а стандартным процессом, отобранным и отработанным на интсрсубь-ективном уровне сочетанием действий. Поэтому деятельность является культурным аспектом человеческой активности. Деятельность в социальном аспекте представляет собой и совокупность объектов, участвующих в процессах обмена действиями. Материал, инструмент, результат деятельности в социальном плане можно представить как предметный, вещный уровень объектов культуры. Это — функциональные предметы, которыми люди пользуются в совместной жизни для удовлетворения своих потребностей, запросов, желаний. Цель, план, анализ, выбор средств при переходе от деятельности к взаимодействию представляют идеальный (рациональный и образный) уровень объектов культуры. Это идеи, образы, категории их сочетания, с помощью которых люди преувеличивают реальность, ищут идеальные заменители реальных объектов. Оперирование ими предваряет или заменяет внесение изменений в существующие устойчивые природные или социальные связи. Содержание деятельности в культурном плане — это набор стереотипных элементарных действий в стандартных ситуациях и навыки владения ими. Организационный аспект деятельности — упорядочение в процесс отдельных действий, связанных с целедостижением, обмен действиями в ходе реализации людьми этого процесса. Культурный аспект такой организации заключается в регулятивных образованиях: нормах, знающих пределы эффективного взаимодействия, правилах, указывающих оптимальные пути действия в определенных условиях. Так, рассмотрение интеллектуальной деятельности предполагает: выделение решаемой задачи, оснований, принимаемых для ее решения, последовательность логических операций, характер решения. Динамика взаимодействия прослеживается через его функции (т.е. для чего оно осуществляется), через структуру (каковы связи между его участниками), через характер результатов, эффективность. Социальные действия и взаимодействия упорядочены не только по объективным признакам, но и с точки зрения общественного разделения социальных функций, в том числе и труда.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |